"Влияние грамматических игр на развитие речи у дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.
К.Д. Ушинский выделял три цели: развитие врожденного дара слова, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматических законов в их логической системе. При этом он отмечал гармоническое единство указанных задач и их неразрывную связь с освоением грамматического строя языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_gram.igr_na_razvitie_rechi_u_doshk.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
« Влияние грамматических игр на развитие речи у дошкольников»
МБДОУ № 40
«Детский сад комбинированного вида
для детей с тяжелыми нарушениями речи»
г.Нижнекамск
Бабич Татьяна Владимировна
воспитатель I квалификационной категории
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.
К.Д. Ушинский выделял три цели: развитие врожденного дара слова, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматических законов в их логической системе. При этом он отмечал гармоническое единство указанных задач и их неразрывную связь с освоением грамматического строя языка.
Задачи собственно грамматической работы включают:
-обогащение речи дошкольника грамматическими средствами
(морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на
основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире
и звучащей речи;
-расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное);
-развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.
На первых этапах речевого развития перед ребенком прежде всего ставят задачу понимать смысл сказанного (например, ориентируясь на окончание существительного, различать где один предмет, а где много). Следующая задача - использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие. Более сложно – самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомыми, например, форму фишками (играю фишками), хотя взрослый впервые употребил это слово в именительном падеже единственного числа – фишка.
И совсем иная, еще более трудная задача – оценить грамматическую правильность речи, определить, можно или нельзя так сказать.
Подлинное завоевание грамматики ребенком происходит тогда, когда он начинает свободно использовать весь арсенал грамматических средств в расширяющихся сферах общения со взрослыми и детьми: в детском саду, во дворе, в парке, театре и пр. Особое значение имеет общение ребенка со сверстниками, где наиболее полно раскрываются его потенциальные возможности.
Дошкольные годы – особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого с ребенком и детей друг с другом.
Очевидно, что трудных грамматических форм в русском языке великое множество, многие из них встречаются детям и, естественно, ведут к ошибкам. Но не всякую грамматическую форму следует включать в упражнение или тем более в обязательное занятие. Этого достичь невозможно, да и не нужно. Разумно организованная систематическая речевая работа воспитывает в детях любознательность, чуткость к слову и его формам. А это главное. Научившись прислушиваться к речи, ребенок тонко реагирует на оттенки звучания слов и заимствует из речи окружающих правильные формы. Важно только, чтобы взрослые сами говорили правильно, не допускали ошибок.
Большинство занятий по грамматике для малышей строится таким образом, что дети и не подозревают об их истинном назначении. Ребенок всегда видит, осознает игровую, познавательную или практическую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы («Чего не стало?»,«Что изменилось?»), обнаружить спрятанный предмет («Прятки»), узнать игрушку по описанию («Чудесный мешочек»), быстро отыскать среди картинок ту, которую назвал воспитатель («Лото») и т.д.
Однако просто многократное повторение той или иной грамматической формы не гарантирует еще, что и в дальнейшем ребенок будет говорить правильно. Легко, быстро и прочно запоминается то, что было включено в игровую или практическую деятельность как необходимое условие ее успешности. Так, эффективное усвоение системы грамматических форм наступает тогда, когда у ребенка возникает ориентировка на звуковую сторону слова. Для этого разработаны словесные дидактические игры с правилами. В игре «Теремок», например, двери домика не открываются, если неправильно сказать, кто пришел; в играх «Мишка, поезжай», «Поручения», сказочный персонаж не выполняет поручения, если его попросить неправильно. В играх предусматриваются проблемные ситуации, побуждающие детей ориентироваться в слове (например, игра «Узнай по описанию»).
В подобных играх и упражнениях ребенок приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания.
Там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе, проблемы между взрослыми и детьми решаются легко. При разговоре с ребенком слушайте его внимательно, не перебивайте. Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений. Объясняйте задание просто и понятно, при этом проявляйте и свой интерес. Развивайте любопытство и воображение, поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Поменьше критикуйте и поправляйте ребенка. Замечания делайте с юмором. Искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду.
Похвала, поцелуй или рукопожатие – отличное поощрение для ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние художественной литературы на развитие речи у дошкольников.
Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка.Художественная литература ставит задачу- заложить в детях любовь к художественному слову.Если ребенок дошкольного возраста не...
Консультация «Влияние дидактической игры на развитие речи младших дошкольников»
Консультация знакомит с дидактическими играми для младших дошкольников, способствующими развитию речи....
Педагогический проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи младших дошкольников"
Проект разработан с целью развития мелкой моторики кистей рук и развития речи младших дошкольников...
Презентация по влиянию мелкой моторики на развитие речи младших дошкольников
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. На кончиках ...
Влияние пальчиковых игр на развитие речи младших дошкольников.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Ре...
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи младших дошкольников
В последние годы отмечается увеличения количества детей, имеющих нарушения речи. Наблюдается бедный запас слов, дети не могут полностью выразить свои мысли, у них слабо развито воображение, связная ре...
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи у дошкольников»
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев В. А. СухомлинскийМелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками по...