Как в увлекательной для ребенка форме выучить сложное стихотворение? В этом вам помогут мнемотаблицы!
статья по развитию речи по теме

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.                                     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №41 «Лесная сказка» города Лесосибирска»

Россия, Красноярский край, 662547г. Лесосибирск

Новые информационные технологии в

педагогическом процессе ДОУ

Мастер-класс

«Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений

с детьми дошкольного возраста»

Одинцева Анна Викторовна, воспитатель


Пояснительная записка.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированными навыками построения связного высказывания. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, и поэтому для достижения хороших результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приемы. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. 

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Одним из факторов является наглядность – рассматривание картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания. В нем отмечается важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.                                     


        Конспект мастер-класса.

  1. Вводная беседа (общая характеристика технологии, актуальность темы и теоретическое   обоснование)

Окружающий мир вокруг нас постоянно меняется, и восприятие действительности детьми, тоже претерпевает изменения. Большой объем информации, исходящий из различных источников,  ребенку дошкольнику трудно проанализировать, запомнить, а значит и воспроизвести. Это тенденция современного мира. У детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми: бедность словарного запаса, недостаточное понимание значения слов, в активном словаре детей преобладают глаголы и существительные, а слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий употребляются мало. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление. Главное, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.                                                         

    Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания  информации  и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциацийКак любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.                        Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

  •  развитие связной речи
  • развитие мелкой моторики рук
  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения;
  • формировать интерес к художественной литературе
  • обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений
  • знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей
  • создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть
  • формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное
  • рассказывать выразительно стихи наизусть и понимать рассказанное

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. 
 Использование  опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. 
        Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок. 

  1. Практическое освоение технологии   

Рассмотрим с Вами технологию мнемотаблицы  на примере  стихотворения «Осень» А.Н. Плещеева. Предлагаю Вам самостоятельно на каждую строку стихотворения придумать ассоциативный образ ( картинку). Чтобы было удобно, сворачиваем лист бумаги  3-4 раза в зависимости от объёма текста.

 Просмотр выполненного задания. Обсуждение. Рассмотрим уже готовую таблицу.

1 Осень наступила,

9  Туча небо кроет,

2  Высохли цветы

10 Солнце не блестит

3  И глядят уныло

Голые кусты.

11 Ветер в поле воет,

5  Вянет и желтеет

Травка на лугах

12 Дождик моросит.

Только зеленеет

Озимь на полях

13 Зашумели воды

 Быстрого ручья,

15 Птички улетели       В теплые края.

Ассоциации могут быть   разные, но соответствовать  смыслу текста.

Данное стихотворение достаточно сложное даже для старших дошкольников, но дети смогли выучить его в рамках НОД (30 мин). По истечении 3-х дней мы вновь вернулись к этому произведению. Сначала дети рассказали с опорой на таблицу, далее уже повторяли самостоятельно.                         На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на  более поздних - дети самостоятельно её заполняют, т.е. придумывают  ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.  С чего нужно начать работу?                                                                                            

  1. Описание методики
  1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
  2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
  3. Воспитатель  читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог, в зависимости от возрастной группы и стадией овладения техникой);
  4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы;
  5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Чтобы заинтересовать детей рекомендуется включать игры и разные приёмы рассказывания. Например, игра « Угадай картинку». На доске вывешиваются уже готовые картинки-образы. Воспитатель зачитывает строки стихотворения, а дети подбирают соответствующий, выстраивая последовательный ряд. Чтобы задействовать наибольшее количество детей, можно использовать приём « Скажи и передай другому».

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, описанию картин  (как сюжетных, так и пейзажных), пересказу сказок, разучивании загадок и потешек  во всех возрастных группах. Данную методику по разучиванию стихотворений мы рекомендуем для родителей, это поможет им в будущем при подготовке домашних заданий со своими детьми.

  1. Ответы на вопросы слушателей мастер-класса.

                         

                             


ПРИЛОЖЕНИЕ

              Самуил Маршак « Круглый год»

                                      Январь

мнемотаб 4

                                    Февраль

dtcyf4

                                     

                                            МАРТ

март,мнем
  

                                     Апрель                    

апрель,мнем

                                          Май

мнемо май

                                      Июнь

мнемо июнь

                                         


Литература

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985
  2. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи Логопед в детском саду 2007 — № 4
  3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речь. Логопед. 2008.- №4.
  4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — №10. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный игровой досуг с родителями на тему: «Положено ребенку расти, шуметь, играть. И права этого никто не должен отбирать».

Социализация. Коммуникативная деятельность.Использование нетрадиционных форм работы с родителями....

"Как определить, готов ли ребенок в школу и что для этого нужно?"

Статья для родителей "Как определить, готов ли ребенок в школу и что для этого нужно?"...

Почему мой ребенок врет и что мне с этим делать?

Ученые выяснили, что 4-летний ребенок врет примерно раз в два часа, а шестилетний – каждые 90 минут. Ложь «устами младенца» появляется в 3 года, а к 4-6 годам дети достигают в этом совершенства.Наверн...

Купили ребенку велосипед – выучите с ним ПДД!

Купили ребенку велосипед – выучите с ним ПДД!...

Что должен уметь делать ребенок к 3 годам? Как в этом возрасте учить с ребенком буквы?

Статья отвечает на часто возникающие у родителей вопросы. Что должен уметь делать ребенок к 3 годам? Как в этом возрасте учить с ребенком буквы?...