проект "Заяц"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

игнатова ирина вадимировна

wink

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zayats.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный (одна неделя).

ВИД ПРОЕКТА: информационно-творческо-исследовательский.

ТИП ПРОЕКТА: игровой.

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: фронтальный.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: воспитатели, дети 3-4 лет, родители

ПРОБЛЕМА.     Очень много про зайцев картинок,

А в живую не видели вовсе….(все хотим узнать)

ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ: письмо из леса, или видео из леса, мультфильм и т.д.

ЦЕЛЬ. Закрепить ранее полученные знания о зайце, познакомить как с жителем леса; дать представление о зайце, познакомить с внешним видом и его характерными особенностями; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным.

ЗАДАЧИ:

1. Дать знания детям о жизни зайца.

2.Формировать интерес ребенка к диким животным.

3. Воспитывать доброе, заботливое отношение к ним.

4. рассказать о безопасности поведения с животными

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

У детей формируется интерес к изучению других диких животных.

Воспитывается заботливое, чуткое, внимательное отношение к ним.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 этап: Целеполагание (Выявление проблемы, определение цели, задач).

2 этап: Разработка проекта. Поиск решения задач проекта.

3 этап: Выполнение проекта (Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности).

4 этап: Подведение итогов (Презентация в виде выставки детских работ и иллюстраций к занятиям).

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Совместная деятельность педагога с детьми.

1  Беседа «В гости к нам пришел Зайчишка, длинноухий шалунишка…». Презентация «Заинька-зайка».

Цель. Познакомить детей с зайцем. Формировать первые представления об их жизни в лесу. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Учить правильно, подбирать прилагательные и глаголы. Активизировать словарь. Развивать у детей доброе отношение и любовь к животным.

2  Непосредственно образовательная деятельность Художественное творчество (лепка)  «Морковка для зайчика.»

 Цель. закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, закреплять ранее приобретенные навыки; различать  цвет, любоваться готовым изделием.

Материал. Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (зайчик, морковка), морковь или ее муляж, пластилин, салфетка, дощечка.

Ход.        

Воспитатель. Посмотрите, кто у нас спрятался за стулом?

Дети выносят из-за стула зайчонка.

Воспитатель. Бедный зайчонок! Наверно, он от волка убегал, вот и забежал к нам.

Воспитатель читает стихотворение В. Хорола «Зайчик»

Жил-был зайчик –

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и славно, волка нет.

И дают морковку на обед.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию к стихотворению или сюжетную картинку, задает вопросы:

Воспитатель. Что нарисовано на картинке?

Дети. На картинке нарисован зайчонок.

Воспитатель. Какое время года изображено на картинке?

Дети. Зима.

Воспитатель. Какого цвета шубка у зайки?

Дети. Белого цвета.

Воспитатель. Какие ушки у зайки?

Дети. Длинные ушки.

Воспитатель. Где у зайки носик? хвостик? глазки?

(Дети показывают).

Воспитатель. Почему зайчонок отморозил носик и хвостик?

Дети. Потому, что на улице очень холодно зимой.

Воспитатель. Куда поехал греться зайчонок?

Дети. Поехал к ребятам греться.

Воспитатель. Что любит, есть зайчонок?

Дети. Он любит морковку.

Воспитатель. Вам жалко зайчонка?

Дети. Очень жалко.

Воспитатель предлагает пожалеть зайчонка, погладить его, закутать его в одеяло, чтобы он согрелся. Затем педагог читает стихотворение повторно.

Физкультурная минутка «Зайка беленький»

Зайка беленький скакал,

Он от волка убегал.

Прыг-скок за кусток,

По дорожке под мосток.

Дети прыгают, в конце декламации приседают.

Воспитатель. Чем нам порадовать зайчонка?

Дети. Надо его угостить.

Воспитатель. Ну конечно, вкусной и полезной морковкой. Ведь зимой морковки нет в лесу, ни в огородах не найти. Сегодня мы слепим морковку из пластилина. Какого же цвета пластилин нам потребуется для этого?

(Показывает морковку и просит назвать ее цвет).

Дети. Нам понадобится красного цвета пластилин.

Воспитатель. Морковка красного цвета, поэтому нам нужен красный пластилин. Кто поможет найти мне его в коробочке?

(Дети находят пластилин красного цвета).

Воспитатель. А на что похоже морковка? Как мы ее будем лепить?

Дети. Морковка похоже на толстую палочку, у которой один кончик вытянут.

Воспитатель. Напомните мне, как лепят палочки?

Дети выполняют движения ладонями.

Воспитатель. Правильно, так раскатывают палочки. Потом один конец палочки нужно вытянуть, чтобы у нас получилась настоящая морковка.

Показывает прием раскатывания из пластилина толстых палочек и формирования из них изделия).

Воспитатель. Вот какая морковка получилась у меня. Но зайчонку одной морковки мало. Вылепите еще морковки.

Дети лепят и угощают зайчонка. Зайчонок благодарит детей, говорит, что ему у ребят очень понравилось в гостях, и он хочет еще погостить у них.

3  Непосредственно образовательная деятельность. Художественное творчество. Аппликация «На лесной опушке».

Цели. Уточнить любимые лакомства зайца. Развивать речь детей. Учить аккуратно, наклеивать готовые формы на лист бумаги. Создать радостное настроение у детей.

Материал. Игрушки: заяц и сорока; корзинка из бумаги, картинки с овощами для зайчика.

         

Ход.

Воспитатель. Сейчас у нас лето или зима, дети?

Дети. Зима. Сейчас у нас зима.

Воспитатель. Правильно, сейчас у нас зима. Погода холодная, лютая. А еще какая?

Дети. Сильно дует ветер. Идет снег.

Влетает сорока

Сорока. Кар-кар-кар!

Я, Срока-белобока,

По лесу гуляла,

По полю скакала,

Маленьких детушек искала.

Принесла я вам письмо,

Вот, от зайчика оно.

Беда, беда, ох, беда!

Воспитатель. Успокойся, Сорока-белобока, что ты так разволновалась? Сейчас, я прочитаю письмо. (Делает вид, что читает письмо). Ребята, зайчик где-то один в лесу и плачет, что-то у него случилось.  Что кругом много снега. Надо уму помочь. Идемте скорее в лес. Не забывайте, тропинка узкая, поэтому, надо идти осторожно, друг за другом.

Дети идут по ребристой дорожке (тропинка)

и прыгают из обруча в обруч (снежные кочки.

Воспитатель. Вот мы и пришли на лесную полянку.

Слышат, что под елочкой плачет зайчик.

Что случилось, Заинька?

Зайка. Ой-ой-ой! Мои запасы на зиму кончились, кушать мне больше не чего. А голодным я не смогу убежать от лисы и от волка – сил не хватит. Съест меня лиса или волк.

Воспитатель. Не плачь, зайка, мы тебе поможем. Сначала поиграй с нами, чтобы тебе стало веселей.

Хороводная игра «Зайка»

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре стоит грустный Зайка. Дети поют:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь такой больной.

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот, морковку, получи!

Вот, морковку, получи!

Получи и попляши!

Один ребенок угощает зайка морковкой, сделанной из бумаги. Зайчик берет морковку, становиться веселым и начинает плясать. Дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка. Игра повторяется 2-4 раза.

Зайка. Хорошая, интересная, веселая игра. Только очень кушать хочется.

Воспитатель. Ребята, у меня есть корзинка. Давайте, наполним ее разными овощами для Зайки. (Дети наклеивают картинки на корзинку и дарят ее Зайке. Зайка благодарит их и убегает в лес).

4  Непосредственно образовательная деятельность ФЭМП «Заячья семья»

Цели:  учить детей чередовать предметы по величине и по форме, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства

Материал: два ведёрка (большое-красное, маленькое-зелёное), шары, кубики, круги, квадраты (большие и маленькие красного и зелёного цвета), чудесный мешочек, Зайка.

Ход.

Воспитатель. Дети, посмотрите, кто к нам пришёл сегодня в гости?

Дети. Зайка. Это, Зайка. (Дети здороваются с ними).

Воспитатель. Он принес с собой ведёрки. Одно ведёрко маленькое, а другое – большое. Какое это ведерко: большое или маленькое?

Дети. Маленькое.

Воспитатель. Какого цвета ведёрко?

Дети. Зеленое.

Воспитатель. Правильно зелёного. А это ведерко, какое?

Дети. Это ведерко большое.

Воспитатель. Какого цвета большое ведро? Правильно, ведёрко большое красного цвета. Но почему-то ведёрки пустые. Сейчас мы спросим у Зайки. (Воспитатель спрашивает).

Воспитатель. Дети, оказывается нам нужно помочь Зайке и наполнить ведёрки тем, что лежит в этом чудесном мешочке. Давайте заглянем в него.

Воспитатель заглядывает в мешочек.

Воспитатель. Ой, сколько тут всего интересного, дети! Сейчас я достану (Достаёт маленький зелёный шарик) Что это?

Дети. Шарик.

Воспитатель. Правильно шарик. А какой он большой или маленький?

Дети. Маленький.

Воспитатель. А какого цвета маленький шарик?

Дети. Зеленого.

Воспитатель. Как вы думаете, в какое ведёрко нужно его положить?

Дети. В маленькое зеленое ведерко.

Аналогичные вопросы и действия проводятся с другими предметами. Можно детям предложить самим достать тот или другой предмет из чудесного мешочка. Когда мешочек окажется пустым – ведёрки заполнены правильно. Зайка благодарят детей за помощь и предлагают с ним поиграть. Игра выбирается по желанию.

5. Утренняя гимнастика. Игра-зарядка «Заячья зарядка».

Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

И.П. – основная стойка.

Стал наш зайка средь травы,          1 – руки вверх, подняться на носочки;

Уши больше головы.                      2 – И.п. (Д. 3-4 раза)

 

Зайке весело стоять                        И.п. тоже

Стал он лапками махать.                 В: поднять руки перед собой;

Раз-два, раз-два                               Сгибание и разгибание кистей рук

Стал он лапками махать.

 

                                                       

Зайки ставьте лапки шире.              И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Ну-ка, зайки, повернись.                В: 1 – поворот вправо; 2 – и.п.

Вот так покажись,                           3 – поворот влево,

Вот так повернись.                         4 – И.п.; (Д 3-4 раза)

 

Лапки быстро опустили,                И.п. тоже

Корешок в земле отрыли.               В: 1 – наклон вперед,

Раз-два, раз-два                              руками «роют корень» - имитация

Корешок в земле отрыли.               2 – И.п. (Д 3-4 раза)

 

На лужайке мы присядем,              И.п. сидя, руки на поясе.

К лапкам мы тянуться станем.       В: 1 – наклон вперед, 2 – И.п. (Д 3-4 раза)

Но хоть лапки далеко,

Их достанем все равно.

 

Зайки лапки ставим вместе             И.п. – ноги вместе, руки согнуты в локтях

И попрыгаем на месте.                   В: прыжки на двух ногах на месте.

Стал наш заинька плясать,

Наших деток забавлять

Зайка, зайка, попляши,

Твои лапки хороши.

6.  Хороводные игры: «Заинька, выйди в сад…»,         

Цель:  учить действовать в соответствии со словами взрослого.

Материал: эмблемки с изображением мордочки зайчика.

Ход игры:

Взрослый медленно поет песню. Все выполняют движения.

Заинька, выйди в сад, Беленький, выйди в сад. Вот так, вот так Выйди в сад. (2 раза) Заинька, топни ножкой, Беленький, топни ножкой. Вот так, вот так Топни ножкой. (2 раза) Заинька, покружись, Беленький, покружись. Вот так, вот так Покружись. (2 раза) Заинька, попляши, Беленький, попляши. Вот так, вот так Попляши! Твои ножки хороши!

7. Подвижная игра «Солнечный зайчик»        

(по стихотворению А. Бродского «Солнечный зайчик»)

Цель. Уточнять с детьми направления: вверх, вниз, в сторону. Учить выполнять разнообразные движения.

Материал: зеркальце или фонарик в руках взрослого.

Ход. Взять фонарик или зеркало. Показать ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно. Это - «солнечный зайчик». Предложить детям поймать ладошками зайчика. Если, зайчик окажется на полу – можно поймать его ногами.

Скачут побегайчики

Солнечные зайчики.

Мы зовем их – не идут,

Были тут – и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,

Были там – и нет их там.

Где же побегайчики-

Солнечные зайчики?

2 вариант игры «Солнечные зайчики»

Цель. Упражнять детей в произношении стихотворения в сочетании с движениями.

Ход. Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:

Солнечные зайчики        

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направляет его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удается рукой поймать солнечного зайчика.

8. Подвижная игра  «Волк и зайцы»

Цель. Развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словами.

Ход. В этой игре все дети зайчата. Волк – воображаемый. Зайчики свободно играются на лужайке: пляшут, бегают, ходят.

На слова «Серый волк» - бегут друг к другу и обнимаются. Можно придумать домик, в котором зайцы будут прятаться от волка: стульчики, обруч, занавески и т.п. Потом зайцы осторожно выглядывают из укрытия, сообщают друг другу, что волка нет, и опять идут веселиться.

9. Дидактические игры «Помоги зайчику», «Угости зайку»

«Помоги зайчику»

Дидактическая задача. Собирать целую картинку из частей. Воспитание внимания, настойчивости в выполнении задачи.

Материал: картинка зайца, разделенная на части (от 3 до 4 частей).

Правила игры: каждый ребенок складывает из частей целую картинку зайчика.

Игровое действие: складывание картинок.

Содержание: играющие складывают из 3-4 частей целую картинку и рассказывают, что получилось.

Роль воспитателя: воспитатель подбирает картинки зайцев. Вначале учит их умению складывать из частей изображение целого зайчика, добиваясь постепенно самостоятельности детей.

«Угостим зайку».

Дидактическая задача. Знакомство с окружающим. Закрепление названий действий. Воспитание настойчивости, внимания.

Материал: картинки с изображением продуктов и лакомства зайчика.

Правила игры: каждый ребенок отбирает те картинке, где изображено то, что любит зайка и называет «угощение».

Игровое действие: отбор картинок.

Содержание: детям даются картинки, на которых нарисованы лакомства зайчика и другие продукты. Ребенок среди всех картинок должен отобрать те, которые подойдут для угощения зайки.

Роль воспитателя. Роль воспитателя – создать игровую ситуацию, заинтересовать детей в выполнении задания. Подобрать картинки.

10.Чтение. Знакомство с произведениями о зайце.

Цель. Воспитывать любовь и формировать доброе чуткое отношение к животным (зайцу) через чтение детской литературы. Развивать умение находить книги о зайце по обложке и иллюстрации.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»,

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»,

Е. Чарушин «Заяц»,

Загадки о зайце.

11. Показ русской народной сказки «Заюшкина избушка» на фланелеграфе        

Цель. Дать наглядное представление о сюжете сказки «Заюшкина избушка»; способствовать эмоциональному восприятию сказки.

Рассказывание русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»

Цель. Вызвать эмоциональный отклик при чтении художественного произведения, учить внимательно, следить за ходом развертывания событий. Побуждать к высказываниям о героях сказки, отвечая на вопросы: «Кто вам больше понравился?», «Почему вам понравился петушок?» и т.п.

12. Сюжетная игра «Зайчата в гостях у ребят».        

Дети сервируют стол – стелют скатерть, раскладывают салфетки, расставляют игрушечную чайную посуду), угощают зайчиков слепленными самими морковками., учить положительному взаимоотношению.

13. Зарядка после дневного сна

 «Лесная зарядка»

А зайчата, как проснутся

Очень любят потянуться,

Обязательно – зевнуть.

Ловко хвостиком махнут

 Широко разводят лапки.

То одну, то обе вместе.

Долго прыгают на месте

Скачут, пляшут, лапками машут!

Дети стоят по кругу и «потягиваются», «зевают».

 Ставят руки на пояс, повороты влево и вправо.

Поочередно отводят руки в стороны.

 Прыжки на месте на двух ногах.

14. Самомассаж «Жил-был зайка».

Самомассаж «Зайка»

Жил был зайка –растирают ладошки. Длинные ушки –прищипывают ушки. Отморозил

зайка лобик на опушке. –надавливают точку между бровей. Отморозил глазки -

поглаживают вокруг глаз. Отморозил носик. - точки возле крыльев носа. Отморозил зайка

хвостик на опушке, - растирают поясничный отдел позвоночника. И прибежал к ребятам в

гости греется. Погрел зайка лапки- массаж ступней ног. И поскакал без оглядки. Скачет

зайка прыг- скок- прыжки Наколол зайка лапку о сучок Плачет зайка ой-ой-ой Не успеть

теперь домой- растирают, поглаживают ступни ног. Воспитатель: ребята кто- то плачет

(находит зайчика)!!!!!

15. Физкультурная минутка «Зайка»

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,

Лапкой, лапкой постучи, постучи.

Ты на травку упади, упади,

Полежи и отдохни, отдохни.

Отдохнул, теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

Быстро к елочке беги

И скорее назад скачи!

16. Пальчиковые игры

«Зайчик»

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх

Зайчик скачет выше всех!

Пальцы правой руки изображают зайца: указательный и средний пальцы подняты вверх («уши»), согнутый большой палец – на согнутых мизинце и безымянном.

17. Офтальмологическая пауза «Заяц»

Цель. Снятие утомления с глаз.

Ход. Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет действия.

Верх морковку подними,

На нее ты посмотри.

Смотрят вверх.

Вниз морковку опусти.

Смотрят вниз.

Только глазками смотри:

Вверх-вниз, вправо-влево.

Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.

Ай да, заинька, умелый!

Глазками моргает.

Моргают глазками.

Глазки закрывают.

Зайчики морковки взяли,

С ними весело плясали.

18. Речевая игра «Зайчики»

Жили-были зайчики

 На лесной опушке.

Жили-были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки,

Наряжались зайчики –

 Надевали тапочки.

Три пальца сжимают в кулак, указательный и средний – ушки.

Хлопают в ладошки.

Показывают уши.

Показывают домик.

Трут уши

Моющие движения ладонями рук.

Ладонями двигают сверху вниз по туловищу.

Показывают, выставляя по-очереди ноги на пятку.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Зайка .ppt (893 КБ)  

Литература

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

2. Авторы-составители Лёвина С.А., Тукачёва С.И. Физкультминутки. Вып. 2 – Волгоград: Учитель, 2009. – 76 с.

3. Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко, М.В, Косьяненко, В.Н. Мезенцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 139 с.

4. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Составитель В.В. Гербова и др. – М.: Оникс, 2011 – 272 с.

5. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 1,5 – 3 лет. Весна. Лето. СПб.: Речь, 2011.

6. Комплексные занятия по программе «От рожлдения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа / авт сост. О.П. Власенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.

7. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 222 с.

8. Теплюк С.Н. занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гаманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

Интернет-ресурсы:

Картинки http://go.mail.ru/search?mailru

Серия А № 0000652    

№ кв. 62502652822653