О формировании психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной образовательной организации
статья (подготовительная группа)

В статье описывается процесс   формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О формировании психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной образовательной организации

Никишина С.Б.

Воспитатель МАДОУд/с №11

г.Протвино

   В статье описывается процесс   формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации.

Дошкольное детство –  пора активной социализации ребенка, период вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, зарождения  нравственных и эстетических основ.

Первой ступенькой, на которой ребенок в дошкольном возрасте приобретает определенные познавательные знания, умения, навыки является дошкольная образовательная организация, попросту детский сад.  От полноценности жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей в начальной школе. Дошкольная образовательная организация обеспечивает сотрудничество со школой, подготовку к обучению в школе.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года[10], дошкольное образование становится уровнем общего образования наряду с начальным, основным и средним общим образованием (ст.10, ч. 4). Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч. 3), в том числе для дошкольного.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  выделим следующие задачи:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.

     Выделенные  задачи  отражают содержание психологической готовности детей к школе.

          Современные исследования  показывают, приходя в первый класс школы 30-40% детей оказываются не готовыми к обучению, так как  у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социально-личностный (принятие ребёнком новой социальной позиции), интеллектуальный (заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей), эмоционально-волевой ( произвольность поведения и познавательных процессов, стремление преодолевать трудности в учебной деятельности).

Все эти компоненты  готовности являются составляющими психологической готовности детей к школе. Психологическая готовность к обучению в школе – это «готовность к учебной деятельности (учению)»   в узком понимании и « необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» в широком понимании этого понятия.

      Задачи по формированию психологической готовности  детей к школьному обучению реализуются  совместными усилиями родителей, педагогов,  сверстников.

        В процессе формирования социально-личностной готовности к школе в детском саду у детей формируют положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, развивают чувство собственного достоинства. В дошкольной организации созданы условия для взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Большое внимание уделяют общению детей .В детском саду ребенок осуществляет в игровой деятельности различные социальные роли, общается не только с воспитателем, но и с другими взрослыми(сотрудниками детского сада, родителями детей), что способствует лучшему включению в новую социальную сферу.

В детском саду детей учат владеть разными видами игр, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам.

В сюжетно-ролевых играх ребёнок принимает различные социальные роли, проявляет инициативу и самостоятельность. Например, в сюжетно-ролевой игре «Школа» ребёнок может попробовать себя в роли ученика или учителя. Игра учит детей договариваться, действовать организованно, совместно, считаться с интересами  других,  сопереживать, радоваться,  разрешать конфликты.  

Огромную роль в развитии личности ребенка и в развитии его отношений с детьми  играет воспитатель. Именно он является примером для  ребёнка, в детском саду.

            Ещё одним важным моментом является сформированность у дошколят  положительного  отношения к  школе. Для этого важно, чтобы информация о школе и школьной жизни вызывала бы интерес у детей. Здесь  применяют  такие методы, приёмы и средства: коллективное чтение произведений художественной литературы, организация выставки книг на школьную тематику, использование информационно-коммуникативных источников информации о школе, просмотр диафильмов, видеофильмов, телепередач о школе и школьной жизни, их совместное обсуждение, экскурсии в школу, проведение совместных со школьниками мероприятий, праздников, соревнований, рассказы родителей и воспитателей о своих любимых учителях, об интересных историях из школьной жизни с показом фотографий, связанных со школьными годами, использование художественного слова (стихов, пословиц) и т.д.

 Формирование интеллектуальной готовности происходит в детском саду в таких видах деятельности как:

1) Непосредственно образовательная деятельность. Это специально организованные занятия направленные на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Это занятия направленные на развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи  диалогической и монологической форм. Занятия направленные на развитие детского творчества (рисование, лепка, аппликация).

2) Образовательная деятельность в режимных моментах. Это наблюдения во время прогулок, экскурсий, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей, познавательных фильмов, дидактические и развивающие игры, инсценирование произведений художественной литературы, игры-драматизации и др.

          Формированию эмоционально-волевой сферы способствует в первую очередь личный пример родителей и воспитателей  в достижении поставленной цели; примеры из художественной литературы,  где герои  идут к намеченной цели не взирая на трудности и преграды; соблюдение режима дня; воспитание дисциплинированности; физические упражнения, соревнования позволяют выработать волевые качества; игры с правилами развивают у ребёнка  такие волевые черты как ловкость, смелость, находчивость, выдержку, решительность.

Также хочется отметить значение трудовой  деятельность ребёнка. Необходимо ребёнку предоставить условия для  труда, где бы он мог применить волевые усилия.

      Уровень готовности детей к школе  определяют с помощью  педагогической диагностики, используя при этом различные диагностические методики. Среди множества диагностических методик и программ хочется  выделить диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению Гуткиной Н.И. и диагностическую программу «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения» Семаго Н.Я. и Семаго М.М., так как эти методики отличаются своей адаптированностью  к проведению обследования в условиях дошкольной организации  и   лучше всего подходят для  определения психологической готовности детей к школе. Учитывая результаты обследования детей, проводят занятия коррекционно-развивающий направленности. В занятия входят игры, упражнения, этюды на развитие логического мышления и речи, способности к обобщению, умения слушать, выполнять задания по образцу, возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, работать совместно со сверстниками т. д.

       Все вышеперечисленные  виды деятельности способствуют развитию ребёнка и формированию компонентов психологической готовности к школе. Если ребёнок придёт в школу психологически готовым к обучению,  значит  у него легко и безболезненно пройдёт адаптация к школе.

        Таким образом, важно подчеркнуть значимость дошкольной образовательной организации в формировании психологической готовности детей к школе. «Полный комплекс» качеств необходимых ребёнку для обучения в условиях школы  приобретает ребёнок в  детском саду. Именно в дошкольной организации созданы  все условия  и возможности для формирования необходимых компонентов психологической готовности детей к школе. Здесь происходит гармоничное развитие  личностных качеств ребёнка, раскрытие индивидуального возрастного потенциала ребёнка,  осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовности к школьному обучению.

Литература

1.Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей.- М.: Дрофа,2001. -256с.

2.Буре Р.С. Готовим детей к школе.- М.:Просвещение, 1998г.- 96с.

3.Готовность к школе. Руководство практического психолога /под редакцией  Дубровиной И.В.- М.:Академия,2000.- 121с.

4.Гуткина Н.И.Психологическая готовность к школе. - М.:Академический проект,2000.-168с.

5. 6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А.Психология детей шестилетнего возраста:Учебное пособие. – Мн.-2007.-216с.

6.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого – педагогическая готовность ребёнка к школе. Пособие для практических психологов, педагогов и родителей - М.: Владос,2001. – 256с

7.«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.-304с.

8. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. 373 с.

9. 12. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов. сред.пед. учеб. заведений. – М.:Издательский центр «Академия».2002.-336с.

10. Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. 11.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013г.)

12. Шульга Т.И., Пепеляева К.И. Возрастная психология. Характеристика возрастов. Учебное пособие.- М.:Изд-во МГОУ,2005.-86с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП К ШКОЛЕ ПО СРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

Состояние проблемы формирования психологической готовностидошкольников к обучению в школе в психолого-педагогической литературе.      Проблема готовности ребенка к школе возни...

Презентация. Тема «Формирование психологической готовности детей раннего возраста к игровой деятельности»

Формирование психологической готовности детей раннего возраста к игровой деятельности...

«Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС».

Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, заинтересованы в школьных успехах своих детей, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к пост...

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...

«ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП К ШКОЛЕ ПО СРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

   Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько де­сятилетий назад (была сформулирована как проблема, а существовала всегда) в связи со снижением возраста поступления в ...

Программно – методический материал:ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

С переходом к систематическому обучению в школе заканчивается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическа...

Рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к обучению в школе

Краткие рекомендации по формированию психологической готовности у дошкольников...