Главные вкладки

    «Игры и упражнения по развитию речи»
    материал по развитию речи на тему

    Саландаева Екатерина Сергеевна

    Комплекс игр и упражнений для развития речи детей раннего и старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_po_razv._rechi.docx25.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Игры и упражнения по развитию речи»

    Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

    «Что бывает?»

    Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д.

    В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

    «Цепочка слов»

    Эта игра используется с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста и проводится в словесном варианте. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка». Кошка бывает какая? Пушистая, ласковая, разноцветная... Что еще бывает разноцветным? Радуга, платье, телевизор... Каким еще может быть платье? Шелковым, новым, прямым... Что еще может быть прямым? Линия, дорога, взгляд... и т. д.

    «Подбор объектов к действию»

    Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

    «Пропущенные слова».

    Вы произносите предложение, а ребенок вставляет пропущенное слово. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала...»; «Кошка поймала в саду...»; «Шерсть у кошки..., коготки...»; «Дождик прошел, и из-за туч показалось ...»; «Дворник взял метлу, он будет...»; «Пришел почтальон, он принес ...». В дальнейшем ребенок и взрослый могут поменяться ролями: ребенок придумывает предложение, а взрослый заканчивает его.

    «Синонимические ряды».

    Перед тем как начать игру, вместе с детьми выясните значение, сходство и отличие по содержанию слов, которые предполагается использовать. Например, что обозначают, чем похожи и отличаются следующие слова: «бор — лес — роща»; «дом — терем — дворец»; «большой — огромный — громадный» и т. п. После этого вместе придумайте и назовите слова, обозначающие разные названия леса, жилищ, величины, и объясните их содержание. Так в словарный запас ребят войдут слова, имеющие тонкие оттенки значений.

    «Иносказание».

    Игроки загадывают слово, к которому можно подобрать несколько

    синонимов. Каждый игрок предлагает водящему свой вариант предложения, в котором

    вместо задуманного слова используется его синоним. По этим предложениям нужно

    догадаться, какое слово загадано. Например, задумано слово «холодный». Варианты

    предложений, придуманных детьми, могут быть такими: «Сегодня прохладный день»;

    «В стакане ледяной сок» и т. п. Если водящий затрудняется назвать исходное слово,

    оно либо называется, и совместно обсуждаются причины, приведшие к неудаче, либо

    слово меняется и загадывается другое.

    «Фильм»

    Это занятие по развитию речи детей позволяет им осмыслить и закрепить в опыте

    последовательность действий.

    Содержание занятия состоит в следующем: называется какая-либо ситуация, а ребенок

    пытается вычленить последовательность действий, из которых она состоит. Например,

    ситуация «мальчик удит рыбу» — приготовил удилище, леску, крючок, поплавок;

    накопал червей; пришел на берег; надел червяка на крючок; забросил удочку; смотрел

    на поплавок и т. д. С малышами эта игра может проводиться с использованием

    картинок, отражающих процессуальную последовательность действий, количество

    которых постепенно увеличивается.

    Дети старшего возраста могут не только называть последовательность действий, но и

    передавать их с помощью движений и мимики.

    Ситуации, процессы могут быть самыми разнообразными: жарим яичницу, варим

    борщ, гуляем с собакой, сажаем лук^ смотрим телевизор.

    Сложность предлагаемых детям для расчленения на чередующиеся этапы процессов и

    ситуаций зависит от возраста.

    У малышей количество последовательных действий не должно превышать 2—3, у

    старших — не более 8—10.

    «Угадай-ка».

     В качестве игрового материала используются спички, бусинки,

    пуговицы (различных цветов, форм, фактуры и диаметра), зерна или сухие плоды

    растений, ниточки (длиной 2— 5 см), мелкие камешки. Организация игры: 10—12

    предметов из исходного игрового набора кучкой бросают с небольшой высоты на стол

    или лист бумаги. При падении предметы складываются в самые разнообразные, иногда

    достаточно причудливые изображения. Игровая задача состоит в том, чтобы «узнать»

    и назвать получившееся изображение.

    «Аргументация».

    Этот вариант уже для школьников. Один из играющих выбирает из

    набора (не менее 20 шт.) предметных карточек любую. Внимательно, никому не

    показывая, рассматривает ее, переворачивает изображением вниз и задает участникам

    игры вопрос: «На что это похоже?» Каждый играющий предлагает свой вариант

    ответа. После того как будут заслушаны все ответы, водящий показывает картинку и

    предлагает защитить свои предположения. Допустим, один ребенок сказал, что

    изображенный на картинке предмет похож на огурец; второй — что он похож на

    дверь; третий предположил сходство с луной и т. п. Предъявляется картинка с

    изображением, например, книги. В качестве доказательств может выступать

    следующая аргументация: «Как в огурце много зернышек, так и в книге много

    страниц», «Дверь можно открыть и книгу тоже», «Луна освещает ночью путь, а книга

    — путь к познанию» и т. п.

    Благодаря таким играм обыденные, привычные вещи, предметы, и явления обретают

    лирическое, художественное обрамление, одухотворенность.

    «Бесконечное предложение»

    Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным

    правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее,

    но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли

    продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем:

    водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему

    свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова

    могут быть размешены в различных его местах (в начале, конце, середине), но

    добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное

    слово «солнце»:

    светило солнце;

    ярко светило солнце;

    на небе ярко светило солнце;

    на небе ярко светило весеннее солнце;

    на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

    на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

    на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

    на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

    на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

    на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее

    солнце...

    «Кто мы?»Мир, познаваемый малышом, сложен и многогранен. Цель этой игры как

    раз и состоит в том, чтобы показать неоднозначность всего, что окружает ребенка.

    Спросите ребят: «А вы знаете, кто вы? Как вас дома называют мама и папа? В детском

    саду вы кто? А в больнице? А в школе кем будете? Когда по улице идете — кто? А

    если в транспорте едете? В магазине как вас называют? А если я буду работать в

    магазине, отпускать товар, кем я буду? Кто я для своих детей? Для моих мамы и

    папы?» После того, как дети ответят на вопросы, подведите итог: «Оказывается, один

    и тот же человек в разных местах называется по-разному».

    «Я заметил». Правила игры нехитры: ребенок не только старается заметить объект

    или явление, но рассказать о нем так, чтобы привлечь к нему внимание окружающих

    (участников игры). Дети очень наблюдательны, они иногда замечают такие тонкости,

    которых мы не можем увидеть, даже специально обращая на них внимание. Играть в

    эту игру интересней с количеством участников больше трех. Например, вы говорите:

    «Давайте поиграем и посмотрим, кто из нас самый глазастый, кто заметит предметы,

    мимо которых мы проходим ежедневно».

    Возможные ответы детей:

    • Я заметил пожарный насос. С его помощью пожарники накачивают воду в шланги,
      чтобы тушить пожар.
    • Я заметил почтовый ящик. Он нужен, чтобы люди могли писать друг другу письма
      и поздравлять с праздниками.
    • Я заметил разные постройки: жилые дома, гостиницу, палатки — там живет много
      людей.

    После того как ребята усвоят правила игры, ее содержание можно несколько усложнить. Теперь предложите им не просто замечать что-либо вокруг, а нечто совершенно необычное. Внимание детей можно ориентировать с помощью вопросов, например: «Кто носит специальную форму, а кто нет? Сколько увидели новых домов?» и т. п. Не совсем обычными могут быть, например, коляска с близнецами, автомобиль новой марки, новая упаковка товара в магазине или птица, которую

    малыш раньше не видел. Так развивается еще одно качество — умение смотреть на разные предметы с разных позиций, видеть новое в старом и знакомое в измененном.

    Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте,

    вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.

    Упражнения-игры для развития речи ребенка

    Совместное рассматривание предметов

    Взрослый и ребенок наблюдают за чем-либо. При этом взрослый выразительно описывает все, что видит малыш. Рассматривание предметов важно сочетать с активными действиями ребенка, чтобы слово связывалось с предметом и с действием.

    Прием договаривания

    Взрослый читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово. В повседневном общении матери с малышом необходимо использовать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Вначале взрослый должен использовать наглядность - показывать действия сам или с помощью игрушек. Ребенок учится слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова. Очень важны в этом возрасте книжки с твердыми картонными страницами, так как ребенку легче научиться листать такие книжки. Взрослому необходимо вместе с ребенком рассматривать картинки в книжке, называя предметы, действия.

    Знакомство с новым словом

    Новое слово, обозначающее действие, вводится в сочетании со знакомыми словами, обозначающими предмет или субъект действия. Этот прием усиливает интерес к слову и закрепляет определенные словосочетания. Например, слово «клюет»: «Саша кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют, и воробышки клюют... Вот как они клюют... Что курочка делает? Покажи, как она клюет...» и т.п. Этот прием необходимо сопровождать рассматриванием соответствующих картинок или действиями с игрушками, чтобы новое слово не было оторвано от своего значения.

    Поручения, требующие ответа-действия

    Взрослый просит что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от уровня развития речи ребенка, как пассивной, так и активной: поручение должно быть понятно и доступно и в то же время требовать сосредоточенности и не выполняться механически. Наиболее простыми являются просьбы принести игрушку, когда эта игрушка лежит на виду и ничто не отвлекает внимание ребенка. Более сложными являются поручения найти и принести игрушку, находящуюся среди других (двух, потом трех). Еще более сложно найти предмет, если он требует целенаправленного поиска. Последующие задания могут включать поиск уже не одного, а двух предметов: «Принеси сначала мишку, а потом - мячик».

    Звуковое обозначение действий

    Этот прием очень важен для построения звукового образа своих действий. Он заключается в том, что любимые действия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными звуками. Например, когда малыш рисует штрихами капли дождя, он может говорить: «Кап-кап-кап», когда бежит или танцует: «Топ-топ», когда стучит игрушечным молоточком: «Тук-тук» и пр. Сначала такое звуковое обозначение исходит от взрослого.

    Речевое сопровождение действий

    Этот прием является более сложным вариантом предыдущего. Он заключается в том, что ребенок сопровождает свои действия уже не комплексом звуков, а развернутой речью. Конечно, до трех лет речевые образцы дает взрослый. Здесь хорошо использовать народные игры, в которых простой и постоянно повторяющийся стихотворный текст подсказывает, что и в какой последовательности нужно делать.

    Комментирование действий

    Играя с игрушками, необходимо комментировать игровые действия свои и ребенка. Тогда дети овладевают не только способами действий, но и теми словами, которыми взрослый сопровождает показ предметов, действий, отношений. Можно сделать книгу-альбом с фотографиями действий малыша, так кроха запомнит основные глаголы: «спит», «ест», «сидит», «бежит», «идет», «качается на качелях».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    По ходу изложения игр и упражнений, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих ...

    Игры и упражнения для развития речи. Подготовка детей к школе.

    Начало обучения в школе - очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Ребенок шести - семи лет очень актив...

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Цели - формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. развитие наблюдательности, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта учить выделять...

    дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

    В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

    Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

    Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...

    Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

    Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии новог...

    «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».

    В статье даны рекомендации для развития речи детей младшего дошкольного возраста....