Роль семьи в развитии креативных речевых способностей дошкольника.
материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кислинская Валентина Александровна

Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развития ребенка. Приглашаем вас к сотрудничеству и взаимодействию.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbdou_lyambirskiy_detskiy_sad.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

Сообщение к педагогическому совету

на тему:

Роль семьи в развитии креативных речевых способностей дошкольника.

                                                             

                                                                                                     Выполнила: воспитатель

                                                                            Кислинская В.А.

Лямбирь

Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развития ребенка. Приглашаем вас к сотрудничеству и взаимодействию.
С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является средством человеческого общения. Слово отражает единство речи и мышления. Грамотность речи определяет степень успешности обучения в школе.
Речь – процесс сложный и многосторонний, включающий различные функции: звуковую (уметь воспринимать и воспроизводить правильно звуки, уметь чувствовать ритм, интонацию); лексическая (обогащать словарный запас, активизировать активный словарь, т. е. использование слов в своей речи; пополнять пассивный словарь, т.е. слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи); грамматическую (уметь правильно строить словосочетания и предложения).
Важно так же развивать связную речь: обучать диалогической и монологической речи; приемами выразительности, образности речи.

В настоящее время рассмотрение развития креативности младшего школьника в условиях семьи является наименее изученной областью психологии способностей и наиболее актуальной проблемой семейного воспитания. Современные родители стремятся создавать условия для развития интеллектуальных и специальных способностей своих детей по разным причинам. Во-первых, из-за «моды» на дополнительное образование, престижности широкого и глубокого образования, во-вторых, из-за нереализованности самих родителей в социальной сфере, которые за счет своих детей пытаются ее компенсировать. Данные мотивы стимулируют родителей на создание специальных условий для ребенка.

Нужно обеспечить его необходимым материалом (инструментами, книгами, компьютером), выделить ему рабочее место, кроме того, сюда относятся воспитательные и просветительские усилия членов семьи походы в театр, музеи, кино, на концерты, места общественного досуга. Поэтому для развития общей одаренности вышеназванные мотивы играют позитивную роль. Но, конечно, определяющую роль в развитии креативности младшего школьника внутри семьи играют стили семейного воспитания, общение и совместная деятельность членов семьи.

Традиционно выделяют 3 основных вида семей. 1) традиционную, основанную на беспрекословном авторитете старших; 2) детоцентрическую, основанную на гиперопеке и симбиотических связях с ребенком и 3) демократическую, основанную на равноправии интересов членов семьи и взаимном доверии. Условно можно сказать, что с видами семей соотносятся соответствующие стили воспитания, (хотя прямой зависимости тут нет) авторитарный, демократический, попустительский.

Сами по себе стили воспитания и виды семьи линейно не детерминируют творческие способности ребенка, но по-разному влияют на их развитие в семье. Так, авторитарный стиль с высоким уровнем контакта и контроля над ребенком может способствовать росту продуктивности деятельности, ускорению темпа развития, а при излишней критичности взрослых замедлять и пресекать креативность как таковую. Попустительский стиль при высоком уровне контакта с ребенком и низком контроле за ним может побуждать его к широкому экспериментированию социальным опытом, полученным в общении с родителями, а при низком уровне контакта или запущенном контроле может приводить к педагогической запущенности. Демократический стиль воспитания, с нашей точки зрения, является более благоприятным для развития креативности, так как ставит ребенка в позицию соучастника семейной жизни, учитывает его жизненные интересы, предоставляет ему право выбора, побуждая тем самым принимать осознанные самостоятельные решения, действовать гибко в зависимости от ситуации. Стиль семейного воспитания отражает особенности выстраивания контакта с ребенком, предъявления ему норм и правил семейного уклада. Содержательно и сущностно креативность младшего школьника раскрывается в общении и совместной деятельности со взрослым.

На сегодняшний день семейная психология обладает данными в области влияния детско-родительских отношений на развитие интеллекта ребенка. Так установлено, что интенсивное эмоциональное общение с родителями способствует развитию интеллекта ребенка, уровень его интеллекта коррелирует с уровнем интеллекта значимого взрослого. Эту особенность наблюдали разные исследователи в разное время (Р. Пломин, Д.С. Де Фриз, В.Н. Дружинин, С.В. Небыкова, Дж. Горн). В частности, Дружининым В.Н. совместно с Небыковой С.В. было установлено, что сотрудничество с отцом развивает невербальный интеллект детей, а общение с матерью — вербальный; излишняя критичность родителей по отношению к ребенку снижает эти показатели. Можно предположить по аналогии (это требует экспериментального подтверждения), что также происходит развитие продуктивной деятельности детей. В совместной деятельности (игра, сочинительство, юмор, рисование) взрослый предъявляет образцы творческого поведения ребенку и наоборот: особенная интенсивность детского воображения, потребность в познании стимулирует творческие способности взрослого. Таким образом, общение и совместная деятельность со взрослым выступает жизненным пространством, в котором находит себе применение и развитие креативность взрослого и ребенка.

Общение и совместная деятельность детей и родителей является в большинстве случаев относительно контролируемым, неспециализированным фактором развития креативности (родителей и детей в первую очередь связывают детско-родительские отношения). Они могут носить специализированный характер, если ребенок растет в семье музыканта, художника или последователей той или иной системы семейного воспитания, но подобное раннее целенаправленное семейное обучение (очень индивидуальное в разных семьях) не всегда способствует развитию креативности. Общение и совместная деятельность создают лишь почву для проявления и развития креативности в отличие от образования, которое стимулирует формирование креативности в предметной деятельности, в познании окружающей действительности. Поэтому специализированные методы воспитания креативности, к которым относятся: тренинг, исследовательские проекты, творческие мастерские и т.д., становятся ведущими для детей в младшем школьном возрасте.

Игры и упражнения для формирования креативного речевого развития.

«Цепочка противоречий».( 5 – 6 лет)

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Педагог начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д. Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

«Черный ящик» ( 5 – 6 лет)

Цель: развитие беглости мышления, формирование умения задавать вопросы.

Детям показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д.

- Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т.

«Активные буквы» (4 – 5 лет)

Цель: Развитие образной беглости; развитие умения придумывать глаголы, начинающиеся с определеной буквы; развитие умения создавать характерные образы активных букв.

Задание: Попросить детей назвать действия, которые начинаются на букву «Б», предложить дорисовать к буквам детали так, чтобы было видно, что буквы «делают действия».

«История старого чайника» (5 – 6 лет)

Цель: развитие воображения при составлении историй на заданную тему.

Детям задается вопрос: «Что может поведать о своей жизни старый чайник? » Дети придумывают различные истории.

«Выложи карты на стол» (6 – 7 лет)

Цель: развитие воображения при составлении коллективной сказки.

Детям необходимо придумать коллективный рассказ. Толчок ему может дать специальная колода карт, подготовленная путем наклеивания на картонные карточки разнообразных картинок. Предлагается вытащить из колоды, не глядя, одну карту – картинку, и первый ребенок, сделавший это, начинает рассказ, интерпретируя содержание картинки. То, что рассказал первый ребенок, продолжает второй и т. д., вытаскивая уже новые карты и связывая между собой предыдущее содержание и интерпретации. Содержания своей карты. В результате получается длинное панно – иллюстрация, глядя на которое, дети придумали свой коллективный рассказ.

«Фантастические гипотезы» (4 – 5 лет)

Цель: развитие творческого воображения и теоретического мышления.

Что было бы, если (город умел летать, часы ходили бы наоборот)

«Что произойдет? » (5 – 6 лет)

Цель: учить устанавливать причинно – следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.

Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из – за названного события:

- девочка уронила карандаш на пол.

- из окна выбросили кусочек булки.

- на улице кто – то разбил банку варенья.

«Картина – корзина» (5 – 6 лет)

Цель: учить подбирать рифму, развитие вариативности мышления, творческого сочинительства.

«Что может быть таким? » (5 – 6 лет)

Цель: развитие умения подбирать слова, ориентируясь на заданные признаки.

Дети должны назвать предметы, которые бы обладали тремя признаками (гладкий, черный, тихий; темный, тяжелый, шумный; светлый, легкий, блестящий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии креативности у детей

Большую роль в развитии креативности играет опыт, получаемый ребенком в семье. Наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Степень реализации тв...

Роль театрализованных игр при развитии художественно-речевых способностей дошкольников с ОНР.

Сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, - она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту....

«Развитие креативных творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности»

Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были...

Роль семьи в развитии художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста

Роль семьи в развитии художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста...

Роль семьи в развитии художественно -творческих способностей у детей дошкольного возраста

Роль семьи в развитии художественно -творческих способностей у детей дошкольного возраста...