"Уроки этикета" Познавательно-речевое развлечение для детей 5-6 лет
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

"Уроки этикета" Познавательно-речевое развлечение для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_etiketa.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст детей: старший дошкольный

Цели:

  1. Обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях.

  1. Познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей.

  1. Приобщать детей к русской национальной культуре.

Оборудование: современный сервиз, скатерть, салфетки, деревянная посуда, хлеб, солонка, рушник; иллюстрации к русским народным сказкам : «Маша и медведь», «Колобок», «По щучьему веленью», «Лиса и Журавль», «Царевна-лягушка».

Ход занятия:

  1. Организационный этап.
  2.       Основная часть занятия.
  1. Путешествовать - это замечательно!

-Вот и прошло лето. Вы подросли, т теперь будете ходить в старшую группу.

Старшая группа…

Что это значит?

Значит, никто уже утром не плачет.

Суп не прольёт на рубашку никто,

Все надевать научились пальто.

Даже ботинки с тугими шнурками

Не доверяем ни папе, ни маме.

        Наши друзья Таня и Ваня тоже повзрослели. Как и вы, Таня пойдёт в старшую группу, её брат Ваня- в третий класс.

Помните мультфильм:

Маленькие дети!

Ни за что на с веете

Не ходите в Африку ,

В Африку гулять!

В Африке акулы!

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы.

Но папочка и мамочка уснули вечерком,

А Танечка и Ванечка- в Африку бегом,-

В Африку!

В Африку!

-Кто написал эту сказку? Как она называется?

-Помните, как чуть было не закончилась печально эта история? А всё почему?

Потому что дети ушли без спроса и одни, без взрослых.

-Но путешествие-это замечательно! Во время путешествия можно узнать много нового, многому научиться. Не зря во все времена, с древности и до наших дней, люди плыли на кораблях и плотах, ехали на верблюдах и собаках, машинах  и санях, летели на воздушном шаре и самолёте для того, чтобы побывать в незнакомых местах, узнать, какие растения там растут, какие животные обитают, чем занимаются люди, живущие вдалеке от нас.

2. Мы ждём гостей.

-И вот доктор Айболит собрался навестить своих пациентов, которые живут в разных уголках Земли. Кто пациенты доктора Айболита?

-и конечно же, добрый доктор пригласил с собой Таню и Ваню. Во время поездок они будут доктору попутчиками, и помощниками.кто такие попутчики?

-Как образовалось такое слово?

-Но для того, чтобы отправиться куда-то, тем более так далеко и надолго, необходимо спросить разрешения у родителей. И доктор Айболит собирается  прийти в гости в семью Тани и Вани, чтобы поговорить с их родителями о предстоящем путешествии. Скажите: что делают хозяева дома, когда ждут гостей?

(Наводят порядок, готовят угощения)

-А что значит навести порядок? (Разложить вещи по местам, вытереть пыль, пропылесосить, проветрить комнаты.)

-Кто обычно занимается этим в вашей семье? Помогаете ли вы родителям?

-Как вы думаете, почему необходимо помогать друг другу?

-Вспомните мультфильмы, в которых герои оказывали друг другу помощь.  («Репка», «Кот, петух и лиса», «Заячья избушка» , «Волшебник Изумрудного города» и т.д.)

Физкультминутка

УБОРКА КВАРТИРЫ

Каждый ребёнок берёт на себя определённую функцию и, не называя её, показывает, как он, например, моет окно, подметает и т.д. Воспитатель отгадывает, кто из детей, чем занимается.

-И вот в квартире порядок. Можно начинать готовить угощение.

        Детей просят разбиться на несколько групп по 3-4 человека. Каждая группа должна придумать меню праздничного ужина. Заранее с детьми можно обговорить список продуктов, из которых дети будут готовить угощение.

-Какое сейчас время года? Чем радует нас осень?  (Плодами с садов и огородов.)

- Овощи и фрукты вкусны и полезны, давайте приготовим из них еду.

        Выслушав предложение каждой группы, составляется общее меню. Например, салат или винегрет, картошка с мясом, печёные яблоки. К чаю-варенье и пироги.

-Пора накрывать на стол.  (Это можно сделать на кукольном столе, используя кукольную посуду.)

-На сколько человек надо накрыть стол?  (На пять. За столом сядут Доктор Айболит, Таня и Ваня и их родители.)

-Сколько поставим тарелок? С какой стороны положим вилку, а с какой- нож? (Вилку - слева, нож-справа.)

-Что обязательно должно быть на столе?  (Хлеб, соль, перец. Обязательно должны быть салфетки. В салатнице должна быть ложка, ею накладывают салат в свою тарелку.)

- А как поступить, если, например, хлеб находится на столе далеко от вас? (Вежливо попросить  передать его. С тарелки надо брать тот кусок хлеба, колбасы или сыра, который «смотрит» на вас, то есть лежит ближе. И, конечно, не забывать благодарить.)

-Как вы думаете, сколько еды надо класть в тарелку? (Совсем немного, чтобы быть уверенным в том, что съешь всё. Нельзя оставлять еду на тарелке. Если блюдо тебе понравилось, обязательно скажи об этом хозяйке, ей будет приятно.)

-Мы с вами знаем эти правила поведения с детства. А вот всегда ли они были такими?

-Мы привыкли к определённым продуктам питания. А что люди ели в прошлом?

-Чтобы узнать это, мы с вами отправимся в прошлое.

3. « Милости просим, гости дорогие».

-Теперь вы  красны девицы и добры молодцы.

Девочки надевают сарафаны, мальчики подпоясываются кушаками.

-Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе.

Какая обстановка здесь?

Используются иллюстрации.

-Вот печь. Как говорили о ней в старину? «Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница».

-Что стоит у печи? Кочерга, ухват. Зачем они?

-Вот большой деревянный стол. Вот лавки. Почему они такие длинные и широкие?  (На них сидят во время обеда, а ночью на лавках спят.)

- А вот сундук. Что в нём хранят?  (Одежду.)

-В каждой избе обязательно есть красный угол. Что означало в старину «красный»? красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей.

Всякий гость, входивший в избу у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «Здраве буде», что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.

Встречает гостей хозяйка дома, в руках у неё хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник. «Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль»,- с поклоном приглашает нас хозяйка.

- Что необходимо сделать перед едой? Вымыть руки. Как мыли руки в старину?  (Из рукомоя.)

-вытирали руки рушником. Почему это полотенце так называется?  (Рушник-для рук.)

-Русские люди очень гостеприимны. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. « Всё, что в печи, -на стол мечи»,-гласит русская пословица. «Хлеб на стол, так и стол-престол (священное место), а хлеба ни куска, так и стол- доска», -  так говорили в старину.

        Еду обычно заранее не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по вкусу. Нежеланному гостю соль не предлагали. Про такого гостя говорили: «Ушёл не солоно хлебавши». В какой сказке вы слышали это выражение?  («Лиса и Журавль»)

-Что оно обозначает?

-В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. «Хлеб-соль ешь, а правду режь»,- говорили в народе.

        Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. На середину стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сидел хозяин, и никто не смел раньше него начать есть. Он черпал деревянной ложкой первым, а за ним все остальные. Теперь понятно, что, если будешь болтать за столом, голодным останешься. Под ложку подкладывали кусочек хлеба. Зачем, как вы думаете?   (Чтобы жидкая пища с ложки не капала на стол.)

-Вообще, раньше  все ели руками, кроме, конечно, жидкой пищи. Вилок в старину не было. Что же подавали на стол? «Каша-мать наша»,-говорили тогда. Её ели ежедневно. Вспомните сказку «Лиса и Журавль». Чем угощала хитрая лиса журавля?  (Кашей.) А он её чем потчевал? (Окрошкой.) Кто знает, что это такое?

-На первое варили щи. Что для этого надо?

-Варили уху. В каком мультфильме молодец ухватил щуку в руку и радовался, что уха будет сладка.  («По щучьему веленью».)

-В старину ели много мяса: свинину, телятину, баранину. Чьё это мясо?          ( Раньше коров, быков называли одним словом- «говядо». Отсюда и название мяса- «говядина».)

-Ни одни пир не обходился без пирогов. От какого слова произошло слово «пирог»?  (Пир-пирог.) в старину говорили: «красна изба углами, а обед - пирогами». А уж с какой только начинкой не было пирогов!  Мясной, овощной, с яйцами, рыбной, творожной, ягодной, грибной, гороховой.

-что пили в старые времена? Снова вспомним сказки. Как многие из них заканчиваются? «и я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». Мёд- медовый или фруктовый напиток. Ещё варили кисели. «Киселём брюхо не  испортишь»,- говорили в старину. В какой сказке девочке предлагали поесть простого киселька с молочком?

-Пили берёзовые и кленовые соки. Вспомните, как можно собирать сок , чтобы не испортить дерево.

-Ели много овощей. Каких?

-Мы уже говорили, что картошки тогда не знали. Вместо неё в еду употребляли репу. На зиму огурцы солили, капусту квасили в бочках.

        Все дни в году делили на «постные» и «мясные». «Постных» дней было больше. В это время мяса, молока ,яиц, масла не полагалось. Что можно было есть? Давайте придумаем меню на  постный день.

        В наши дни некоторые люди соблюдают пост. В определённые дни придерживаются строгой, постной диеты.

        На столе лежат иллюстрации к различным мультфильмам:

  • «Маша и медведь» (Маша печёт пироги);
  • «Гуси-лебеди» (дети у молочной реки);
  • «Колобок» (бабка сажает его в печь);
  • «Печка»;
  • «Царевна-лягушка» (пир);
  • «Лиса и Журавль»;
  • «Снегурочка» (девочки в лесу собирают ягоды и грибы;
  • «По щучьему веленью» (Емеля держит в руках щуку);
  • «Соломенный бычок - смоляной бочок» (лиса ведёт гусей, волк -баранов );
  • «Курочка - ряба».

Есть также иллюстрации к мультфильмам, не имеющим отношение к еде, например «Теремок», «Заячья избушка».

-Найдите сказки, из которых можно узнать, что ели люди в старину. Как они называются?

        Перескажите отрывок, который изображён на выбранной картинке.

  1. Заключительный этап занятия. Подведение итогов.