Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему "Домашние животные"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Сергеева Лариса Васильевна

Конспект НОД по речевому развитию составлен в соответствии с ФГОС с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rechevomu_razvitiyu.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи на тему «Домашние животные» в старшей группе.

Воспитатель ГБОУ СОШ с.Алексеевка, детский сад «Светлячок» Сергеева Лариса Васильевна.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Задачи:

  1. Активизация словаря по теме «Домашние животные»: овца-блеет; лошадь-ржет; корова- мычит («Речевое развитие»).
  2. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных; падежное согласование существительных; употребление творительного падежа имен существительных; умение образовывать множественное число существительных; упражнять в подборе слов-действий («Речевое развитие»).
  3.  Совершенствовать слуховое восприятие с помощью чистоговорок на автоматизацию слога: за; зу; зы («Речевое развитие»).
  4. Развивать словесно-логическое мышление: умение классифицировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки; упражнять в построении грамматически правильных предложений («Речевое развитие»).
  5. Продолжать упражнять детей в отгадывании загадок, опираясь на характерные признаки. («Речевое развитие»).
  6. Закрепить и уточнить знания детей об особенностях жизни домашних животных, их пользе для человека («Познавательное развитие»).
  7. Развивать умение детей активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. («Социально-коммуникативное развитие»).
  8. Совершенствовать двигательную активность, формировать умение соотносить движения с текстом («Физическое развитие»).

Методы и приемы:

-практические: игра психологической направленности «Приветствие», дидактические игры «Один-много»; «У кого кто?»; «Чей? Чья? Чьё?»; «Кто что ест?»; «Четвертый лишний», игра-драматизация «Кто самый нужный для человека», физкультминутка «Хозяюшка», подвижная игра «Барашек»;

-наглядные: рассматривание картины «Домашнее подворье», работа с интерактивной доской, презентация.

-словесные: загадывание загадок, беседа по картине, вопросы, обсуждения, чистоговорки.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, картинки с домашними животными, маски домашних животных (по количеству детей).

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Хозяюшка», подвижная игра «Барашек».

Игровая

Дидактические игры «Один-много»; «У кого кто?»; «Чей? Чья? Чьё?»; «Кто что ест?»; «Четвертый лишний»

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций (найди лишнее животное)

Коммуникативная

Игра психологической направленности «Приветствие», отгадывание загадок, вопросы, проговаривание чистоговорок.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Рассматривание картины «Домашнее подворье», игра-драматизация «Кто самый нужный для человека».

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель организует игру психологической направленности «Приветствие» (1 минута)

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети выполняют действия соответственно словам воспитателя.

Соотносят движения с текстом

2.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Домашнее подворье», беседа с детьми о домашних животных:

- Кого вы видите на картине?

- Какие это животные?

- Почему их называют домашними?

- Каких домашних животных вы знаете?

Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем, рассматривают картину.

Отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.

3.

Воспитатель активизирует детей в разгадывании загадок. Просит назвать всех членов семьи.

Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки.

 (Кошка)

Заворчал живой замок, 
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! /Собака/

Лежит замарашка 
В щетинистой рубашке. 
Хвост крендельком, 
Нос пятачком, 
Ничем не больна,
А все стонет она.

(Свинья)

Стоит гора, спереди - вилы, а сзади - метла. (Корова)

С бородой, а не старик, 
С рогами, а не бык, 
Доят, а не корова, 
Лыко дерет, 
А лаптей не плетет. 
(Коза)

Дети отгадывают загадки. Называют всех членов семьи домашних животных

Узнают по признакам животных, знают членов семьи, решают логические задачи.

4.

Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Четвертый лишний».

Овца, лиса, корова, кошка.

Лошадь, кролик, тигр, коза.

Дети устанавливают сходства и различие животных, сравнивают и обобщают свои знания о домашних животных.

Выстраивают логические цепочки. Умеют классифицировать.

5

Воспитатель с помощью дидактической игры «Один-много» активизирует детей к деятельности и просит назвать одно животное и много животных.

Корова. Овца.

Коза. Свинья.

Дети образовывали множественное число существительных:

«Коровы», «Овцы», «Козы», «Свиньи».

Правильно образуют множественное число существительных.

6

Воспитатель стимулирует познавательную активность с помощью вопросов: Каких животных вы еще видите?

Дети анализируют вопрос и отвечают на него

Умеют отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением.

7

Воспитатель с помощью дидактической игры «У кого кто?» активизирует детей к деятельности и просит назвать домашних животных и их детенышей, которые находятся на домашнем подворье.

Корова с-,

Коза с-,

Лошадь с-,

Свинья с-,

и т.д.

Дети рассматривают картину, вспоминают и называют детенышей домашних животных:

с теленком

с козленком

с жеребенком

с поросенком

Произносят названия домашних животных. Грамматически правильно отвечают на вопросы.

8

Воспитатель предлагает детям сделать физкультминутку: «Хозяюшка».

Дети имитируют движения животных по тексту.

Соотносят движения с текстом

9

Детеныши так обрадовались, вам ребята, солнышку, ласковому ветерку, что они разыгрались, им стало весело.

Как вы думаете, что они будут делать?

Котенок-

Ягненок-

Жеребенок-

Дети подбирают слова действия

- мяукает, бегает, царапается, прыгает, блеет, скачет, ржет, играет

Упражняются в подборе слов-действий. Произносят глаголы, обозначающие действия животных (блеет, ржет)

10

Воспитатель организует логоритмическую паузу и предлагает проговорить чистоговорки про домашних животных.

За-за-за - идет коза,
Зы-зы-зы - есть козлята у козы,
Зу-зу-зу - веду козу,
Зой-зой-зой - козлята с козой.

Дети проговаривают за воспитателем.

Совершенствуют слуховое восприятие и четко произносят звук «З» в чистоговорках.

11

Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Чей? Чья? Чье?»

Мой знакомый художник нарисовал одну картину:                                                               Посмотрите, что за зверь»

Я глазам своим не верю

Чьи рога, чья голова?

Узнаю едва, едва.

Что тут так, а что не так?

Получился кавардак.

Звери разные у нас, разберемся мы сейчас?

У этого животного голова чья?

-Туловище чье?

-Лапы чьи?

 -глаза чьи?

-хвост чей?

-уши чьи?

Дети анализируют вопрос и отвечают на него образуя притяжательные прилагательные

-кошачья

-поросячье

-собачьи

-овечьи

-лошадиный

-поросячьи

Правильно образуют притяжательные прилагательные.

12

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Барашек». С помощью считалочки выбирают водящего.

Дети выполняют действия в соответствии с правилами игры, четко и ясно произносят слова игры, сочетают с движением.

Четко произносят слова игры, сочетают слова с движением.

13

Воспитатель создает проблемную ситуацию с помощью вопросов. Животные погуляли и захотели кушать. Давайте их покормим.

На доске появляются картинки с угощениями для животных, дети должны выбрать и угостить животное правильно.

-Чем угостим собаку, кошку, корову, лошадь, овцу?

Дети анализируют вопрос и отвечают на него. (Собаку угостим мясом. Кошку угостим рыбой. Корову угостим сеном. Лошадь угостим овсом. Овцу угостим травой).

Умеют отвечать на вопросы полным предложением с употреблением творительного падежа имен существительных.

14

Воспитатель оказывает содействие в организации игры-драматизации «Кто самый нужный для человека?»

Собрались однажды домашние животные и начали спор, кто из них самый нужный для человека. Давайте поможем животным разрешить спор.

Собака сказала- Я самая нужная, потому что ….

Кошка сказала, я самая нужная, потому что…

Корова промычала, я самая нужная, потому что…

Овца сказала,

я самая нужная, потому…

и т.д.

Дети в масках домашних животных подходят к воспитателю (хозяйке) и говорят по ролям

- Я охраняю дом, спасаю людей, пасу скот.

- Я ловлю мышей, мурлыкаю, лечу людей.

- Я даю человеку молоко, из молока делают творог, масло, кефир.

- Человек из моей шерсти прядет пряжу.

Грамматически правильно составляют предложения. Знают какую пользу приносят для человека домашние животные.

15

Подводит итог всей деятельности.

Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Что нового мы узнали?

Что вам больше всего понравилось?

Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Делают выводы, обобщают.

Приложение

Дидактический комплекс

ЗАГАДКИ

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки. (Кошка)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! /Собака/

Нос пятачком, а хвост крючком. (Свинья)

Рогатый, бородатый,

На лужок побежал,

«Ме-е!» — закричал. (Козел)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завиты рога. (Баран)

Не спеша шагает с речки,

В шубе ей тепло, как в печке.

Подойдет она к избе

И зовет меня: «Бе-бе»! (Овца)

Шубу теплую в колечках, носит тихая... (Овечка).

Для него горючее - овес. (Конь)

Я копытами стучу, стучу.

Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру.

Кто это? (Конь)

«ХОЗЯЮШКА»

Координация речи с движением, развитие творческого воображения

Наша-то хозяюшка (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка (Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку.)

Моет языком.

Хрюшка собирает (Присели, наклоняют ритмично голову.)

Крошки под окном.

По столу котище (Встали, правой рукой делают движе¬ния к себе.)

Лапою скребет,

Половичку козочка («Метут» пол.)

Веничком метет.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «БУРЁНУШКА»

Дай молочка, Бурёнушка, (Дети показывают, как доят

Хоть капельку – на донышке. корову.)

Ждут меня котятки, (Делают “мордочки” из

Малые ребятки.         пальчиков.)

Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному

Творогу немножечко, пальчику на обеих руках.)

Масла, простоквашки,

Молока для кашки.

Всем даёт здоровье (Снова “доят”.) Молоко коровье.

Игра с мячом «Закончи предложение».

Например: — В стаде много... (коров).        

В табуне много... (коней).        

В доме много... (кошек).        

В свинарнике много... (свиней).        

Доярка доит... (коров).

Конюх поит... (коней). И т. д.

Педагог начинает предложение и бросает мяч. Ребенок ловит мяч и заканчивает предложение.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

МОИ ДРУЗЬЯ

Цель. Закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят). Формировать гуманное отношение к ним.

Игровое задание. Накормить своих друзей - животных.

Правила игры. Выбрать корм для определенного животного.

Материал. Игрушки или большие картинки с изображением домашних животных. Маленькие картинки, на которых нарисован различный корм.

Игра. В начале игры детям читает стихотворение С. Капутикян «Маша обедает». Игрушки или большие картинки расставляются так, чтобы они были хорошо видны. Под ними разложены маленькие картинки, но так, чтобы изображенный на них корм не подходил животному. Выступая в роли разных животных, педагог просит детей накормить их, подражать голосам животных. Дети должны задуматься: «Почему животные, хотя и голодны, не едят?» Оказывается, они едят строго определенный корм. Дети должны помочь накормить животных. Если картинка подобрана правильно, кто-нибудь из детей, выступая от имени животного, выразит удовольствие, и наоборот. При этом дети должны имитировать звуки, которые издают те или иные животные.

 

Дидактическая игра "Назови ласково".

Речевая задача          - обучение образованию существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов;

обогащение        словаря        однокоренными словами.

Материал - фишки.

Ход игры: "Ребята, вам нравится, когда вас называют ласково? И животным тоже нравится. Давайте назовем их ласково". Дети образуют ласковые слова. За каждое ласковое слово - картинка. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок. Игрок: "Собака - собачка, собаченька, собачушка".

Дидактическая игра "Кто, где живет".

Цель           - учить   различать домашних животных;

- учить классифицировать домашних животных по месту обитания.

Речевая задача - обогащение словаря детей названиями хозяйственных построек;

- употребление    существительных в предложном     падеже     единственного числа.

Материал - мяч.

Ход игры: Приходит Незнайка.  Он не знает, где живут домашние животные. Предлагается детям назвать, где    живут    домашние    животные. Воспитатель бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч, должен   назвать, где живет   домашнее животное. Игрок: "Собака живет в конуре.

Лошадь живет в конюшне. Корова живет в коровнике. Свинья живет в свинарнике".

Дидактическая игра "Поймай, скажи".

Цель - знать, как подают голос разные животные.

Речевая задача          - обучение детей правильному употреблению глаголов 3-го лица, единственного числа, настоящего времени;

- расширение глагольного словаря.

 Материал - мяч.

Ход игры: Дети становятся в круг.  Воспитатель бросает мяч детям, называя при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие того животного. Например: "Корова - мычит. Собака - лает. Кошка - мяукает. Свинья -хрюкает".

Дидактическая игра "Кто больше назовет действий".

Цель - знать, что могут делать животные.

Речевая задача         - обогащение глагольного словаря;

- обучение детей правильному употреблению в речи глаголов 3-го лица единственного числа.

Материал – картинки с изображением домашних животных

Ход игры: На игру приходит Незнайка и приносит с собой картинки. Задание детям – подобрать слова, обозначающие действия изображенного животного. Дети делятся на две группы. Выигрывает та группа, которая назовет больше действий.

Игрок: «Что делает собака? – лает, кусает, рычит, сторожит, охраняет, охотится.

 Что делает корова? – жует, мычит, бодается, дает молоко».

Подвижные игры

Мыши и кот

Дети – мыши сидят в норках (на скамейках или стульях, поставленных вдоль стен или по сторонам площадки). В одном из углов площадки сидит кот (роль кота исполняет воспитатель). Кот засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро бегут и прячутся в норках (занимают свои места на стульях). После того как все мыши вернутся в норки, кот ещё раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.

Указания. Из норок мышки могут выбегать, только когда кот закроет глаза и заснёт, а возвращаться в норки – после того как он проснётся и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали из норок. Можно использовать и кошку – игрушку. Норками могут быть также кубики, на которые дети не должны взобраться.

Лохматый пёс

Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперёд руки. Остальные малыши гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стихов:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувший нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим.

И посмотрим, что – то будет.

Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произнося его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пёс вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пёс гонится за ними, старается схватить кого – нибудь. Когда все разбегутся и спрячутся, пёс опять ложится на землю, и игра возобновляется. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Указания. Если пса изображает воспитатель, то он засыпает сидя на стуле или скамейке.

П/и «Волк и Коза» - Латвийская народная игра.

Описание игры. По считалке дети выбирают волка и козу, остальные – пастухи. Взявшись за руки, пастухи движутся по кругу, внутри которого пасется коза. Волк должен поймать козу, но попасть в круг он может только через ворота (двое детей движутся по кругу с поднятыми руками), а коза – в любом месте. Когда волк поймает козу, игра начинается с начала. Выбирается новый волк и коза.

Правила игры: Волк ловит козу только в кругу, а коза за пределы круга выбегать не может.

П/и «Барашек» - Молдавская народная игра.

Описание игры. Играющие стоят в кругу, а барашек – внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова:

«Ты, барашек серенький,

С хвостиком беленьким!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

Ты нас не бодай!

С нами поиграй!

Скорее догоняй!»

По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек их ловит.

Правила игры: Разбегаться можно только после окончания слов. Осаленные игроки останавливаются и замирают на месте.

Считалочки

Шёл баран 
По крутым горам, 
Вырвал травку, 
Положил на лавку. 
Кто её возьмёт 
Тот и вон пойдёт.

Один поросёнок пошёл в магазин, 
другой поросёнок остался один. 
Раз, два, три, водой будешь ты!

Сидит котик в холодочке,
Во зелёном во садочке. 
Лапкой чешет серый ус, 
Но его я не боюсь! 
Хвостиком туда-сюда крутил, 
Мышку серую словил. 

Чистоговорки, скороговорки.

За-за-за - идет коза,
Зы-зы-зы - есть козлята у козы,
Зу-зу-зу - веду козу,
Зой-зой-зой - козлята с козой.

У тридцати трех полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят.

Раз пришел баран на поле,

там бурьяна было вволю.
В поле побывал баран-
с поля весь пропал бурьян.

Два щенка щека к щеке
грызли щетку в уголке.

За-за-за, за-за-за –здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы-мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу-отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за-залезает в сад коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу-привязали мы козу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»...