консультация для родителей
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Яфанкина Татьяна Александровна

консультативный материал для родителей по развитию речи у детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей :  «Использование стихов, скороговорок, чистоговорок, в развитии  фонематического слуха у детей».

Воспитатель: Яфанкина Т.А.

Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов отводится состоянию и сформированности фонематического восприятия. Благодаря ему ребёнок способен отличать одни звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом. Каждая фонема имеет определённые, только ей присущие акустические свойства, признаки. Речевой звук (фонема), как наименьшая единица речи, сам по себе не несёт никакой смысловой нагрузки, но он является основным строительным материалом слова, от правильности и чёткости произношения которого зависит чистота речи,  правильное её понимание окружающими.

Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны (например, в 2-3 г. Учить правильно произносить шипящие, звук р ), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Перегрузка ребёнка непосильным для него речевым материалом может привести: к заиканию, неправильному формированию звуков – боковые шипящие, горловое произнесение звука р и др.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним  не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих весёлых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве. Весёлое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть своеобразная словесная «игрушка». Правила игры заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Так, скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки – всё это в первую очередь игры: в быстрое произнесение трудной фразы, в расчёт, в подтрунивание над детскими ошибками, в неожиданный и напрасный испуг и т.д. И в то же время всё это – стихи, детская игровая поэзия, свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

Скороговорка -  весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Попробуем быстро, с лёта несколько раз повторить:

Идут бобры во сыры боры.

У двора на траве дрова.

Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. По правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно труднее. Игра заключается не только в подборе труднопроизносимых звукосочетаний, но и в путанице, в постоянной перестановке звуков и созвучий, которые как бы бегут по фразе от начала к концу, повторяя друг друга и в чём-то меняясь.

У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

Чтобы запомнить место слова в строке и его правильное произношение, нельзя не задуматься над удивительным свойством языка одними и теми же звуками передавать разный смысл. Попробуйте вместе с ребёнком разобраться, где коса, где косой и кто из них косит  в такой скороговорке:

Не хочет косой косить косой, говорит: «Коса коса».

Даже совсем простенький стишок: «Пошла Поля полоть в поле» - задаёт ребёнку сложную умственную задачу. Что же помогает ребёнку справиться со всеми трудностями, загадками, подвохами скороговорки? Прежде всего её смысловая организация. Скороговорка чаще всего представляет картинку знакомых реалий повседневного быта. Каждое действие, указание, определение в скороговорке имеет смысл:

Тимошка Трошке крошит в окрошку  крошки.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Следующая удивительная особенность скороговорок – её сложная ритмика. Каждый звук, звукосочетание и слово в скороговорке подчиняются ритму и создают ритм. Любую скороговорку можно записать как двустишие или четверостишие:

Шесть мышат                  От топота копыт

В камышах шуршат.        Пыль по полю летит.

Чистоговорка – это малый жанр фольклора; народно – поэтическая шутка, которая заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

Чистоговорки используют для отработки и закрепления трудных звуков в речи, поэтому их следует использовать только тогда, когда ребёнок может произносить правильно основной звук. Разучивая чистоговорки с ребёнком старайтесь, чтобы произношение звуков было чистым, делайте это не торопясь, несколько раз, выполняя при этом разные задания – произносить тихо, громко, с разными интонациями.

Га – га – га  - у козы рога.        Гу- гу- гу   - по лугу бегу.

Го-го-го – стоит вагон.        Ду-ду-ду  - домой иду.

Ды-ды-ды – попей воды.        Лю-лю-лю – мамочку люблю.

Ла-ла-ла – острая пила.        Ро-ро-ро – лёгкое перо.

Ми-ми-ми – за руку возьми.        Сы-со-са – на бумаге полоса.

Ом-ом-ом – строим дом.        Ес-ес-ес – сани едут в лес.

К.И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребёнок как ни в чём не бывало ориентируется во всём этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».

Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение длительного времени  (от 3 до 5 л.), при чём не у всех детей одновременно. Одни рано начинают правильно произносить все звуки (к 3 – 4 г.), другие усваивают их позже (к 5 -6 г.).

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами. У детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...