Дидактические игры .
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ставропольцева Татьяна Владимировна

Подбор дидактических игр позволяет закрепить и систематезировать знания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_po_kosmosu.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

«Сложи по порядку», «Чего не стало?»

Цели:

- закрепить последовательность частей суток и времён года;

- закрепить умение ориентироваться во времени;

- развивать внимание, память, логическое мышление;

- развивать умение проводить классификацию по существенным признакам.

Материал и оборудование:

- наборы картинок с изображением частей суток (расположение Солнца на небосводе или времён года).

Ход игры:

Детям предоставляются наборы картинок с изображением частей суток (расположение Солнца на небосводе или времён года) и предлагается сложить их по порядку, найти ошибку в расположении картинок или угадать, чего не достаёт.

«Когда это бывает?»

Цели:

- уточнить представление о времени года и частях суток;

- расширить представление о деятельности людей в разное время года и суток;

- продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать логическое мышление.

Ход игры:

   Педагог спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много жёлтых листьев и т.д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. (Аналогично о частях суток.)

   Педагог. А теперь я буду называть время года, а вы ответите, что бывает в это время года и что тогда делают люди. Например, я скажу: «Весна» - и положу солнышко Васе, а Вася вспомнит и скажет, что бывает весной, например: «Весной тает снег». Потом он передаст солнышко рядом сидящему, и тот вспомнит ещё что-нибудь о весне.

   Если кто-то не может ответить, педагог помогает ему вопросами.

«Какое время года?»

Цели:

- учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года;

- развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Материал:

- карточки с текстом о времени года.

Ход игры:

   У педагога на карточках выписаны короткие тексты о временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» и читает текст. Дети отгадывают.

   Педагог. Дел у меня немало –                                  Я соткано из зноя,

                   Я белым одеялом                                       Несу тепло с собою.

                   Всю землю укрываю,                                Я реки согреваю,

                   В лёд реки убираю,                                    «Купайтесь!» - приглашаю.

                   Белю поля, дома.                                        И любите за это

                   Зовут меня…(зима).                                   Вы все меня. Я…(лето).    

                   

                   Я раскрываю почки,                                  Несу я урожаи,

                   В зелёные листочки                                   Поля вновь засеваю,  

                   Деревья одеваю,                                         Птиц к югу отправляю,

                   Посевы поливаю,                                       Деревья раздеваю,

                   Движения полна.                                        Но не касаясь сосен

                   Зовут меня…(весна).                                  И ёлочек. Я…(осень).        

«Найди лишнее»

Цели:

- развивать логическое мышление (анализ и синтез);

- развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;

- развивать память.

Материал и оборудование:

- карточки с иллюстрациями планет, созвездий, космических аппаратов, небесных тел;

- карточки с наборами слов для игры во втором уровне.

Ход игры:

   Первый уровень (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям наборы из четырёх картинок. Перед детьми ставится задача – найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

   Второй уровень (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему. Для темы «Покорение космоса» предлагается такая мотивация.

Воспитатель. Мы космонавты, собираемся сесть в космический корабль для полёта к дальним планетам. Перед тем как отправиться в полёт, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое испытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошенько, что в предлагаемых наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.

Предлагаемые наборы слов

  1. Солнце, Юпитер, Венера, Земля, Африка.
  2. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, лодка.
  3. Комета, метеорит, звезда, астероид, глобус.
  4. Астролёт, астронавт, астроном, астролог, космонавт.
  5. Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Большая Медведица.
  6. Гагарин, Терешкова, Леонов, Савицкая, Циолковский.
  7. Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Марс.
  8. Звезда, планета, галактика, созвездие, телескоп.
  9. Море, океан ,река, озеро, пустыня.
  10. Овен, Близнецы, Рак, Дева, астролог.
  11. Равнина, горы, пустыня, леса, океан.
  12. Космодром, старт, пуск, взлёт, скафандр.
  13. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
  14. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, техника.
  15. Плутон, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер.

   В начале обучения детей игре набор может состоять из трёх слов, а затем расшириться до четырёх, потом до пяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...