"Я и моё имя"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Литвинюк Людмила Васильевна


Имена, внешность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nodya_i_moyo_imya.odt16.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №36 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ТЕМЕ «Я И МОЁ ИМЯ»

(подготовительная логопедическая группа №1)

ПРОВЕЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ

ЛИТВИНЮК Л.В.

САРАНСК 2012

Цель:

  1. Развивать актуализацию знаний об именах, отчествах и фамилиях.
  2. Учить образовывать своё отчество.
  3. Уметь рассуждать о происхождении своих фамилий.
  4. Закрепить знания детей о членах своей семьи, умение образовывать имена существительные  с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
  5. Воспитывать уважение к членам семьи, расширять словарь по теме.
  6. Развитие связной речи.

Методические приёмы:

Словесные: беседа.

Практические: словесная игра «Знакомство».

Материал:

Фотографии детей группы.

Предварительная работа:

Беседы, чтение исторических книг о происхождении имён, фамилий, оформление альбома «Я и моё имя».

Ход занятия:

1. Воспитатель. Сядет тот, кто назовёт своё имя.

    Ответ. Глеб, Катя, Саша, Ксюша, Виталик, Артём, Артём, Андрей, Вика, Дима, Дима.

2. Воспитатель. Да, дети, у каждого человека есть своё имя, своя история: в какой семье он родился, как его назвали, какое у него отчество. Имя – особое слово для человека; оно священно. Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имена возникли не случайно. Имя даётся человеку при рождении.

3. Воспитатель. А вы знаете, дети, какие имена были в Древней Руси? В Древней Руси имён было много. Вот некоторые из них: Светлана, Чернава, Мясоед, Пискун, Прыгунок, Лобик, Рыболов, Борщ.

4. Воспитатель. Похожи имена Древней Руси на современные?

    Ответ. Некоторые похожи.

5. Воспитатель. Скажите, о чём говорят эти имена? Как выдумаете?

    Ответ. Я думаю, Светлана – светлая,

                     Я думаю, Прыгун – подвижный…

6. Воспитатель. Да, дети, раньше имена давали в честь кого – то или чего – то, например, в честь праздника, в дни которого родился человек. Со временем на Руси появились греческие и римские имена, они тоже имеют какое – либо значение:

Андрей – мужественный,

Марина – морская,

Максим – величайший… Хорошо!

7. Воспитатель. А что обозначают ваши имена? Знаете?

    Ответ. Виктория – победа,

                    Андрей – мужественный…

    Воспитатель. Да, дети, каждое имя имеет своё значение.

8. Воспитатель.  Проведём игру «Назови ласково». Проговариваем имена с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Дети, назовите своё имя ласково, так, как вас называет мама.

Ответ. Катя – Катюша,            Артём – Артёмушка,

                Глеб – Глебушка,         Вика – Викулька. Молодцы.

9. Воспитатель. Дети, когда вы вырастите, ваши имена будут звучать по другому, по – взрослому. Давайте вспомним, как звучат ваши имена и как они будут звучать, когда вы станете взрослыми?

Ответ. Тёма – Артём,            Дима – Дмитрий,

                 Саша – Александр,   Вика – Виктория…

10. Воспитатель. Дети, у каждого человека есть отчество. Отчество рассказывает, чей ты сын или дочь. Узнать своё отчество легко – происходит оно от имени отца.

11. Проведём игру «Назови своё отчество». Дети вспоминают, как зовут отца и образуют отчества.

Воспитатель. Дети, вспомним, как зовут ваших пап  и образуем отчества.

Ответ. Моего папу зовут Михаил – моё отчество Михайлович,

                 Моего папу зовут Николай – моё отчество Николаевич…

Воспитатель. Молодцы! Вы правильно назвали своё отчество.

12. Воспитатель. Дети, у каждого человека есть фамилия. Фамилии тоже могут рассказывать о человеке. Например, человек работал в кузнице, и у него появилась фамилия Кузнецов, человек разводил индюков и его стали называть Индюковым, у человека отец был солдатом – его фамилия Солдатов. Попробуйте объяснить происхождение таких фамилий, как Мельников, Зайцев?

Ответ. Я думаю, что Мельников – молол зерно, у него была мельница.

                 Я думаю, что фамилия Зайцев была у человека, который любил охотиться на зайцев.

13. Воспитатель. А что обозначают ваши фамилии? Терёхин, Павловский, Миронов…

Ответ. Я думаю, что моего деда звали Терёша, Терёха.

                А я думаю, что моего деда звали Павел и произошла такая фамилия.

                А я думаю, что моего предка звали Мирон – у меня фамилия Миронов.

Физкультминутка.

Каждый день по утрам          (ходьба на месте)

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,                     (поднимаем руки вверх и опускаем вниз)  

Приседать и вставать,            (приседаем)

Прыгать и скакать.                  (прыжки на месте)

14. Воспитатель. Продолжим нашу беседу. А вы знаете, как зовут ваших папу и маму?

Ответ. Мою маму зовут Татьяна Владимировна Андрияхина.

                Моего папу зовут Александр Владимирович Павловский…

Воспитатель. Хорошо!

15. Воспитатель. Дети, когда вы вырастите, то к вам будут обращаться так же уважительно. Я предлагаю вам поиграть в игру «Знакомство». Игра «Знакомство»  - дети  называют своё имя, отчество, фамилию:

Воспитатель. Меня зовут Людмила Васильевна Литвинюк.

Ответ.  Меня зовут Андрей Александрович Павловский,

                       Меня зовут Глеб Александрович Андрияхин,

                       Меня зовут Виталий Евгеньевич Гуляев.

16. Воспитатель. Дети,  вы научились полностью произносить своё имя, отчество, фамилию.  Знание истории своего имени, отчества и фамилии поможет понять свою родословную – историю рода. Нужно знать, что обозначает твоё имя, знать своё отчество, фамилию и её происхождение.

Итог:

Воспитатель.  Что нового узнали о себе?

                                    Чем понравилось занятие?

Ответ. Я знаю теперь, что обозначает моё имя Андрей – мужественный. Мне понравилась игра «Знакомство». Мне было интересно.

Воспитатель.  Дети, вы с интересом занимались. Охотно и правильно отвечали на мои вопросы. Вы молодцы! Занятие окончено.