Словесные упражнения для речевого развития дошкольников
статья по развитию речи на тему

Прохорова Светлана Юрьевна

В данном материала отражена важность применения словесных игр с детьми дошкольного возраста. А также раскрыты потенциальные возможности этих игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_uprazhneniya.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные упражнения для развития речи дошкольников

Если с детьми много разговаривают и занимаются развитием речи, то к четырём – пяти годам они уже хорошо понимают, что каждое слово всегда обозначает какой-то предмет, явление, качество или действие и состоит из звуков, то есть звучит.

Грамматические правила родной речи дети этого возраста осваивают практически. В три – пять лет у всех малышей отмечается особая чуткость и восприимчивость к языковым явлениям. Особенности изменения слов они «схватывают» на слух, а закономерности усваивают интуитивно.

В живом общении и на специальных занятиях в детском саду дети осваивают важнейшие морфологические средства языка (согласование слов в роде, числе, падеже, чередование гласных в глаголах и именах существительных), а также различные способы словообразования имён существительных (лис – лисёнок – лисёночек), глаголов (барабан – барабанить). В речи детей появляются высказывания, в которых они пытаются дать определение предмету по его назначению или значимому функциональному признаку (мять – это во что играют).

Речь детей становится более связной, богатой по лексическому запасу, выразительной. Они начинают составлять небольшие рассказы из личного опыта или по картинке.

И только проведение словесных игр и упражнений, образно – речевых игр на занятиях и в повседневной жизни позволяют достичь основной цели – через игру – к совершенству, решить различные речевые задачи. Благодаря такому комплексному подходу речь ребёнка не однобоко, а многостороннее.

Каковы потенциальные возможности словесных игр и упражнений. Они велики, без них нам никак не обойтись! Образно – речевые игры развивают речь, мышление, фантазию и творчество. Приведём пример игры «Слово – Сказка»:

Взрослый пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку (рассказ, зарисовку, стихотворение)

Слово пишется вертикально и «расшифровывается».

Ц – царевна

В – весна

Е – ель

Т – тепло

О – ожерелье

К – красавица

На основе этих шести слов дети должны будут сочинить своё литературное произведение.

Например: Почему ель вечнозелёная!

        У Царевны – Весны было любимое зелёное платье, которое она всегда надевала, когда приходила к людям. Вот и опять пришла её пора. Она надела своё платье, но Зима, которой не хотелось уходить в свои покои, решила испортить платье Царевны. Ей это удалось.

        Что оставалось делать Весне? Решила она обратиться к Ели.

- Милая Ель, помоги мне! Сделать так, чтобы моё платье было столь же прекрасным что и раньше. Ель, согретая теплом Весны, привлекла к работе все свои зелёные иголочки, которые проснулись от тепла. К утру платье выглядело как раньше. Ель украсила его золотистым ожерельем, сделанным из чешуек шишек.

- В благодарность за твой труд, милая Ель, я сделаю так, чтобы ты больше не зябла от холодных ветров. Теперь ты никогда не расстанешься со своим Зелёным платьем и будешь вечнозелёной Красавицей.

Игры помогают детям по-новому взглянуть на знакомые и ставшие давно уже привычными вещами, учат быть внимательными и наблюдательными, красиво и правильно говорить, пополняют словарный запас, учат мыслить логически, сосредоточенности, развивают слуховую память.

Поиграем в игру «Слово – действие». стр. 93-96 «Умные слова»

«Хорошо – плохо». (знакомство с явлением – дождём).

        Ответьте на вопрос: что хорошего в дожде? Высказывайте своё мнение (каждое мнение имеет право на существование).

А что плохого в дожде? Так, Дождь – это хорошо или плохо?

Дождь – это хорошо для кого? Чего?

(В этой игре можно использовать и спорные образы – явления, понятия, предметы).

Например: Что хорошего в Бабе Яге?

А что плохого?

Что хорошего в болезни?

А что плохого?

Что хорошего в том, что сломался телевизор?

А что плохого?

Игра «Из плохого – в хорошее». (С группой детей, с одним ребёнком).

Воспитатель предлагает поиграть в превращения: из плохого сделать хорошее, из злого – доброе, из слабого – сильное и т.д.

На доске пишется слово Злой и предлагает постепенно, подбирая слова, превратить злое в доброе.

Например:                                Злой

Сердитый

Недовольный

Терпимый

Сочувствующий

Внимательный

Заботливый

Добрый

Можно взять любую пару антонимов и попробовать сделать то же самое.

        Игры помогают в обучение чтению, в развитии коммуникативных качеств, учат чувствовать красоту поэтического слова, вслушиваться в окружающие звуки, помогают полнее воспринять всё то, что мы можем увидеть, услышать, ощутить, сравнить слова, расширить цветовое восприятие, учат вести рассказ, перевоплощаться. (Игра «Если бы, да кабы…»). стр. 73 «Умные слова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов по теме «Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют мо...

Мастер - класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников"

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами...

Мастер-класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольника"

Речевое общение  в процессе игры имеет огромное значение. Речь объединяет детей во время их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения....

«Словесные игры в речевом развитии дошкольника»

laquo;Словесные игры в речевом развитии дошкольника»...