Главные вкладки

    Как в увлекательной для ребенка форме выучить сложное стихотворение? В этом вам помогут мнемотаблицы!
    статья по развитию речи по теме

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.                                     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное

    образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №41 «Лесная сказка» города Лесосибирска»

    Россия, Красноярский край, 662547г. Лесосибирск

    Новые информационные технологии в

    педагогическом процессе ДОУ

    Мастер-класс

    «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений

    с детьми дошкольного возраста»

    Одинцева Анна Викторовна, воспитатель


    Пояснительная записка.

    “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированными навыками построения связного высказывания. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, и поэтому для достижения хороших результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приемы. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. 

    Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Одним из факторов является наглядность – рассматривание картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

    Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания. В нем отмечается важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

    Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами.

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.                                     


            Конспект мастер-класса.

    1. Вводная беседа (общая характеристика технологии, актуальность темы и теоретическое   обоснование)

    Окружающий мир вокруг нас постоянно меняется, и восприятие действительности детьми, тоже претерпевает изменения. Большой объем информации, исходящий из различных источников,  ребенку дошкольнику трудно проанализировать, запомнить, а значит и воспроизвести. Это тенденция современного мира. У детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми: бедность словарного запаса, недостаточное понимание значения слов, в активном словаре детей преобладают глаголы и существительные, а слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий употребляются мало. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление. Главное, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.                                                         

        Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания  информации  и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциацийКак любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.                        Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

    Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

    •  развитие связной речи
    • развитие мелкой моторики рук
    • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения;
    • формировать интерес к художественной литературе
    • обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений
    • знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей
    • создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть
    • формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное
    • рассказывать выразительно стихи наизусть и понимать рассказанное

     Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. 
     Использование  опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. 
            Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок. 

    1. Практическое освоение технологии   

    Рассмотрим с Вами технологию мнемотаблицы  на примере  стихотворения «Осень» А.Н. Плещеева. Предлагаю Вам самостоятельно на каждую строку стихотворения придумать ассоциативный образ ( картинку). Чтобы было удобно, сворачиваем лист бумаги  3-4 раза в зависимости от объёма текста.

     Просмотр выполненного задания. Обсуждение. Рассмотрим уже готовую таблицу.

    1 Осень наступила,

    9  Туча небо кроет,

    2  Высохли цветы

    10 Солнце не блестит

    3  И глядят уныло

    Голые кусты.

    11 Ветер в поле воет,

    5  Вянет и желтеет

    Травка на лугах

    12 Дождик моросит.

    Только зеленеет

    Озимь на полях

    13 Зашумели воды

     Быстрого ручья,

    15 Птички улетели       В теплые края.

    Ассоциации могут быть   разные, но соответствовать  смыслу текста.

    Данное стихотворение достаточно сложное даже для старших дошкольников, но дети смогли выучить его в рамках НОД (30 мин). По истечении 3-х дней мы вновь вернулись к этому произведению. Сначала дети рассказали с опорой на таблицу, далее уже повторяли самостоятельно.                         На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на  более поздних - дети самостоятельно её заполняют, т.е. придумывают  ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.  С чего нужно начать работу?                                                                                            

    1. Описание методики
    1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
    2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
    3. Воспитатель  читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог, в зависимости от возрастной группы и стадией овладения техникой);
    4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы;
    5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

    Чтобы заинтересовать детей рекомендуется включать игры и разные приёмы рассказывания. Например, игра « Угадай картинку». На доске вывешиваются уже готовые картинки-образы. Воспитатель зачитывает строки стихотворения, а дети подбирают соответствующий, выстраивая последовательный ряд. Чтобы задействовать наибольшее количество детей, можно использовать приём « Скажи и передай другому».

    Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, описанию картин  (как сюжетных, так и пейзажных), пересказу сказок, разучивании загадок и потешек  во всех возрастных группах. Данную методику по разучиванию стихотворений мы рекомендуем для родителей, это поможет им в будущем при подготовке домашних заданий со своими детьми.

    1. Ответы на вопросы слушателей мастер-класса.

                             

                                 


    ПРИЛОЖЕНИЕ

                  Самуил Маршак « Круглый год»

                                          Январь

    мнемотаб 4

                                        Февраль

    dtcyf4

                                         

                                                МАРТ

    март,мнем
      

                                         Апрель                    

    апрель,мнем

                                              Май

    мнемо май

                                          Июнь

    мнемо июнь

                                             


    Литература

    1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985
    2. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи Логопед в детском саду 2007 — № 4
    3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речь. Логопед. 2008.- №4.
    4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — №10. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместный игровой досуг с родителями на тему: «Положено ребенку расти, шуметь, играть. И права этого никто не должен отбирать».

    Социализация. Коммуникативная деятельность.Использование нетрадиционных форм работы с родителями....

    "Как определить, готов ли ребенок в школу и что для этого нужно?"

    Статья для родителей "Как определить, готов ли ребенок в школу и что для этого нужно?"...

    Почему мой ребенок врет и что мне с этим делать?

    Ученые выяснили, что 4-летний ребенок врет примерно раз в два часа, а шестилетний – каждые 90 минут. Ложь «устами младенца» появляется в 3 года, а к 4-6 годам дети достигают в этом совершенства.Наверн...

    Купили ребенку велосипед – выучите с ним ПДД!

    Купили ребенку велосипед – выучите с ним ПДД!...

    Что должен уметь делать ребенок к 3 годам? Как в этом возрасте учить с ребенком буквы?

    Статья отвечает на часто возникающие у родителей вопросы. Что должен уметь делать ребенок к 3 годам? Как в этом возрасте учить с ребенком буквы?...