Методическая разработка: консультация для родителей. Тема:" Учим рифмовать и запоминать"
методическая разработка по развитию речи по теме

Мирошникова Екатерина Викторовна

Аннотация к методической разработке. Консультация для родителей. Тема: «Учим рифмовать и запоминать». Образовательная область: познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Автор-составитель: воспитатель Мирошникова Екатерина Викторовна. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 Приморского района города Санкт- Петербурга с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей. Содержание разработки: полезные советы родителям, как развивать речь и память детей . Рекомендации по использованию: Как материал для информационной доски. Как консультационный материал для сайта родителей. Как отдельная консультация по тематике: «речевое развитие детей» (необходимо дополнить практическим материалом: обучающие упражнения, игры, и.т.д.) Как отдельная рубрика в устном журнале. Как консультация для педагогов (требует некоторой доработки и добавления практического материала: дидактические игры, словесные игры, развивающие упражнения и.т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka._konsultatsiya_dlya_roditeley.docx289.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: консультация для родителей.

Тема: «Учим рифмовать и запоминать»

Образовательная область: познавательно-речевое развитие детей.

Автор-составитель: воспитатель Мирошникова Екатерина Викторовна.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 Приморского района города Санкт-Петербурга с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей.

    Поэзия входит в жизнь ребёнка с первых дней его жизни. Стихи и потешки, колыбельные песни на ночь, сказки, рассказанные бабушкой,- весь этот чудесный мир доброй мудрости помогает малышу почувствовать, что окружающие его любят.
    И если ребёнок уже достаточно хорошо разговаривает, то самое время познакомить его с основами стихосложения, а точнее вашему вниманию предлагаются игры с рифмами. Эти игры развивают внимание, логическое мышление, а так же, как и любые другие игры, позволяют лучше овладеть родным языком и полюбить его.
                                       "Складно - нескладно"
    Именно с этой простой игры и начинается знакомство ребёнка с понятиями "рифма", "складно", "нескладно", начните рассказывать известное ребёнку стихотворение, переставляя слова или заменяя конечные слова другими, например:
                                     Наша Таня громко плачет,
                                     Уронила в речку куклу...
    Наверняка ребёнок возмутится и воскликнет: "Нет! Мячик!". А вы продолжите:

                                     Тише, Танечка, не плачь,
                                     Не утонет в речке кукла...
    Выслушайте ребёнка, искренне удивляйтесь: "Ой, а правда ведь, так, как говоришь ты, звучит намного лучше. Наверное, потому, что получилось складно!"
    Точно так можно обыграть любые другие стихотворные загадки с рифмами - подсказками:
                                      На шесте дворец.
                                      Во дворце певец,
                                      А зовут его.... воробей! (скворец)
   "Нет, скворец!"- спорит ребёнок. " А воробей разве не подходит? И правда, нескладно получается..."
 И еще например:
                                      Снег в лесу. Сугробов много.
                                      Но слышна синицы трель.
                                      С крыши прямо на дорогу
                                      Звонко капает ....дождик! (капель)

 "Рифмовочки"
     В эту игру со своим ребёнком вы можете играть по дороге домой, сидя в очереди в поликлинике  в любом другом месте. Просто подбирайте вместе рифмы к словам, обозначающие предметы, которые вы видите перед собой, или просто абсолютно к любым словам, которые приходят в голову к вам или ребёнку.
Например, песок-носок, ветка-детка, врач-грач, ухо - сухо.
    Сначала больше придётся подбирать рифмы вам, ребёнок только будет придумывать слова, но потом уже вы сможете предлагать слова по очереди.

 Настольная игра " Угадалки"
    Для игры вам потребуется подобрать карточки с изображением предметов, названия которых рифмуются, например, сом-дом, пол - стол, кот- рот, кошка- мошка, зайка- майка.
    Карточки можно нарисовать самим, можно распечатать на принтере и наклеить на картон. Когда всё готово, то нужно перемешать все картинки и можно играть. Возможны 3 варианта игры:
1. Выберите 3 карточки, например, рак, мак и кот. Дайте одну из них ребёнку(мак) и предложите подобрать к ней пару из оставшихся карточек. Для того чтобы ребёнку было легче выполнить ваше задание, обязательно проговаривайте названия картинок.
2. Возьмите уже 2-3 пары карточек и предложите разложить их, составив рифмующие пары.
3.  Возьмите несколько пар карточек и положите на столе лицевой стороной вниз. Предложите ребёнку взять 2 карточки, пытаясь собрать все пары рифмующихся картинок. Например, первое слово на карточке жук, а на другой - дом. Так как дом не рифмуется со словом жук, то данную карточку возвращаем обратно. И переворачиваем карточки дальше в поисках нужной. Этот вариант игры отлично тренирует еще и зрительную память, потому что ребёнок по ходу игры старается запомнить, куда он кладёт карточку, которая ему может потом пригодиться для другой пары рифмующихся слов.


 "Прозвища"
    В сказках у персонажей есть прозвища. Предложите ребёнку вспомнить их. Наверняка он назовёт вам Лягушку- Квакушку, Зайку- Побегайку, Лисичку- Сестричку, Акулу-Каракулу.

Бывает часто, что у героя несколько прозвищ, предложите ребёнку выбрать то, какое ему больше нравится. Вот, например, волк. В разных сказках он имеет разные прозвища, например, Волчок - Серый бочок, Волк-Зубами щёлк. Или лиса: Лисичка - Сестричка, Лиса-Краса. Вместе с ребёнком по аналогии выберите имена для его мягких игрушек: Котик-Бархатный животик, Мышка - Малышка, Хрюшка- Розовое Брюшко. Сочиняйте сами и, чем смешнее будет, тем лучше, пусть даже сначала кажется, что вариантов рифмовок вовсе и нет.


Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Мнемотехника помогает развивать: 
-ассоциативное мышление
-зрительную и слуховую память
-зрительное и слуховое внимание
-воображение

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. 

Вот, например:

Дидактическое пособие «Стихи в картинках» (мнемотехника)

Пальчик - мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-259447-1414421234.jpg

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.



Конечно, не каждому из нас дано стать поэтом, но умение рифмовать строчки и запоминать, наверняка, пригодится в жизни. Ведь если в будущем ваш сын или дочка смогут запомнить или сочинить стишок к школьному вечеру, поздравление другу - это уже само по себе неплохо, ведь так?