Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: рассказ из опыта с опорой на сюжетные картинки «Как мы сажали овощи».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект составила воспитатель: Крылова Надежда Михайловна

Цель: речевое развитие - закреплять умение составлять рассказ из опыта, с опорой на сюжетные картинки.

                                               - учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действующих персонажей.

                                                -уточнить и закрепить  правильное произношение звуков «с» и «з», учить дифференцировать эти  звуки, отчётливо и внятно произносить слова с ними.

            Познавательное развитие – обобщить представление о сельских профессиях .( труде овощеводов).

                                                   -формировать уважение к людям труда.

Предварительная работа:

-Посадка гороха в группе. Наблюдение за ростом гороха (март – июнь) средняя группа 2015год.

-Рассматривание картины «Дети работают в саду» средняя группа (май 2015год).

-Беседа по картине «Уборка  картофеля» старшая группа (сентябрь 2015год).

-Рисование. Натюрморт «Овощи» (сентябрь 2015год) старшая группа.

-Аппликация «Заготовки на зиму» старшая группа (сентябрь 2015год).

-Лепка «Мы корзиночки несём…» старшая группа (сентябрь 2015год).

Материал:

-Сюжетные картинки на тему «Труд на селе».

-Картины большого формата «Уборка картофеля», «Дети работают в саду», «Жатва», «Сенокос».

-Фотографии детей «Как мы ездили на дачу (в деревню)».

-Линейки с двумя полосками, синие и зелёные кружки по количеству детей.

 

                                      Ход занятия:

1часть. Воспитатель демонстрирует детям сюжетные картинки на тему «Труд на селе» и просит рассказать, что они видят.

Дети: - Люди косят траву (сушат сено). «Луг», «На покосе».

           - Комбайн жнёт (убирает) хлеб.  «Пшеничное поле».

           - Хозяйка доит корову. «Коровник».

           - Хозяйка кормит свиней. «Свинарник».

           -Конюх кормит коня (лошадь). «Конюшня».

           - Девочка кормит кур . «Птичий двор».

           - Девочка поливает капусту . «Огород».

Воспитатель: - Дети, кто был в деревне?  (отдыхал или гостил у родственников?)

Ответы детей: - (разные: кто-то отдыхал на даче, кто-то в деревне и т.д.)

Воспитатель: - Вспомните, весной мы с вами рассматривали вот эту картину «Дети работают в саду», осенью в сентябре у нас с вами была беседа по картине «Уборка картофеля».

А ещё мы с вами лепили корзиночки с овощами, затем у нас была аппликация «Заготовки на зиму», и ещё мы рисовали натюрморт «Овощи».

2часть .Воспитатель: - А сегодня мы с вами будем рассказывать, как весной сажали овощи на даче.

Сначала составим план, как будем рассказывать:

- Придумаем название рассказа («В деревне», «На даче», «Мы на даче», «Мы сажаем капусту» и т. д.).

- Что вы делали на даче (в деревне)?

- Что вырастет на грядке?

- Что можно сделать из выращенных овощей?

Воспитатель: - Теперь, когда у нас есть план, можно придумывать рассказ .

Сначала  подумайте , как вы будете рассказывать (минутку дети думают).

Полина: - Я назову свой рассказ «Как мы сажали помидоры».

Папа повёз меня, маму и моего маленького брата Ваню на дачу.

Мы взяли с собой ящик с рассадой помидоров, которые росли у нас на подоконнике всю весну. На даче уже были вскопаны грядки в парнике.

Мы делали ямки в земле и сажали туда кустики помидоров. Потом мы их полили водой из лейки.

Воспитатель: - Полина, когда помидоры выросли, что вы с ними сделали?

Полина: - Мама сделала из помидоров салат, замариновала в банки.

Воспитатель: - Теперь нам расскажет свою историю Толя.

Толя: - Я назову свой рассказ «Я видел, как сажают картошку в поле».

Мы с папой, мамой и старшим братом Вадиком ездили весной в гости к дедушке в деревню. Там на большом чёрном поле специальный трактор (картофелесажалка) сажал картофель. Сзади у трактора была прицеплена специальная машина, которая делала борозду в земле, из специального носика бункера в эту борозду падали картофелины и затем специальный нож приваливал землёй эту борозду вместе с картофелем.

Воспитатель: - Толя, а когда картофель вырос и люди собрали урожай, что из него можно приготовить?

Толя: - Картофельное пюре, суп, чипсы (дети добавляют свои варианты).

Воспитатель: - И послушаем ещё Настин рассказ. Настя, как ты назвала свой рассказ?

Настя: - Я назову свой рассказ «Мы сажали горох».

Мы приехали на дачу в выходной день. Папа и мама стали копать гряды на огороде, а мы с маленьким братиком Артёмкой и бабушкой гуляли.

Потом бабушка показала нам на тарелке жёлтые горошинки, они треснули на боку и из них выглядывали маленькие беленькие росточки.

Бабушка сказала, что горох уже пророс и пора сажать его в землю на грядку.

Мы делали в земле неглубокие ямки и клали туда по одной горошинке, затем засыпали их землёй. Мы хорошенько полили грядку водой из лейки.

Воспитатель: - Настенька, а что можно приготовить из гороха?

Настя: - Мама варит вкусный гороховый суп. А ещё горох  кладут в салат . (дети добавляют свои варианты).

Воспитатель: - Вот какие замечательные рассказы у нас получились. А сейчас мы с вами отдохнём.

Физминутка:

1.Поднимайте плечики,              

Прыгайте, кузнечики,                  поднимают и опускают плечи.

Прыг-скок, прыг-скок.

2.Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.                       Присели.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.                Прыжки на двух ногах.

(повторить упражнение три раза).

3часть. ЗКР.

Воспитатель: - А сейчас мы будем играть в «Эхо». Я говорю слово громко, а вы тихо.

-Саша  (дети - тихо: Саша).

-Синица (дети - тихо: синица).

-Зонтик  (дети - тихо: зонтик).

-Зайчик  (дети – тихо: зайчик).

Воспитатель: - Теперь мы будем слушать мягкие и твёрдые звуки «с», «сь», «з», «зь».

Я раздаю вам линейки с двумя полосками и кружки, синие и зелёные.

На верхнюю полоску вы будете класть синие кружки, если услышите твёрдые звуки «с» или «з», а на нижнюю – зелёные, если услышите мягкие звуки «сь» или «зь».

Воспитатель: - Зайчик. (дети кладут синий круг на верхнюю полоску).

                          -Замок.  (аналогично).

                           -Зима.  (дети кладут зелёный круг на нижнюю полоску).

                           -Тазик. (аналогично).

                           -Санки. (дети кладут синий круг на верхнюю полоску).

                           -Сапоги. (аналогично).

                           -Синица. (дети кладут зелёный круг на нижнюю полоску).

                           -Сироп. (аналогично).

Воспитатель: - Молодцы! Все сегодня занимались очень хорошо. И рассказы придумали, и в «Эхо» поиграли, и звуки мягкие и твёрдые услышали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx528.92 КБ

Предварительный просмотр:

План–конспект занятия (развитие речи) на тему:

 Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: рассказ из опыта с опорой на сюжетные картинки «Как мы сажали овощи».

Конспект составила воспитатель: Крылова Надежда Михайловна

Цель: речевое развитие - закреплять умение составлять рассказ из опыта, с опорой на сюжетные картинки.

                                               - учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действующих персонажей.

                                                -уточнить и закрепить  правильное произношение звуков «с» и «з», учить дифференцировать эти  звуки, отчётливо и внятно произносить слова с ними.

            Познавательное развитие – обобщить представление о сельских профессиях .( труде овощеводов).

                                                   -формировать уважение к людям труда.

Предварительная работа:

-Посадка гороха в группе. Наблюдение за ростом гороха (март – июнь) средняя группа 2015год.

-Рассматривание картины «Дети работают в саду» средняя группа (май 2015год).

-Беседа по картине «Уборка  картофеля» старшая группа (сентябрь 2015год).

-Рисование. Натюрморт «Овощи» (сентябрь 2015год) старшая группа.

-Аппликация «Заготовки на зиму» старшая группа (сентябрь 2015год).

-Лепка «Мы корзиночки несём…» старшая группа (сентябрь 2015год).

Материал:

-Сюжетные картинки на тему «Труд на селе».

-Картины большого формата «Уборка картофеля», «Дети работают в саду», «Жатва», «Сенокос».

-Фотографии детей «Как мы ездили на дачу (в деревню)».

-Линейки с двумя полосками, синие и зелёные кружки по количеству детей.

                                      Ход занятия:

1часть. Воспитатель демонстрирует детям сюжетные картинки на тему «Труд на селе» и просит рассказать, что они видят.

Дети: - Люди косят траву (сушат сено). «Луг», «На покосе».

           - Комбайн жнёт (убирает) хлеб.  «Пшеничное поле».

           - Хозяйка доит корову. «Коровник».

           - Хозяйка кормит свиней. «Свинарник».

           -Конюх кормит коня (лошадь). «Конюшня».

           - Девочка кормит кур . «Птичий двор».

           - Девочка поливает капусту . «Огород».

Воспитатель: - Дети, кто был в деревне?  (отдыхал или гостил у родственников?)

Ответы детей: - (разные: кто-то отдыхал на даче, кто-то в деревне и т.д.)

Воспитатель: - Вспомните, весной мы с вами рассматривали вот эту картину «Дети работают в саду», осенью в сентябре у нас с вами была беседа по картине «Уборка картофеля».

А ещё мы с вами лепили корзиночки с овощами, затем у нас была аппликация «Заготовки на зиму», и ещё мы рисовали натюрморт «Овощи».

2часть .Воспитатель: - А сегодня мы с вами будем рассказывать, как весной сажали овощи на даче.

Сначала составим план, как будем рассказывать:

- Придумаем название рассказа («В деревне», «На даче», «Мы на даче», «Мы сажаем капусту» и т. д.).

- Что вы делали на даче (в деревне)?

- Что вырастет на грядке?

- Что можно сделать из выращенных овощей?

Воспитатель: - Теперь, когда у нас есть план, можно придумывать рассказ .

Сначала  подумайте , как вы будете рассказывать (минутку дети думают).

Полина: - Я назову свой рассказ «Как мы сажали помидоры».

Папа повёз меня, маму и моего маленького брата Ваню на дачу.

Мы взяли с собой ящик с рассадой помидоров, которые росли у нас на подоконнике всю весну. На даче уже были вскопаны грядки в парнике.

Мы делали ямки в земле и сажали туда кустики помидоров. Потом мы их полили водой из лейки.

Воспитатель: - Полина, когда помидоры выросли, что вы с ними сделали?

Полина: - Мама сделала из помидоров салат, замариновала в банки.

Воспитатель: - Теперь нам расскажет свою историю Толя.

Толя: - Я назову свой рассказ «Я видел, как сажают картошку в поле».

Мы с папой, мамой и старшим братом Вадиком ездили весной в гости к дедушке в деревню. Там на большом чёрном поле специальный трактор (картофелесажалка) сажал картофель. Сзади у трактора была прицеплена специальная машина, которая делала борозду в земле, из специального носика бункера в эту борозду падали картофелины и затем специальный нож приваливал землёй эту борозду вместе с картофелем.

Воспитатель: - Толя, а когда картофель вырос и люди собрали урожай, что из него можно приготовить?

Толя: - Картофельное пюре, суп, чипсы (дети добавляют свои варианты).

Воспитатель: - И послушаем ещё Настин рассказ. Настя, как ты назвала свой рассказ?

Настя: - Я назову свой рассказ «Мы сажали горох».

Мы приехали на дачу в выходной день. Папа и мама стали копать гряды на огороде, а мы с маленьким братиком Артёмкой и бабушкой гуляли.

Потом бабушка показала нам на тарелке жёлтые горошинки, они треснули на боку и из них выглядывали маленькие беленькие росточки.

Бабушка сказала, что горох уже пророс и пора сажать его в землю на грядку.

Мы делали в земле неглубокие ямки и клали туда по одной горошинке, затем засыпали их землёй. Мы хорошенько полили грядку водой из лейки.

Воспитатель: - Настенька, а что можно приготовить из гороха?

Настя: - Мама варит вкусный гороховый суп. А ещё горох  кладут в салат . (дети добавляют свои варианты).

Воспитатель: - Вот какие замечательные рассказы у нас получились. А сейчас мы с вами отдохнём.

Физминутка:

1.Поднимайте плечики,              

Прыгайте, кузнечики,                  поднимают и опускают плечи.

Прыг-скок, прыг-скок.

2.Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.                       Присели.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.                Прыжки на двух ногах.

(повторить упражнение три раза).

3часть. ЗКР.

Воспитатель: - А сейчас мы будем играть в «Эхо». Я говорю слово громко, а вы тихо.

-Саша  (дети - тихо: Саша).

-Синица (дети - тихо: синица).

-Зонтик  (дети - тихо: зонтик).

-Зайчик  (дети – тихо: зайчик).

Воспитатель: - Теперь мы будем слушать мягкие и твёрдые звуки «с», «сь», «з», «зь».

Я раздаю вам линейки с двумя полосками и кружки, синие и зелёные.

На верхнюю полоску вы будете класть синие кружки, если услышите твёрдые звуки «с» или «з», а на нижнюю – зелёные, если услышите мягкие звуки «сь» или «зь».

Воспитатель: - Зайчик. (дети кладут синий круг на верхнюю полоску).

                          -Замок.  (аналогично).

                           -Зима.  (дети кладут зелёный круг на нижнюю полоску).

                           -Тазик. (аналогично).

                           -Санки. (дети кладут синий круг на верхнюю полоску).

                           -Сапоги. (аналогично).

                           -Синица. (дети кладут зелёный круг на нижнюю полоску).

                           -Сироп. (аналогично).

Воспитатель: - Молодцы! Все сегодня занимались очень хорошо. И рассказы придумали, и в «Эхо» поиграли, и звуки мягкие и твёрдые услышали.

-C:\Users\анна\Desktop\бабушка\IMG_20151013_181737.jpgC:\Users\анна\Desktop\бабушка\IMG_20151013_181904.jpg

C:\Users\анна\Desktop\бабушка\IMG_20151013_181037.jpgC:\Users\анна\Desktop\бабушка\IMG_20151013_181654.jpgC:\Users\анна\Desktop\бабушка\IMG_20151013_101433.jpg

 

C:\Users\анна\Desktop\бабушка\IMG_20151012_122906.jpg