Картотека игр по развитию речи
картотека по развитию речи на тему
Подборка игр к одной из 5 областей развития по ФГОС: область речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_rechi.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие « Ловись-ловись…»
Игры на развитие фонематического слуха.
Игроки (1-4) на палочке удочки ловят картинки (которые сложены внутри ширмы):
а). определить изолированный звук в слове: -отобрать предметы, названия которых начинаются на определённый звук (гласный, твёрдый или мягкий согласный);
б). определить позицию звука в слове: -отобрать предметы, в названиях которых звук слышится в начале (середине, конце слова);
в). дифференцировать разные звуки: -отобрать предметы, названия которых начинаются на звуки [с-с’], [с-ш], [п-б]. В этом случае, картинки, в названиях которых слышится один звук из пары (например [с]), ребёнок ставит на верхнюю полоску, картинки, где слышится другой звук из пары (например [с']), ставит на нижнюю полоску.
Игры на развитие фонетического слуха.
Упражнять в умении проводить слоговой анализ слов. В верхние карманы ширмы вставляются схемы для односложных (двух-, трёх- и тд. сложных слов). В нижние карманы ширмы дети вставляют картинки, названия которых соответствуют схеме
Игры на развитие словаря.
Упражнять в подборе картинок к определённому обобщению (например: один выбирает картинки с изображением растений, другой - с изображением зверей и тд.).
Игры на развитие грамматической стороны речи.
Упражнять детей в согласовании местоимений (мой, моя, моё, мои) с существительными. Каждый ребёнок отбирает картинки под определённые местоимения, проговаривая получившиеся словосочетания (мой дом, мой цветок, моя кукла и тд).
Игры на развитие связной речи.
Упражнять в определении главной темы сказки. Дети называют героя, который изображён на «пойманной» картинки, и сказку. Далее ребёнок говорит, о чём эта сказка. Можно предложить ребёнку пересказать часть сказки (начало, середину, конец).
Игры на развитие фонетического слуха.
«Слова».
Цель – упражнять в определении слогов в слове.
В.: «Будем с вами слова подбирать.
Вам начинать, а мне продолжать».
(«Будем с вами слова подбирать.
Мне начинать, а вам продолжать».
«Будем сами слова подбирать.
Один начинает, другой продолжает»).
Подбираем двусложные слова.
1 | 2 |
А-а-а- СА- Ли- Пи- | -ист (ня) -хар (ло), (ша) -мон (са), (па) -ла (ща), |
Аналогично проводится работа со словами, состоящими из трёх слогов.
«Слоги».
Цель – закрепить умение делить слова на слоги.
Дети могут работать парами. На ковре разложены картинки (много) изображением вниз. Дети берут картинки и рисуют к ним схемы.
Например: лисица (___!___!___); заяц (__!__)
Игра проводится на время: 2-3 минуты – выполнение задания, 2-3 минуты – проверка. В конце можно определять победителя.
Игры на развитие лексической стороны речи.
«Что это? Кто это?»
Цель – закрепить представление детей о родовидовых отношениях (работа с обобщающими понятиями).
Педагог по очереди бросает мяч детям. При этом он произносит одно из родовых понятий. Ребёнок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться.
Например:
- рыба – карась, рыба – сом, рыба – щука и т.п.
- одежда – куртка, одежда – пальто и т.п.
- птица – галка, птица – ворона, птица – воробей…
Игры на формирование грамматического строя.
«Волшебники».
Цель: – упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Дети по очереди берут палочку в руки и касаются ею разных предметов (картинок). При этом ребёнок с палочкой должен назвать предмет, на который он указывает палочкой (в единственном числе). Остальные дети называют этот же предмет во множественном числе.
Например: стул – стулья; кукла – куклы; машина – машины и т.п.
Периодически палочку берёт воспитатель и задаёт детям более сложные названия предметов (ведро – вёдра, кольцо - кольца).
«Один – много.»
Цель:– упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Воспитатель называет предметы в единственном числе, а дети называют множественное число.
Воспитатель предлагает детям сделать бинокли из кулачков. Воспитатель в бинокль видит один предмет, а дети в свои – много.
В.: «Давайте посмотрим в бинокли!»
- Я вижу машину. (Мы видим машины).
-… сливу. (… сливы)
-… арбуз. (… арбузы) и т.п.
Примечание. Наиболее простые варианты слов во множественном числе оканчиваются на [ы] и [и]. Наиболее сложные на [а] и [я].
«Разноцветный мир»
Цель: - упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.
Изготовляются несколько очков из картона и прозрачной плёнки. Плёнку красят разноцветной тушью (разведённой).
Дети надевают очки и смотрят вокруг, при этом говоря, что и в каком цвете они видят. После этого дети меняются очками.
«Скажи ласково».
Цель – упражнять детей изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Педагог называет слова, дети образуют от них уменьшительно-ласкательную форму (торт – тортик, зонт – зонтик и т.п.).
«Путешествие листочка».
Цель – активизировать употребление предлогов с пространственным значением и наречий (далеко, близко, высоко, низко).
Воспитатель берёт листочек (на ниточки) и вместе с детьми путешествует по группе.
- Листик летает, летает. Как? (Высоко, низко).
- Листик летает и подлетает то к одному предмету, то к другому. К чему (кому) подлетел листик? (к – окну, столу, Пете и т.п.).
- Листик садится и отдыхает. Куда сел листик? (на окно, под стул, в карман и т.п.)
Примечание. Аналогичная игра проводится с пёрышком, комочком ваты, снежинкой, бабочкой, птичкой и пр.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Детей продолжают учить:
- на одном выдохе произносить 4 – 6 отдельных слогов (гав – гав – гав, цып – цып – цып – цып и тд.); 3 – 4 – 5 сложных слова (машина, сковорода, велосипед, строительство, электричество и тд.).
- слитно произносить фразу из 3 – 4 слов; из 4 – 5 слов, из 5 – 6 слов – с коротким вдохом и длительным выдохом.
Продолжается работа над дифференцированным дыханием: -вдох ртом, выдох ртом; -вдох ртом, выдох носом; -вдох носом, выдох ртом; -вдох носом, выдох носом.
Дыхательные упражнения необходимо проводить систематически, включать их систематически не только в речевую гимнастику, но и в повседневную жизнь, на занятия по разным видам деятельности.
«Рассказываем вместе».
1 вариант. Цель – упражнять детей произносить 3 – 4 слога на одном выдохе.
Воспитатель вместе с детьми рассказывает потешки (2 – 3 раза).
В.: - Наши курочки в окно –
Д. (вдох): -Ко – ко – ко! (вдох) –Ко – ко – ко!
В.: - А как Петя – петушок
Ранним рано поутру
Нам споёт –
Д. (вдох): -Ку – ка – ре – ку!
2 вариант. Цель – учить произносить фразу с коротким вдохом и длительным выдохом.
Рассказывание вместе с воспитателем.
В.: -Эй, Ванюша, посмотри –
Д. (вдох): -Мы пускаем пузыри:
В. -Красный, синий, голубой,
Д. (вдох): -Выбирай себе любой!
«На приёме у врача».
Цель – упражнять во всех видах дифференцированного дыхания.
При проигрывании упражнения можно использовать разные варианты:
- коллективное выполнение упражнения по инструкции воспитателя («Я сейчас послушаю грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом. Ещё раз. И ещё раз. А теперь послушаем спинку. Сделали вдох ртом, выдох ртом. Ещё раз. И ещё раз». –Так проигрываются все варианты дыхания).
- выполнение упражнений парами по инструкции воспитателя (один ребёнок как бы слушает другого, а затем они меняются ролями).
Упражнять на одном выдохе говорить 3 – 4 слога или слова, состоящих из 3 – 4 слогов. «Мышата» - пи-пи-пи; «Петушок» - ку-ка-ре-ку; Слова: самолёт, телевизор, муравей, холодильник.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
«Разные звери».
Педагог предлагает детям пальчиками поиграть, разных зверей показывать.
У зайки ушки большие. Вот такие (упражнение «Заяц»).
У козы рожки длинные. Вот такие (упражнение «Коза»).
У детей пальчики быстрые и ловкие. Они могут быстро Зайчика превратить в Козу и наоборот. (Дети выполняют сначала в медленном темпе, а затем в быстром упражнение «Коза - заяц») (10 – 12 раз).
«Горошина».
Педагог раздаёт детям горошины (бусины) и предлагает поиграть в игру. Дети берут горошины в щепоть и катают её между пальцами. Упражнение сопровождается стихами (дети хором рассказывают и выполняют упражнение).
Мы горошину в двух пальцах помнём,
О горошине зелёной мы споём.
Катись горошина за окошко,
Катись горошина, к нам в лукошко.
Ты катись, горошина, по столу,
Развлекай, горошина, детвору.
После игры дети складывают свои горошины (бусины) в чашечку.
Игры на развитие фонематического слуха.
«Хлопнем в ладоши».
Цель - развивать фонематический слух.
Дети становятся в круг, педагог произносит стих:
«Хлопнем дружно все в ладоши,
Если звук услышим [У].
На другие звуки –
Мы опустим руки;
И пойдём по кругу
Друг за другом».
Педагог предлагает детям как гласные, так и согласные (мягкие, твёрдые) звуки.
«Зайка звуки учил».
Цель - развивать фонематический слух;
- закреплять произношение разных звуков в словах.
Воспитатель читает стихотворение:
Зайка звуки учил,
Зайка звуки позабыл.
Тут заплакал наш зайчонок,
Подошел к нему котёнок,
Говорит: «Не плач, косой,
Звуки выучим с тобой.
[М] услышишь – громко хлопай
[И] услышишь – ножкой топай».
Воспитатель показывает картинки с заданными звуками, либо называет слова с данными звуками (без наглядного сопровождения).
«Клубочек».
Цель – упражнять в подборе слов на определённый звук.
Дети стоят (сидят) по кругу. Воспитатель даёт клубок, например, Играму и говорит:
По дороге Играм шёл,
Клубок ниточек нашёл,
Клубок маленький,
Нитки аленьки.
Вы слова на [Ш] скажите,
Нашу нитку не порвите.
Играм называет первое слово на звук [Ш], затем передаёт клубок стоящему рядом. Следующий ребёнок продолжает цепочку, называя слово с заданным звуком.
«Звуковая зарядка».
Педагог предлагает детям встать, поставить руки на пояс и объясняет правила:
- Если вы услышите гласный звук, то делаете наклон в право, если согласный – делаете наклон в лево.
Далее воспитатель произносит разные звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотеки игр для развития речи детей 5-7 лет
Первая часть: Игры предназначены для детей пятого года жини.Вторая часть: Игры предназначены для детей 6-7 лет...
Картотека игр по развитию речи
Картотека игр по развитию речи, цель и описание игры....
Картотека игр по Развитию речи
Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста...
Картотека игр по развитию речи «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё
Картотека игр по развитию речи...
Картотека игр по развитию речи «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё
Картотека игр по развитию речи...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"
Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...