Проект "Учим стихи - развиваем память"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Соколова Люция Фаруковна

Проект "Учим стихи - развиваем память" (для детей старшего дошкольного возраста).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uchim_stihi_-_razvivaem_pamyat.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №11 г. Канаш»

Проект

«Учим стихи – развиваем память»

Разработала:

воспитатель

 Соколова Л.Ф..

Канаш 2015

Паспорт проекта

  • Актуальность  
  • Цель и задачи проекта
  • Участники проекта
  • Сроки реализации проекта
  • Ожидаемые результаты
  • Ресурсы
  • Организация и порядок реализации проекта
  • Мониторинг
  • Результаты реализованного проекта
  • Литература

Актуальность

        Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в познавательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. По мнению известного специалиста в области квалитологии А.И. Субетто, в начале XXI в. «политика качества образования становится ядром образовательной политики». В связи с этим возникает необходимость более качественного подхода к образовательному процессу на всех этапах, начиная с дошкольного возраста.      По мнению психологов и педагогов дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития всех психических процессов, в том числе и памяти.

      Проблема памяти отражена в трудах отечественных и зарубежных психологов: Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьева, П.П. Блонского, С.Л. Рубинштейна, С.А. Смирнова, П.И. Зинченко, С.Г. Бархатовой , З.М. Истоминой, Э.Меймана, Л. Постмана , М. Айзека  и других.

     Интересы исследователей концентрируются вокруг нескольких проблем.

     Физиологические механизмы памяти наиболее полно раскрыты в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.Р.Лурии, Е.Н. Соколова и других.

     В работах П.П. Блонского , Л.С. Выготского  рассматриваются вопросы исторического развития памяти.

      В исследованиях А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, Т.В. Розановой было убедительно показано, что произвольное и непроизвольное запоминание являются продуктом сложной познавательной деятельности, а не просто результатом прямого и непосредственного запечатления воспринимаемых объектов.

      З.М. Истоминой, С.Г.Бархатовой, В.И. Самохваловой, Н.И. Преображенской  изучались возрастные и индивидуальные различия памяти у детей дошкольного возраста, у школьников разных ступеней обучения и у взрослых.

      В.Я. Ляудис  разрабатывала проблему мненмического действия и его операционального состава, выявила зависимость объема кратковременной памяти от сформированности способов действия с запоминаемым материалом.

      Преимущество логической памяти над механической показано в исследованиях Н.А. Рыбникова, С.Л. Рубинштейна , М.Н Шардакова, А.А. Смирнова  и др.

      В работах А.Н. Леонтьева и Л.В. Занкова  проблема осмысленности запоминания была поставлена как проблема способов запоминания.

      Важнейшими приемами осмысленного запоминания отечественные ученые (П.П. Блонский , Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн , П.И. Зинченко , А.А. Смирнов  и др.) считают различные мыслительные процессы, посредством которых осуществляется логическая переработка запоминаемого материала. А.А. Смирнов, П.И. Зинченко выделяют три вида мыслительных процесса при запоминании: смысловую группировку материала, смысловые опорные пункты, смысловое соотнесение материала.

      Исследования А.А. Смирнова, К.П. Мальцевой, Э.А. Фарапоновой , А.С. Новомейского , П.И. Зинченко показали, что переработка материала с помощью образцов и понятий позволяет осуществить смысловую группировку и резко увеличивает объем запоминаемого материала.

     Значимость составления плана текста как мненмического приема отражена в значительном количестве психологических (А.А. Смирнов , П.И. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, К.П. Мальцева , А.И Липкина), педагогических и лингвистических (Е.А. Адамович, М.Р. Львов, Н.С. Рожденственнский и В.К. Ягодовская ) работ.

      В исследовании А.Н. Леонтьева  проблема развития детской памяти была рассмотрена как проблема качественной перестройки мнемической деятельности как переход от непосредственного запоминания к запоминанию, опосредствованному установлением логических связей в материале.

      З.М. Истоминой  изучалась зависимость продуктивности запоминания от разных видов деятельности, в которых оно осуществлялось: в игре, во время занятий, в лабораторных опытах.

       В исследовании Н.А. Корниенко  сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала. Качественному анализу содержания воспроизведений в дошкольном возрасте (при припоминании сказок) посвящено исследование Т. Корман. В работе Р.И. Жуковской  было выявлено различие в запоминании разных видов связного материала (стихов, потешек, сказок).

      Особенности формирования у детей  дошкольного возраста приемов логического запоминания (классификации и смыслового соотнесения) изучались Л.М. Житниковой  и З.М. Истоминой. В исследовании А.Н. Белоус  получены данные о соотношении уровней сформированности у детей дошкольного возраста двух приемов логического запоминания: смыслового соотнесения и смысловой группировки; Т.М. Капуновой выявлена зависимость запоминания разных видов материала от мыслительной активности детей; С.А. Лебедевой  вскрыты некоторые особенности образной памяти дошкольников, обнаружена тесная связь запоминания с ориентировочной деятельности ребенка.

      Наравне со сказкой и рассказом (а может быть, даже выше их) как фактор развития речи детей должно быть поставлено художественное стихотворение. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма.

Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи всегда производят впечатления на детей.

      Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкостью, с которой такие стихотворения детьми запоминаются.

       Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений.

       На первом месте стоит материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

      Другой источник, из которого мы можем черпать поэтический материал для детей, - это мировая литература, произведения великих мастеров и художников слова.

      Вопрос о заучивании, или вернее, запоминания стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Большинство стихотворений прочитывается детям с целью предоставить им слуховое восприятие художественных словесных форм. Лучше стихотворения прочитываются повторно несколько раз. Память на ритмическую, рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворения быстро и легко.

       Исследователи отмечают, что детям дошкольного возраста доступны такие приемы логического запоминания как классификация, смысловое соотнесение, смысловая группировка материала. Однако практика работы в ДОУ показывает, что уровень развития логической памяти к концу дошкольного возраста у большинства детей недостаточен для успешного овладения школьной программой. Поэтому становится очевидной проблема совершенствования форм и методов, способствующих эффективному развитию логической памяти у детей дошкольного возраста. Ее решение определило направление проекта.

Цель проекта:

создание  психолого-педагогических условий, способствующих  эффективному развитию логической памяти детей 6 лет.

 

Задачи:

 1.Изучить современное состояние проблемы развития логической памяти у детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить систему дидактических игр, направленную на развитие логической памяти у детей 6 – лет.

      3.Формировать у  родителей  устойчивый интерес к умственному развитию детей, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.

4. Проследить динамику развития логической памяти в процессе использования дидактических игр.

Участники проекта:

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 г. – май 2016 г.

Ожидаемый результат:

  • создание необходимых условий для развития логической памяти детей старшего дошкольного возраста;
  • повышение уровня развития логической памяти у детей старшего дошкольного возраста;
  • формирование у родителей  устойчивого интереса  к умственному развитию детей.
  • Повышение интереса родителей к образовательному процессу в ДОУ.

1 этап - подготовительный этап

Цель- изучение особенностей развития логической памяти у дошкольников 6 лет.

В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:

Мероприятие

Задачи

Проведение мониторинга

Определение уровня сформированности логической памяти

Изучение литературы по данной проблеме

Повышение профессионального мастерства через самообразование;

- систематизация литературы по данной проблеме

Анкетирование родителей

Выявить, что родители знают о развитии памяти детей

Круглый стол с участием родителей

Познакомить родителей с мероприятиями по развитию логической памяти

Оформление роди-тельского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта

Просвещение родителей

2 этап – Основной

Задачи:

1.Формировать у детей умение использовать классификацию, смысловое соотнесение, смысловую группировку как способы логического запоминания.

2.Учить детей составлять картинный план и использовать его в качестве опоры при воспроизведении запоминаемого текста обучение детей использованию классификации, смыслового соотнесения, смысловой группировки как способов логического запоминания.

Месяц

Совместная деятельность воспитателя и детей

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Сентябрь

Показываем стихи:

разучивание стихотворения «В огороде»

Консультация «Учим стихи  - развиваем память»

Консультация на тему: «Учим стихи  правильно»

Октябрь

Показываем стихи:

разучивание стихотворения «Опенок»

Оформление папки – передвижки на тему: «Автоматизируем звуки»

Ноябрь

Учим стихи по картинкам: разу-чивание стихот-ворения «Кисонька - Мурысенька»

Оформление папки  –передвижки на тему: «Оформление папки – передвижки на тему: «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»

Мастер – класс «Как играть со стихами»

Декабрь

 Учим стихи по картинкам: разучивание стихотворения «Жили у бабуси»

Оформление папки – передвижки на тему: «Вместе с мамой на досуге»

Январь

Учим стихи руками:

разучивание стихотворения «Как на горке – снег»

Консультация на тему: «Как учить стихи с ребенком»

Консультация на тему: «Калейдоскоп идей для зимней прогулки»

Февраль

Показываем стихи:

разучивание стихотворения «Тюлень»

Оформление папки – передвижки на тему: «Зимние игры и забавы»

Март

Учим стихи по мнемотаблице: разучивание стихотворения «Мой мишка»

Консультация на тему: «Расскажи стихи руками»

(приобщение детей к православной культуре и нравственному воспитанию)

Семинар - практикум: «Логоритмика»

Апрель

Учим стихи руками:

разучивание стихотворения «Апрель, апрель! На дворе звенит капель»

Оформление папки – передвижки на тему: «Учим стихи по картинкам»

Май

Учим стихи руками:

разучивание стихотворения «Одуванчик»

Оформление папки  –  передвижки на тему: «Он знал все песни наизусть»

Доклад на тему: «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»

3 Этап – Заключительный

Задачи: Провести  анализ результативности проекта.

  • Интеллектуальный праздник  « В стране знаек».
  • Мониторинг результативности работы.
  •  Выставка  книг.
  •  Обработка и оформление материалов проекта

Мониторинг проекта

Диагностические задания:

Задание №1 направлено на определение уровня логической памяти (Р.С. Петровичева).

Детям предлагалось запомнить шесть пар слов, связанных по смыслу.

Давалась следующая инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю пары слов, а ты внимательно слушай и постарайся их запомнить по два слова. Потом мне назовешь парами слова, какие запомнишь».

Затем зачитывались следующие слова:

  • небо – звезда
  • петух – гусь
  • береза – дуб
  • книга – буква
  • ложка – тарелка
  • лиса – волк

После того, как ребенок назвал пары слов, которые он вспомнил, ему задавались вопросы: «Что ты делал для того, чтобы лучше запомнить? Какие слова тебе легче запомнить? Какие трудно? Почему?»

В процессе выполнения задания фиксировались следующие показатели:

  • принятие задачи
  • количество воспроизведенных пар слов
  • использование мнемических приемов

Распределение испытуемых по уровням осуществлялось следующим образом:

I уровень – высокий (3 б.)

Ребенок в процессе запоминания использовал мнемические приемы; запомнил и безошибочно воспроизвел в среднем от 6 до 5 пар слов.

II уровень – средний (2 б.)

Ребенок, используя мнемические приемы, запомнил и безошибочно воспроизвел в среднем от 4 до 2 пар слов.

III уровень- низкий (1 б.)

Ребенок не использовал приемов запоминания, запомнил и смог правильно воспроизвести в среднем от 1 до 0 пары слов.

Задание №2 «Изучение логической памяти» (Р.С. Петровичева).

Ребенку по очереди предъявлялись 6 пар картинок, связанных по смыслу:

  • стул – стол
  • санки – лыжи
  • груша – яблоко
  • помидор- огурец
  • тетрадь – карандаш
  • дуб – желудь.

Перед предъявлением картинок ребенку давалась следующая инструкция: «Сейчас я тебе покажу по две картинки, а ты смотри внимательно и постарайся их запомнить. Потом мне назовешь парами картинки, какие запомнишь».

После записи воспроизведения ребенку задавались вопросы на выяснение осознания процесса запоминания: «Что ты делал для того, чтобы лучше запомнить? Какие картинки тебе легче было запомнить? Какие труднее? Почему? Когда тебе легче было запомнить, в тот раз или сегодня? Почему ты так думаешь?»

Уровень развития логической памяти определялись по следующим показателям:

  • количество воспроизведенных пар картинок
  • использование приемов запоминания
  • степень самостоятельности.

В соответствии с данными показателями были выделены такие уровни:

I уровень – высокий (3 б.)

Ребенок в процессе запоминания использовал мнемические приемы, запомнил и безошибочно воспроизвел 6-5 пар картинок.

II уровень – средний (2 б.)

Ребенок, используя мнемические приемы, запомнил и безошибочно воспроизвел в среднем от 4 до 2 пар картинок.

III уровень- низкий (1 б.)

Ребенок не использовал приемов запоминания, запомнил и назвал от 1 до 0 пары слов.

Высокий уровень -%

Средний уровень - %

Низкий уровень -  %

Задание №3 «Подбери картинку к слову» (К. П. Мальцева) направлено на выяснение умения использовать смысловое соотнесение в качестве приема логического запоминания.

Перед ребенком на столе раскладывалось 20 карточек. Далее давалась следующая инструкция: «Сейчас я буду тебе называть слова. Ты должен постараться их запомнить. Для того, чтобы тебе было легче их запомнить, выбирай к каждому слову карточку с рисунком, которая тебе поможет это слово запомнить». На выбор карточки к каждому слову отводилось 20с.

После того, как ребенок заканчивал подбирать к каждому слову картинку, его просили пользуясь отобранными им карточками вспомнить те слова, которые ему были зачитаны.

Слова для запоминания:

свет                        молоко                птица

одежда                сад                        ученье

ночь                        поле                        лес

дорога                стул                        мышь

лошадь                обед                        кукла.

Полученные данные обрабатывались по следующим показателям:

  • количество воспроизведенных слов
  • принятие задачи
  • степень самостоятельности.

В соответствии с данными показателями были выделены следующие уровни:

I уровень – высокий (3 б.)

Ребенок запомнил и воспроизвел от 15 до 11 слов, самостоятельно  достиг результата.

II уровень – средний (2 б.)

Ребенок воспроизвел от 10 до 6 слов. Цель запомнить принималась, сохранялась, но необходима некоторая стимуляция извне.

III уровень- низкий (1 б.)

Ребенок запомнил и назвал 5 – 0 слов. Цель запомнить принимается частично, специальных усилий для воспроизведения не предпринимается.

Высокий уровень -%

Средний уровень - %

Низкий уровень -  %

Итоговый уровень развития логической памяти определялся на основе суммирования баллов, полученных детьми по каждому диагностическому заданию.

I уровень – высокий 7 - 9баллов

II уровень – средний 6-4 баллов

III уровень – низкий 3- 0 баллов.

Подводя итог результатов мониторинга можно сделать вывод, что большинство детей группы имеет средний уровень развития логической памяти. 10% детей имеет высокий уровень развития и 30% детей отнесено к низкому уровню. В процессе выполнения заданий часть детей пыталась использовать различные приемы запоминания: сравнивать материал, устанавливать смысловые ассоциации, сохранять последовательность воспроизведения материала. Однако большая часть детей приемами логического запоминания не владеет и требует специального обучения. Исходя из этого и строилась наша система работы, описанная во втором этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихи - развиваем память

Консультация для родителей по заучиванию стихотворений, развитие памяти...

Методические рекомендации для воспитателей «Учим стихи – развиваем память»

Методические рекомендации для воспитателей«Учим стихи – развиваем память»...

Методические рекомендации для воспитателей «Учим стихи – развиваем память»

Методические рекомендации для воспитателей«Учим стихи – развиваем память»...

Методические рекомендации для воспитателей «Учим стихи – развиваем память»

Методические рекомендации для воспитателей«Учим стихи – развиваем память»...

Проект "Учим стихи-развиваем память"

в помощь начинающим воспитателям...

Учим стихи - развиваем память

Консультация для педагогов по запоминанию стихов....