"Это интересно знать"
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Барахтина Елена Ивановна

Условия активизации речевого развития детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

             «Это интересно знать»

«УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

   Воспитатель: Барахтина Е.И.

2014- 2015 учебный год

         

        Первые годы жизни это период стремительного психического и физического развития, который является основой становления ребенка как личности. Эти процессы тесно связаны с развитием речи. Формирование речи на протяжении первых лет жизни ребенка – не просто накопление словаря, это сложный нервно-психический процесс. Любое отклонение в развитии на данном этапе может сказаться на дальнейшем становлении всех процессов. Поэтому детям младшего возраста, с целью предупреждения вторичных отклонений в развитии и обеспечения максимальной реализации их возрастного потенциала, необходима специальная помощь.    Среди многих важных задач воспитания развитие речи – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда частных задач:

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • обогащение, закрепление и активизация словаря;
  • совершенствование грамматически правильной речи;
  • формирование разговорной речи, развитие связной речи;
  • воспитание интереса к художественному слову.

        На 2-3 годах жизни единственной формой обучения является игра. Все занятия носят игровой характер. Однако они имеют определенные цели, задачи и средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

        Путем специальных воздействий на детей во многом удается предотвратить или затормозить появления у них разных отклонений от нормы, в частности речевой патологии.

        Оказание поддержки детям третьего года жизни должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания психологических условий, в которых стало бы возможным интенсивное развитие их речи. Так как общение со взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, дети нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности со взрослыми, постепенно становясь активными участниками речевого общения.

          С этой целью в первую очередь необходимо организовать доступную по форме и средствам совместную деятельность ребенка со взрослым.

           Дети раннего возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. В общении с детьми воспитатель, родитель, логопед должны обратить внимание на следующее:

  • правильно произносить все звуки;
  • хорошая дикция;
  • придерживаться орфоэпических норм;
  • интонационная окраска и выразительность с учетом содержания высказывания;
  • слегка замедленный темп в общении с детьми, умеренная громкость голоса;
  • использование слов и грамматических конструкций с учетом возраста детей;
  • не допускать грубых выражений.

      Вся работа проводится в тесной связи с родителями. Существуют разные формы организации работы с родителями: ознакомительные беседы, индивидуальная работа, информация, расположенная в доступных местах для родителей.

      Особое место в речевом развитии  имеет понимание речи, которое идет путем установления связи между словами, произношением взрослыми и предметами, окружающими ребенка. Важно, чтоб родители понимали, что угадывание желаний ребенка мешает развитию речи, в этом случае необходимость в голосовых реакциях  не появляется. Не следует в раннем возрасте перегружать ребенка усвоением труднопроизносимых слов, заучиванием стихов, не соответствующих возрасту. При общении следует задавать простые вопросы и ждать ответа, уметь выслушать ребенка и ответить ему.

       Стремление к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской деятельности в раннем возрасте. Большое значение для развития познавательной активности детей имеет стремление рассматривать предметы и действовать с ними: соединять, расстегивать и т.д. Под влиянием предметной деятельности развивается восприятие, память, речь. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования всей личности.  

        Важно обратить внимание на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. В процессе специальной работы с ребенком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии, происходит компенсация дефектных сенсорных функций ребенка, что в значительной степени способствует в дальнейшем нормализации его речевого развития.

      Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем мире. Важно развить слуховое восприятие, так как под его контролем осуществляется формирование произносительной стороны речи. Для развития слухового восприятия проводятся игры на узнавание неречевых звуков, игры на различение высоты, силы, тембра голоса. В книге Фомичевой М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» описывается методика воспитания правильного произношения, где включена работа по развитию слухового внимания, речевого дыхания, силы голоса. Даны примерные занятия.

       Сенсорное воспитание включает развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, закрепление воспринятого предмета и свойства в слове, а также формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами.  Главное в этой работе – сформировать у детей интерес к окружающим предметам и элементарную ориентировку на внешние свойства и качества предметов.

        В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, которое в раннем детстве имеет наглядно-действенный характер. Развитие мышления у детей тесно связано с восприятием, оно возникает в практической деятельности и направлено на ее обслуживание.  Здесь главное – подвести детей к тому, чтобы у детей появилась ориентировка на использование вспомогательных средств или орудий в той ситуации, когда предмет недоступен.

          Формирование познавательного интереса к окружающей действительности идет путем ознакомления детей с окружающим миром. Многие сведения об окружающем мире дети приобретают практически, в быту, в игре. Но без помощи они формируются неправильно. Поэтому в раннем детстве и последующие годы развития, необходимо руководить процессом восприятия мира ребенком. Круг направлений в самом общем виде намечен в «Программе воспитания в детском саду». Сведения преподносятся детям планомерно, в известной последовательности, с постепенным их расширением, углублением. Восприятие окружающего мира оказывает большое влияние на расширение словарного запаса, а правильная работа логопеда способствует активизации новых слов.

          Развитие речи направлено на формирование основных ее функций: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. Работа формирования основных функций речи строится с учетом следующих принципов:

  • Предполагающего обучения с опорой на актуальный уровень развития ребенка и зону ближайшего развития.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
  • Единства требований к воспитанию ребенка воспитателя и родителей.
  • Деятельного подхода к развитию личности ребенка реализуется в рамках ведущих  и типичных видов деятельности в соответствии с интересом ребенка.
  • Доступность, повторяемость.

Требования:

  • Налаживание эмоционального контакта.
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Регулярное и системное проведение занятий по определенному расписанию.
  • Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
  • Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
  • Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка.
  • Опора на положительный результат.
  • Использование усвоенного способа действия в новых условиях.

              В своей работе по развитию речи детей младшего возраста используем следующие формы деятельности:

  •  Наблюдение и элементарный труд в природе

 (поделки из песка, снега; наблюдение за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими клумбами, и т.д.).

  • Разговор с самим собой

 (когда малыш находится не далеко от нас мы говорим о том, что видим, слышим, думаем, чувствуем. Говорим медленно и отчетливо короткими и простыми предложениями, доступными для восприятия малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко»).

  • Параллельный разговор 

(мы описываем все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова,  выражающие опыт ребенка).

  • Провокация, или искусственное понимание ребенка

(Например, малыш просит дать ему игрушку, а взрослый дает ему специально не ту которую он хочет. Конечно, ребенок возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого).

  • Игры – забавы и игры – хороводы

 (использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок доставляет малышу радость и способствует не произвольному обучению слышать  звук речи, устанавливать ее ритм).

  • Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок

 (это увлекает детей, нравится им и довольно рано подражая взрослым дети сами начинают рассматривать и читать ее, пересказывать наизусть, что им было рассказано и прочитано).

  • Инсценирование или драматизация литературных произведений 

(дети с помощью взрослых обыгрывают небольшие сюжеты из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок по возрасту; показ детьми настольного и пальчикового театра).

  • Игры на развитие мелкой моторики и артикуляционная гимнастика 

(это  способствует развитию у детей мелкой моторики и артикуляционного аппарата).

  • Упражнения и дидактические игры

 (нанизывание крупных  бусинок, шариков; застегивание  крючков, молний, пуговиц; игры с  механическими  игрушками; игры с водой с песком, с различными крупами; игры с мозаикой, кубиками, вкладышами; рисование, разминание пальцами пластилин).

  • Бытовые и игровые ситуации

 (сюжетно ролевые игры: «Семья», «Поликлиника», «Магазин», «Кукла купается», «Дети моют руки» и др.).

  • Музыкальные игры 

(малыши с удовольствием не только двигается под музыку, подпевают, но и играют на музыкальных инструментах, знакомятся с ними).

  • Общение со старшими детьми
  • Поручения

 (после того, как ребенок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принес? Где взял? Куда положил?».

С помощью таких вопросов ребенок начинает, устанавливает связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающими).

  • Мотивация действий с предметами и объектами

(например с комнатными растениями: «Будем поливать растения, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!»).

        Для достижения хороших результатов по развитию речи детей нужно  создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Что интересно знать о природе малышам"

Консультация содержит материал для работы с детьми в ОО"Познания"...

Экологическая гостиная для родителей "Это интересно знать"

Это мероприятие поможет обогатить знания родителей в направлении экологического воспитания дошкольников...

Статья на тему: "Это интересно знать"

О пользе комнатных растений для здоровья человека....

Это интересно знать

С помощью интернета и книг я подобрала материал по нетрадиционным техникам рисования. Надеюсь вам понравиться....

Консультация для родителей "Это интересно знать"

Рекомендации для родителей  о том, как привлечь детей к знаниям о правилах поведения на дорогах....

Викторина "Это интересно знать"

Викторина для педагогов по речевому развитию детей...

Это интересно знать

Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо помнить каждому взрослому. Только от взрослого зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок....