Проект "Учимся общаться"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Соловьева  Светлана Аластановна

В исследованиях С.В. Коваленко, М.И. Кремицкой отметается, что проблема формирования коммуникативных умений дошкольников приобретает все большее значение в исследованиях современных ученых Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Выбирая коммуникативные умения, навыки, способности объектом исследования, ученые осознают, что в современных условиях оно приобретает иное качество. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду, возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты [15, 3].

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная Л.П. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, Л.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней М.И.Лисина, А.Г. Рузская, Т.Д. Репина, рассматривали общение как коммуникативную деятельность. В своих исследованиях они отмечали, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника.

Горбатова О.Г. отмечает, что значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным па этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Коммуникативные умения дошкольников - это осознанные действия детей и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.[4, 4].

Детское общество является практикой социального поведения (А.П. Усова), т.е. самостоятельное значимое место в процессе социализации каждого конкретного ребенка занимают другие дети. Поскольку дошкольный возраст является фундаментом развития личности в дальнейшем, то проблема формирования коммуникативных умений приобретает особую актуальность. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Именно в ней происходят все важнейшие психологические новообразования (А.Н. Леонтьев). Л.А. Венгер, В.С. Мухина справедливо утверждают, что взаимоотношения детей со сверстниками устанавливаются и проявляются в игре и по поводу игры…В играх проявляется непосредственный  интерес и отношение детей к жизни в обществе, в нашей действительности. Через игру ребенок вживается в моделируемые отношения; активизируется речевое общение между детьми. Игры также играют важную роль в налаживании эмоциональных контактов между детьми, что помогает детям объединять интерактивное взаимодействие, а это ведет к возникновению и развитию коммуникативных умений. [16, 62].

В отечественной дошкольной дидактике накоплен большой опыт, разработаны теоретические основы методики обучения дош­кольников родному языку. Основы методики заложены замеча­тельными педагогами — М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Ра-диной, О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохиным, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флёриной — и разрабатывались с опорой на исследования психологов и лингвистов по детской речи—Л.С. Выготского, АН. Гвоздева, АА. Леонтьева, Н.И. Лепской, М.И. Лисиной, АР. Лурии, С.Л. Рубин­штейна, С.Н. Цейтлина, AM. Шахнаровича, Н.И. Швачкина, Д.Б. Эльконина и др. В результате создана определенная культура речевого воспитания дошкольников в условиях детского сада. И эту культуру удалось сохранить в условиях сложной социальной ситуации 1990-х гг. Наиболее полно представлена методика на современном уровне в про­грамме речевого воспитания О.С. Ушаковой и в учебном пособии М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной.

Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Учимся общаться»

Актуальность темы: современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста.

Цель проекта поиск эффективных педагогических условий, направленных на развитие коммуникативных умений у детей 7-го года жизни посредством игр.

Паспорт проектной работы.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-7 лет

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.

Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.

Форма проведения: игры.

Продолжительность: среднесрочный

Реализация проекта

Констатирующий этап

Цель констатирующего эксперимента: изучить особенности развития коммуникативных умений у детей подготовительной группы.

Задачи констатирующего эксперимента:

1.Изучить особенности потребности в общении, эмоциональные предпочтения в общении, значимость социального окружения для детей.

2.Изучить особенности развития коммуникативных умений у детей.

ПРОЕКТ

Цель: апробировать и обосновать эффективность педагогических условий, способствующие развитию коммуникативных умений у детей.

Задачи:

1 Отобрать доступное освоению дошкольниками содержание работы по развитию коммуникативных умений.

2.Разработать систему коммуникативных игр с последовательным усложнением заданий для детей.

Нами был  разработан перспективный план работы по формированию коммуникативных умений. Система коммуникативных игр формирующей работы включала игры и упражнения на развитие умения сотрудничать; на развитие умения активно слушать; на развитие умения перерабатывать информацию; па развитие умения конструировать «текст для другого».

Каждое направление формирующего эксперимента было направлено на  решение нескольких задач. В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному,  системность и концентричность при организации игровой деятельности. 

Коммуникативные игры и упражнения нами были включены в педагогический процесс ежедневно, где изначально осуществлялось знакомство с коммуникативной игрой, на следующий день мы повторно обыгрывали игру.  

Цель контрольного эксперимента: изучить эффективность созданных педагогических условий, направленных на развитие коммуникативных умений у детей подготовительной группы.

Задачи контрольного эксперимента:

1.Изучить динамику развития потребности в общении, эмоциональные предпочтения в общении, значимость социального окружения для детей.

2.Изучить динамику развития коммуникативных умений у детей.

Для решения  задач контрольного эксперимента нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.



Диагностика исследования коммуникативных умений

Для решения первой задачи констатирующего эксперимента, направленной на изучение особенностей потребности в общении, проявления эмоциональных предпочтений в общении, значимости социального окружения для детей подготовительной к школе группы была использована методика «День рождения» Панфилова Л.А. [Черницкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагога дошкольного возраста. – Ростов н/Д : феникс, 2005. – 256 с.; 56]

Анализ результатов осуществился по следующим показателям:

1.Потребность в общении:

2. Эмоциональные предпочтения в общении: кого располагает ребенок в ближайшем окружении (взрослые люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные, приятные отношения).

3. Значимость социального окружения:

Количественное преобладание взрослых, или детей, или предметов — наличие опыта общения с ними

Половое преобладание в общении

3. Преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении.

Характеристика уровней потребности в общении, эмоциональном предпочтения в общении, значимости социального окружения у детей подготовительной к школе группе

Высокий уровень (3-2,4 балла) ребенком используются все места за столом или добавляются новые — ребенок желает общаться в широком кругу; Эмоциональные предпочтения в общении сверстнику. Наблюдается примерно одинаковое количество взрослых и детей за праздничным столом, наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин, примерно одинаковое количество людей их разных групп.

Средний уровень (2,3-1,7 баллов) - ребенком используются все места за столом или добавляются новые — ребенок желает общаться в широком кругу; эмоциональные предпочтения в общении отдает взрослому. Наблюдается доминирование количества либо взрослых или детей, присутствие как мальчиков так и девочек, однако можно наблюдать доминирование представителей одного пола, характерно доминирование представителей из 2 определенных групп

Низкий уровень (1,6-1 балл) - ребенок выбирает в качестве «гостей» игрушки, предметы, животные - свидетельство несформированной потребности в общении. Эмоциональные предпочтения в общении отдает животным. Не характерно демонстрировать значимость социального окружения: Наблюдается доминирования представителей одного пола, представителей из одной определенной группы.

Для решения второй задачи констатирующего эксперимента, направленной на изучение особенностей развития коммуникативных умений у детей подготовительной к школе группе была использована методика «Изучение коммуникативных умений».

Цель: изучить уровень коммуникативных умений у детей подготовительной к школе группе.

Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

1.Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала нужно договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому, набору карандашей. Инструкция: «Предлагаю Вам ребята вот по этому изображению нарисовать рукавички и украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Для этого сначала нужно договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Я вам даю по одинаковому, набору карандашей»

2. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Инструкция: «Предлагаю Вам ребята вот по этому изображению нарисовать рукавички и украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Для этого сначала нужно договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Я вам даю на стол по одному набору карандашей»

Оценка результатов

Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим показателям:

1.Умение договариваться

2.Осуществление взаимного контроля по ходу выполнения деятельности:

3. Отношение к результату деятельности, своему и партнера

4. Осуществление взаимопомощь по ходу рисования (в чем это выражается?)

3 Умение рационально использовать средства деятельности

Характеристика уровней развития коммуникативных умений у детей подготовительной к школе группе

Высокий уровень (3-2,4 балла) ребенок проявляет умение договариваться, стремится приходить к общему решению, при этом используют уговоры и убеждения. В процессе организации совместной деятельности замечают друг у друга отступления от первоначального замысла, на замечания реагируют положительно.  Ребенок демонстрирует одинаковое отношение к результату  деятельности (своему и партнеру). Оказывает взаимопомощь партнеру по деятельности: советует, подсказывает. В процессе совместной деятельности делиться карандашами.

Средний уровень (2,3-1,7 баллов) - ребенок проявляет умение договариваться, но не стремится приходить к общему решению, при этом уговаривает и  заставляет.  В процессе совместной деятельности иногда замечают друг у друга отступления от первоначального замысла, реагируют достаточно бурно. Ребенок не одинаково относится к результату деятельности (своему – положительно, к деятельности партнера - отрицательно). Периодически оказывает взаимопомощь партнеру по деятельности реализует помощь в виде замечании, указаний. В процессе совместной деятельности делиться карандашами, только после того как выполнит задание сам или многочисленных просьб со стороны партнера.

Низкий уровень (1-1,6 балла) ребенок не проявляет умение  договариваться, не стремится приходить к общему решению, при этом заставляет. Замечает отступления только у товарища, реагируют на замечания бурно. Отрицательно относится к результату деятельности (своему и к деятельности партнера). Не оказывает взаимопомощь партнеру по деятельности. В процессе совместной деятельности не делиться карандашами с партнером.

Перспективное планирование проекта

дни

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

понедельник

Разучивание игры

«Назови себя»

Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде

Повторение игры

«Снежный ком»

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.

Индивидуальная работа

«Давайте поздороваемся»

Разучивание игры

«Встаньте те, кто...»

Цель: развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Повторение игры

«Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.

Индивидуальная  работа

«Сороконожка»

Разучивание игры

«На мостике»

Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию.

Повторение игры

«Лабиринт»

Цель: тренирует умение соотносить действия с партнером, формирует доверие и сплоченность.

вторник

Повторение игры

«Назови себя»

Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде

Индивидуальная работа

 «Снежный ком»

Разучивание игры

«Ласковое имя»

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Повторение игры

«Встаньте те, кто...»

Цель: развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Индивидуальная работа

«Пирамида любви»

 «Солнечный зайчик»

Цель: воспитание дружелюбного отношений детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки.

Повторение игры

«На мостике»

Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию. Игра учит детей соотносить свои действия с партнером для достижения общей цели.

Индивидуальная игра

«Лабиринт»

Разучивание игры

«Кораблик»

Цель: способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребенка.

среда

Индивидуальная работа

«Назови себя»

Разучивание игры

«Снежный ком»

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга

Повторение игры

«Ласковое имя»

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Разучивание игры

«Разноцветный букет»

Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Повторение игры

«Солнечный зайчик»

Цель: воспитание дружелюбного отношений детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки.

Индивидуальная работа

«На мостике»

Разучивание игры

Прогулка с завязанными глазами

Цель: игра способствует доверию.

Повторение игры

«Кораблик»

Цель: способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребенка.

четверг

Повторение игры

«Снежный ком»

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.

Индивидуальная работа

«Ласковое имя»

Разучивание игры

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Повторение игры

«Разноцветный букет»

Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Индивидуальная работа

«Солнечный зайчик»

Разучивание игры

«Сороконожка»

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками

Повторение игры

Прогулка с завязанными глазами

Цель: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.

Индивидуальная работа

«Кораблик»

Цель: способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребенка.

Разучивание игры

«Ива на ветру»

Цель: способствует атмосфере доверия и снимает напряжение

пятница

Индивидуальная работа

Разучивание игры

«Снежный ком»

Повторение игры

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание дружеской атмосферы.

Индивидуальная игра

«Разноцветный букет»

Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие

Повторение игры

«Сороконожка»

Цель: научить детей сплочению детского коллектива

Индивидуальная работа

Прогулка с завязанными глазами

Цель: способствовать формированию ответственности за другого

Повторение игры

«Ива на ветру»

Цель: способствует атмосфере доверия и снимает напряжение.


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ

«Назови себя»

Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде

Ход игры: Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе).

«Снежный ком»

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу,

«Ласковое имя»

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя»

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 «Разноцветный букет» Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой вы бор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов

 «Солнечный зайчик» Цель: воспитание дружелюбного отношений детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки.

Ход игры: Детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание детей на то, что за это время «зайчик» вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем

 «Сороконожка» Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готовы? Теперь начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее». Воспитатель помогает детям построиться, направляет движения сороконожки. Затем говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости с ножек». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателям...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Основная цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями осуществляющими обучение)...

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...