Картотека игр по развитию речи
картотека по развитию речи на тему

Подборка игр к одной из 5 областей развития по ФГОС: область речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_rechi.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие « Ловись-ловись…»

Игры на развитие фонематического слуха.

Игроки (1-4) на палочке удочки ловят картинки (которые сложены внутри ширмы):

а). определить изолированный звук в слове: -отобрать предметы, названия которых начинаются на определённый звук (гласный, твёрдый или мягкий согласный);

б). определить позицию звука в слове: -отобрать предметы, в названиях которых звук слышится в начале (середине, конце слова);

в). дифференцировать разные звуки: -отобрать предметы, названия которых начинаются на звуки [с-с’], [с-ш], [п-б]. В этом случае, картинки, в названиях которых слышится один звук из пары (например [с]), ребёнок ставит на верхнюю полоску, картинки, где слышится другой звук из пары (например [с']), ставит на нижнюю полоску.

Игры на развитие фонетического слуха.

Упражнять в умении проводить слоговой анализ слов. В верхние карманы ширмы вставляются схемы для односложных (двух-, трёх- и тд. сложных слов). В нижние карманы ширмы дети вставляют картинки, названия которых соответствуют схеме

Игры на развитие словаря.

Упражнять в подборе картинок к определённому обобщению (например: один выбирает картинки с изображением растений, другой - с изображением зверей и тд.).

Игры на развитие грамматической стороны речи.

Упражнять детей в согласовании местоимений (мой, моя, моё, мои) с существительными. Каждый ребёнок отбирает картинки под определённые местоимения, проговаривая получившиеся словосочетания (мой дом, мой цветок, моя кукла и тд).

Игры на развитие связной речи.

Упражнять в определении главной темы сказки. Дети называют героя, который изображён на «пойманной» картинки, и сказку. Далее ребёнок говорит, о чём эта сказка. Можно предложить ребёнку пересказать часть сказки (начало, середину, конец).

Игры на развитие фонетического слуха.

«Слова».

Цель – упражнять в определении слогов в слове.

В.: «Будем с вами слова подбирать.

       Вам начинать, а мне продолжать».

      («Будем с вами слова подбирать.

      Мне начинать, а вам продолжать».

     «Будем сами слова подбирать.

       Один начинает, другой продолжает»).

Подбираем двусложные слова.

1

2

А-а-а-

СА-

Ли-

Пи-

-ист (ня)

-хар (ло), (ша)

-мон (са), (па)

-ла (ща),

Аналогично проводится работа со словами, состоящими из трёх слогов.

«Слоги».

Цель – закрепить умение делить слова на слоги.

Дети могут работать парами. На ковре разложены картинки (много) изображением вниз. Дети берут картинки и рисуют к ним схемы.

Например: лисица (___!___!___); заяц (__!__)

Игра проводится на время: 2-3 минуты – выполнение задания, 2-3 минуты – проверка. В конце можно определять победителя.

Игры на развитие лексической стороны речи.

«Что это? Кто это?»

Цель – закрепить представление детей о родовидовых отношениях (работа с обобщающими понятиями).

Педагог по очереди бросает мяч детям. При этом он произносит одно из родовых понятий. Ребёнок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться.

Например:

- рыба – карась, рыба – сом, рыба – щука и т.п.

- одежда – куртка, одежда – пальто и т.п.

- птица – галка, птица – ворона, птица – воробей…

Игры на формирование грамматического строя.

«Волшебники».

Цель: – упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Дети по очереди берут палочку в руки и касаются ею разных предметов (картинок). При этом ребёнок с палочкой должен назвать предмет, на который он указывает палочкой (в единственном числе). Остальные дети называют этот же предмет во множественном числе.

Например: стул – стулья; кукла – куклы; машина – машины и т.п.

Периодически палочку берёт воспитатель и задаёт детям более сложные названия предметов (ведро – вёдра, кольцо - кольца).

«Один – много.»

Цель:– упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Воспитатель называет предметы в единственном числе, а дети называют множественное число.

Воспитатель предлагает детям сделать бинокли из кулачков. Воспитатель в бинокль видит один предмет, а дети в свои – много.

В.: «Давайте посмотрим в бинокли!»

- Я вижу машину. (Мы видим машины).

-… сливу. (… сливы)

-… арбуз. (… арбузы) и т.п.

Примечание. Наиболее простые варианты слов во множественном числе оканчиваются на [ы] и [и]. Наиболее сложные на [а] и [я].

«Разноцветный мир»

Цель: - упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Изготовляются несколько очков из картона и прозрачной плёнки. Плёнку красят разноцветной тушью (разведённой).

Дети надевают очки и смотрят вокруг, при этом говоря, что и в каком цвете они видят. После этого дети меняются очками.

«Скажи ласково».

Цель – упражнять детей изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Педагог называет слова, дети образуют от них уменьшительно-ласкательную форму (торт – тортик, зонт – зонтик и т.п.).

«Путешествие листочка».

Цель – активизировать употребление предлогов с пространственным значением и наречий (далеко, близко, высоко, низко).

Воспитатель берёт листочек (на ниточки) и вместе с детьми путешествует по группе.

- Листик летает, летает. Как? (Высоко, низко).

- Листик летает и подлетает то к одному предмету, то к другому. К чему (кому) подлетел листик? (к – окну, столу, Пете и т.п.).

- Листик садится и отдыхает. Куда сел листик? (на окно, под стул, в карман и т.п.)

Примечание. Аналогичная игра проводится с пёрышком, комочком ваты, снежинкой, бабочкой, птичкой и пр.

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Детей продолжают учить:

- на одном выдохе произносить 4 – 6 отдельных слогов (гав – гав – гав, цып – цып – цып – цып и тд.); 3 – 4 – 5 сложных слова (машина, сковорода, велосипед, строительство, электричество и тд.).

- слитно произносить фразу из 3 – 4 слов; из 4 – 5 слов, из 5 – 6 слов – с коротким вдохом и длительным выдохом.

Продолжается работа над дифференцированным дыханием: -вдох ртом, выдох ртом; -вдох ртом, выдох носом; -вдох носом, выдох ртом; -вдох носом, выдох носом.

Дыхательные упражнения необходимо проводить систематически, включать их систематически не только в речевую гимнастику, но и в повседневную жизнь, на занятия по разным видам деятельности.

«Рассказываем вместе».

1 вариант. Цель – упражнять детей произносить 3 – 4 слога на одном выдохе.

Воспитатель вместе с детьми рассказывает потешки (2 – 3 раза).

В.:        - Наши курочки в окно –

Д. (вдох): -Ко – ко – ко! (вдох) –Ко – ко – ко!

В.:        - А как Петя – петушок

        Ранним рано поутру

        Нам споёт –

Д. (вдох): -Ку – ка – ре – ку!

2 вариант. Цель – учить произносить фразу с коротким вдохом и длительным выдохом.

Рассказывание вместе с воспитателем.

В.:        -Эй, Ванюша, посмотри –

Д. (вдох): -Мы пускаем пузыри:

В.        -Красный, синий, голубой,

Д. (вдох): -Выбирай себе любой!

«На приёме у врача».

Цель – упражнять во всех видах дифференцированного дыхания.

При проигрывании упражнения можно использовать разные варианты:

- коллективное выполнение упражнения по инструкции воспитателя («Я сейчас послушаю грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом. Ещё раз. И ещё раз. А теперь послушаем спинку. Сделали вдох ртом, выдох ртом. Ещё раз. И ещё раз». –Так проигрываются все варианты дыхания).

- выполнение упражнений парами по инструкции воспитателя (один ребёнок как бы слушает другого, а затем они меняются ролями).

Упражнять на одном выдохе говорить 3 – 4 слога или слова, состоящих из 3 – 4 слогов. «Мышата» - пи-пи-пи; «Петушок» - ку-ка-ре-ку; Слова: самолёт, телевизор, муравей, холодильник.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

«Разные звери».

Педагог предлагает детям пальчиками поиграть, разных зверей показывать.

        У зайки ушки большие. Вот такие (упражнение «Заяц»).

        У козы рожки длинные. Вот такие (упражнение «Коза»).

        У детей пальчики быстрые и ловкие. Они могут быстро Зайчика превратить в Козу и наоборот. (Дети выполняют сначала в медленном темпе, а затем в быстром упражнение «Коза - заяц») (10 – 12 раз).

«Горошина».

Педагог раздаёт детям горошины (бусины) и предлагает поиграть в игру. Дети берут горошины в щепоть и катают её между пальцами. Упражнение сопровождается стихами (дети хором рассказывают и выполняют упражнение).

        Мы горошину в двух пальцах помнём,

        О горошине зелёной мы споём.

        Катись горошина за окошко,

        Катись горошина, к нам в лукошко.

        Ты катись, горошина, по столу,

        Развлекай, горошина, детвору.

После игры дети складывают свои горошины (бусины) в чашечку.

Игры на развитие фонематического слуха.

«Хлопнем в ладоши».

Цель - развивать фонематический слух.

Дети становятся в круг, педагог произносит стих:

«Хлопнем дружно все в ладоши,

Если звук услышим [У].

На другие звуки –

Мы опустим руки;

И пойдём по кругу

Друг за другом».

Педагог предлагает детям как гласные, так и согласные (мягкие, твёрдые) звуки.

«Зайка звуки учил».

Цель - развивать фонематический слух;

- закреплять произношение разных звуков в словах.

Воспитатель читает стихотворение:

        Зайка звуки учил,

        Зайка звуки позабыл.

        Тут заплакал наш зайчонок,

        Подошел к нему котёнок,

Говорит: «Не плач, косой,

Звуки выучим с тобой.

[М] услышишь – громко хлопай

[И] услышишь – ножкой топай».

Воспитатель показывает картинки с заданными звуками, либо называет слова с данными звуками (без наглядного сопровождения).

«Клубочек».

Цель – упражнять в подборе слов на определённый звук.

Дети стоят (сидят) по кругу. Воспитатель даёт клубок, например, Играму и говорит:

        По дороге Играм шёл,

        Клубок ниточек нашёл,

        Клубок маленький,

        Нитки аленьки.

        Вы слова на [Ш] скажите,

        Нашу нитку не порвите.

Играм называет первое слово на звук [Ш], затем передаёт клубок стоящему рядом. Следующий ребёнок продолжает цепочку, называя слово с заданным звуком.

«Звуковая зарядка».

Педагог предлагает детям встать, поставить руки на пояс и объясняет правила:

- Если вы услышите гласный звук, то делаете наклон в право, если согласный – делаете наклон в лево.

Далее воспитатель произносит разные звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки игр для развития речи детей 5-7 лет

Первая часть: Игры предназначены для детей пятого года жини.Вторая часть: Игры предназначены для детей 6-7 лет...

Картотека игр по развитию речи

Картотека игр по развитию речи, цель и описание игры....

Картотека игр по Развитию речи

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...