Консультация для родителей
консультация по развитию речи на тему

Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Фольклор - народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_folklora_v_razvitii_rebenka.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Фольклор - народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что дети разного возраста отдают предпочтение разным жанрам фольклора. К примеру, детям младшего возраста очень близки колыбельные песни, потешки, игра на шумовых музыкальных инструментах, пальчиковые игры, когда пальчики в игре превращаются в «сорок», «мышек», «братцев», а ладошки в простейшие музыкально - ритмические инструменты (молоточки, тарелочки, палочки и т. д., которые выполняют нужные музыкально-ритмические действия. В зависимости от настроения детей, от уровня усвоенного музыкального материала, варьирую ход занятия, внося импровизацию. Особую заинтересованность дети проявляют при инсценировании музыкальных произведений, при внесении элементов театрализации.

Детям старшего дошкольного возраста больше нравятся дразнилки, частушки, небылицы, они тонко чувствуют юмор. События, разворачивающиеся в небылицах, могут быть совершенно невероятные, нереальные и это укрепляет в детях понимание подлинных, реальных событий, связей вещей и явлений. Использую в работе разные приёмы активизации детей в НОД, например, приём поочерёдного вступление, который активизирует слуховое внимание детей, развивает умение слушать друг друга, фиксировать качество исполнения, отмечая неточное. Режиссура песен в старших группах усложняется, появляются характерные роли: лирические («Пошла млада», комические («Из-за рощи зеленой», задорные («Жил я у барина»).

Неоценимую помощь в экологическом воспитании детей, также оказывает фольклор.  Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитании детей. Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Потому что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа, в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам родной земли.

Малый фольклорный жанр - это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание и повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалочки не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: "Аты-баты, шли солдаты..." Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание - движущая сила в развитии ребенка!

Использование фольклора в режимных моментах

Умывание

Из колодца принесла

Курочка водицы,

И ребята всей гурьбой

Побежали мыться.

**********

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

 Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Не кусался зубок.

**********

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***********

Чистая водичка умоет

Саше личико,

Анечке - ладошки,

Пальчики - Антошке.

Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: "Где у нас личико? Где носик и ротик?" Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.

Расчесывание волос

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Маму, дочка, слушайся.

**********

Уж я косу заплету,

Уж я косу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

- Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Во время еды

Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку,

Вкусную,, пушистую, мягкую, душистую.

**********

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерна взялась,

Зайка за капусту, мышка-за корку,

А детки - за молоко.

Пейте, детки, молоко - будете здоровы!

**********

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Кто кашу не ест,

Молоко не пьет -

Забодает, забодает.

**********

Во время игр

Киска брысь, киска брысь!

На дорожку не садись!

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

**********

Как у нашего кота

Шубка очень хороша!

Как у котика усы

Удивительной красы!

Глазки смелые,

Зубки белые!

**********

У Аленки в гостях

Два Цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане.

А корова - в юбке,

В теплом полушубке.

Выход на прогулку

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождик подойдет-

Мы пойдем в сапожках.

**********

Наша Таня маленька,

На ней шубка аленька.

**********

1,2,3,4,5,

Собираемся гулять!

Во время прогулки

Божья коровка,

Черная головка,

 Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

**********

- Сосна, сосна, от чего красна?

- От того красна, что под солнцем росла!

**********

Воробей, воробей!

Не гоняй голубей,

Не клюй песок,

Не тупи носок!

**********

- Жук, жук, где твой дом?

- Мой дом под кустом.

Ехали бояре -

Мой дом растоптали.

**********

Солнышко - ведрышко,

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Еще малых ребят!

**********

Ой, ты, радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка!

**********

Ой, ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет.

Перед сном

Баю-баю-баиньки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

**********

Котя, котенька, коток,

Котя - серенький лобок,

Приходи к нам ночевать,

Наших деточек качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

После сна

Петушок, петушок -

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шолкова бородушка, что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

**********

Рано солнышко встает,

На зарядку всех завет.

Если ребенок плачет

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки-

Для тебя потешки.

**********

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не плачь, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не реви,

Куплю тебе три!

Считалки

1,2,3,4,5,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы -

Ты пойди-ка поводи!

**********

Шла кукушка мимо леса -

За каким-то интересом,

Инти - инти - интерес,

Выходи на букву "С".

Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он помогает решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...