Использование художественной литературы как средство развития речи дошкольников!
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Пономаренко Татьяна Викторовна

Как художественная литература влияет на развитие речи дошкольников!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №11 «Чебурашка» г. Моршанска

Консультация для воспитателей на тему: «Использование художественной литературы как средство развития речи дошкольников».

Воспитатель: Пономаренко Татьяна Викторовна

                                                       2011г.

        Ознакомление дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно "работает" непроизвольная память, т.е. они запоминают все буквально, даже не желая того.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений.

Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов. Поэтому работу воспитателю по ознакомлению с художественной литературой следует проводить очень эмоционально.

Используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития младшего дошкольника. В качестве материала для развития речи дошкольника можно использовать произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки).

Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек

Колыбельные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку "почувствовать" язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и.т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.

Например:

         Люли, люли, люленьки,

         Прилетели гуленьки.

         Сели возле люленьки.

         Стали люленьку качать.

         Стали малышку усыплять.

         Баю, баю, баиньки,

         Прилетели галоньки.

         Сели у качалоньки.

         Стали галки напевать

         И качалоньку качать.

Выучив текст песни,  дети смогут ответить на следующие вопросы:

 Кто такие гуленьки?   Что они делают возле люленьки малыша?

 Кто такие галоньки?   Что они делают возле люльки малыша?

Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо владеют его содержанием, можно предложить ответить на вопросы. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.
Когда работа с художественным текстом станет для детей привычным делом, можно предложить им найти на картинке любого понравившегося героя потешки: лисичку, воробья, синичку, мишку, зайчика. (картинки для работы воспитатель подыграет сам). Они должны отвечать следующим требованиям: быть яркими, красочными, максимально реалистично изображать персонажей потешки, быть подлинно художественными.

Когда дети выберут персонажа, попросите их составить небольшой рассказ о нем. Необходимо следить затем, чтобы речь ребенка была связной, а описание содержало эпитеты, сравнения, метафоры. Для облегчения работы задать детям наводящие вопросы: "Какого цвета ...? С какой птицей, другим зверем можно сравнить...? Чем этот зверь, эта птица отличаются от других животных, птиц?". И.т.д. Так воспитатель и дети становятся участниками процесса формирования связной речи, использования образных средств и выражений.

Знакомство с пословицами и поговорками

Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей дошкольного возраста. У младших дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Поэтому для развития речи и устранения некоторых речевых проблем воспитатели должны, активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.

Пример 1: Отчетливо произнести повторяющийся звуки "Ш", «Щ":

         Шила в мешке не утаишь.

          Ошибся, что ушибся.

         Где щи - тут и нас ищи.

         Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.  

Пример 2: Произнести понравившуюся скороговорку, а затем нарисовать то, о чем в ней говорится:

         У осы не усы, не усищи, а усики.

         Ехал Грека через реку...

После того, как дети нарисуют предметы, о которых говорится в скороговорке, попросите их прокомментировать свой рисунок. Задать им наводящие вопросы: "Что ты нарисовал? Как один предмет отличается от другого? Каким ты изобразил данный предмет?". И.т.д.

Знакомство со считалочками и их активное использование при формировании грамотной образной речи

Считалка является малым жанром детского фольклора. И, благодаря особым способам ее рифмовки, частого использования в повседневной игровой деятельности, делают считалки незаменимыми для развития речи. Вот наглядный пример:

Выучить с детьми текст считалки:

         Лиса по лесу ходила,

         Громким голосом вопила.

         Лиса лычки драла,

         Лиса лапти плела -

         Кто лапти найдет,

      Тот водить пойдет.

После того, как дети запомнят считалку, предложить им ответить на вопросы:

 Где ходила лиса?  Каким голосом она вопила?  Что такое лычки?

 Что такое лапти?  Из какого материала лиса плела лапти?

Предложить детям нарисовать героев считалочки и ответить на вопросы:

 Каким вы решили изобразить главного героя считалочки? Почему?

 Что вас привлекает в этом герое?  Что вам не нравится?

Такие вопросы учат строить собственные описания, рассуждать.

Использование загадок в развитии речи дошкольников

 Игра "Отгадай загадку"

В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, необходимо обращать его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой ответ.

            Например:   Красная девица сидит в темнице, коса на улице.

Дети, как правило, быстро находят ответ на вопрос "Что это?", а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос "Почему?" обычно отвечают: "Потому что красная". "Клубника тоже красная - значит, это тоже правильный ответ?" - воспитатель вносит сомнение в умы детей. И обращает их внимание на другие признаки, указанные в загадке. Если дети поймут, что "сидит в темнице" означает "растет в земле", тогда можно задать вопрос: "А не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный?". Для формирования у ребенка правильного ответа необходимо обратить внимание и на то, что "в темнице сидит" именно "она", поэтому предметы мужского рода сразу отпадают. Ребенку должен усвоить: даже незначительные на первый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем обратить внимание на то, что "она" растет на грядке. Может быть, автор загадки имел виду свеклу? Ведь она тоже красная". Пусть малыши порасуждают. Предложить свою версию: свекла на самом деле не красная, а темно-бурая. Объяснить, что словосочетание "красная девица" имеет еще и другое значение: автор имел виду, прежде всего не цвет, а красоту. Те же самые наводящие вопросы воспитатель может использовать, если ребенок не знает отгадки. Так он будет учиться думать, доказательно излагать свои мысли, строить рассуждения.

Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса последних тем самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

И в заключении хочу порекомендовать вам труды Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович, Т. А. Репиной, где более ярко и широко раскрыта тема: особенности восприятия художественной литературы в процессе развития речи дошкольниками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство развития речи дошкольников

Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие...

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ на тему: "Использование художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста"

В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, ка...

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников"

Предложенный материал заинтересует воспитателей дошкольных учреждений, использующих в своей работе художественную литературу, как средство развития речи дошкольников....

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников»

План работы по самообразованию воспитателя детского дома дошкольной группы по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников". В плане представлены фо...

«Инновационные технологии ознакомления с художественной литературой как средства развития речи дошкольников»

Данный материал познакомит с инновационными технологиями ознакомления с художественной литературой как средством развития речи детей дошкольного возраста.Инновационные технологии – это система м...