"Влияние грамматических игр на развитие речи у дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Бабич Татьяна Владимировна

 

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

     К.Д. Ушинский выделял три цели: развитие врожденного дара слова, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматических законов в их логической системе. При этом он отмечал гармоническое единство указанных задач и их неразрывную связь с освоением грамматического строя языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_gram.igr_na_razvitie_rechi_u_doshk.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

 « Влияние грамматических игр на развитие речи у дошкольников»

МБДОУ № 40

 «Детский сад комбинированного вида

для детей с тяжелыми нарушениями речи»

г.Нижнекамск

Бабич Татьяна Владимировна

воспитатель I квалификационной категории

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

К.Д. Ушинский выделял три цели: развитие врожденного дара слова, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматических законов в их логической системе. При этом он отмечал гармоническое единство указанных задач и их неразрывную связь с освоением грамматического строя языка.

Задачи собственно грамматической работы включают:

 -обогащение речи дошкольника грамматическими средствами

 (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на

 основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире

 и звучащей речи;

  -расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное);

-развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.

На первых этапах речевого развития перед ребенком  прежде всего ставят задачу понимать смысл сказанного (например, ориентируясь на окончание существительного, различать где один предмет, а где много). Следующая задача -  использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие. Более сложно – самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомыми, например, форму фишками (играю фишками), хотя взрослый впервые употребил это слово в именительном падеже единственного числа – фишка. 

И совсем иная, еще более трудная задача – оценить грамматическую правильность речи, определить, можно или нельзя так сказать. 

Подлинное завоевание грамматики ребенком происходит тогда, когда он начинает свободно использовать весь арсенал грамматических средств в расширяющихся сферах общения со взрослыми и детьми: в детском саду, во дворе, в парке, театре и пр. Особое значение имеет общение ребенка со сверстниками, где наиболее полно раскрываются его потенциальные возможности.

Дошкольные годы – особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого с ребенком и детей друг с другом.

Очевидно, что трудных грамматических форм в русском  языке великое множество, многие из них встречаются детям и, естественно, ведут к ошибкам. Но не всякую грамматическую форму следует включать в упражнение или тем более в обязательное занятие. Этого достичь невозможно, да и не нужно. Разумно организованная систематическая речевая работа воспитывает в детях любознательность, чуткость к слову и его формам. А это главное. Научившись прислушиваться к речи, ребенок тонко реагирует на оттенки звучания слов и заимствует из речи окружающих правильные формы. Важно только, чтобы взрослые сами говорили правильно, не допускали ошибок.

Большинство  занятий по грамматике для малышей строится таким образом, что дети и не подозревают об их истинном назначении. Ребенок всегда видит, осознает игровую, познавательную или практическую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы («Чего не стало?»,«Что изменилось?»), обнаружить спрятанный предмет («Прятки»), узнать игрушку по описанию («Чудесный мешочек»), быстро отыскать среди картинок ту, которую назвал воспитатель («Лото») и т.д.

Однако просто многократное повторение той или иной грамматической формы не гарантирует еще, что и в дальнейшем ребенок будет говорить правильно. Легко, быстро и прочно  запоминается то, что было включено в игровую или практическую деятельность как необходимое условие ее успешности. Так, эффективное усвоение системы грамматических форм наступает тогда, когда  у ребенка возникает ориентировка на звуковую сторону слова. Для этого разработаны словесные дидактические игры с правилами. В игре «Теремок», например,  двери домика не открываются, если неправильно сказать, кто пришел; в играх «Мишка, поезжай», «Поручения», сказочный персонаж не выполняет поручения, если его попросить неправильно. В играх предусматриваются проблемные ситуации, побуждающие детей ориентироваться в слове (например, игра «Узнай по описанию»).

В подобных играх и упражнениях ребенок приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания.

Там, где родители и дети дружат и чем-то  занимаются вместе, проблемы между взрослыми и детьми решаются легко. При разговоре с ребенком слушайте его внимательно, не перебивайте. Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений. Объясняйте задание просто и понятно, при этом проявляйте и свой интерес. Развивайте любопытство и воображение, поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Поменьше критикуйте и поправляйте ребенка. Замечания делайте с юмором. Искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на  награду.

Похвала, поцелуй или рукопожатие – отличное поощрение для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы на развитие речи у дошкольников.

Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка.Художественная литература ставит задачу- заложить в детях любовь к художественному слову.Если ребенок дошкольного возраста не...

Консультация «Влияние дидактической игры на развитие речи младших дошкольников»

Консультация знакомит с дидактическими играми для младших дошкольников, способствующими развитию речи....

Педагогический проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи младших дошкольников"

Проект разработан с целью развития мелкой моторики кистей рук и развития речи младших дошкольников...

Презентация по влиянию мелкой моторики на развитие речи младших дошкольников

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. На кончиках ...

Влияние пальчиковых игр на развитие речи младших дошкольников.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.     Ре...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи младших дошкольников

В последние годы отмечается увеличения количества детей, имеющих нарушения речи. Наблюдается бедный запас слов, дети не могут полностью выразить свои мысли, у них слабо развито воображение, связная ре...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи у дошкольников»

Истоки способностей и дарований детей  находятся на кончиках пальцев  В. А. СухомлинскийМелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками по...