Профессионализм воспитателя в работе по ознакомлению детей с старшего дошкольного возраста с ЗПР с художественной литературой
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Орлова Ляна Михайловна

Приобщение к художественной литературе является одним из действенных средств речевого развития дошкольников. Данная тема является актуальной в связи с тем, что используя лучшие произведения художественной литературы, воспитатель- профессионал может решить целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Выбор данной темы для меня продиктован следующими соображениями, что художественная литература должна занимать важное место в жизни ребенка, поскольку я работаю с детьми с задержкой психического развития, то я хотела бы немного расширить эту проблему, затронув проблему детей дошкольного возраста с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalizm_vospitatelya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

 

Профессионализм воспитателя в работе по ознакомлению детей с старшего дошкольного возраста с ЗПР с художественной литературой

Орлова Ляна

Михайловна

К(С)КОУ «Начальная школа-детский сад №1» Минобразования и молодежной политики ЧР

Чебоксары

2016

План:

1.Введение: Актуальность темы для детей дошкольного возраста

2.Основная часть: а)Особенности восприятия детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

б). Профессионализм воспитателя в  работе по ознакомлению детей с художественной литературой.

в). Методы и приемы для повышения заинтересованности дошкольников в приобщении к художественной литературе.

3. Заключение: Художественная литература в умелых руках воспитателя -важное средство развития ребенка-дошкольника.

4.Литература.

Приобщение к художественной литературе является одним из действенных средств речевого развития дошкольников. Данная тема является актуальной в связи с тем, что используя лучшие произведения художественной литературы, воспитатель- профессионал может решить целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Выбор данной темы для меня продиктован следующими соображениями, что художественная литература должна занимать важное место в жизни ребенка, поскольку я работаю с детьми с задержкой психического развития, то я хотела бы немного расширить эту проблему, затронув проблему детей дошкольного возраста с ЗПР.

В настоящее время важная роль художественной литературы в воспитательном процессе признана законодательно. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» выделяется образовательная область   «Речевое развитие», где включено и «Приобщение к художественной литературе»:

-знакомство с книжной культурой;

-знакомство с детской литературой;

-понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Я согласна с С.Я.Маршаком, а кто же вводит в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения является воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает:  

 во-первых, как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания;

 во-вторых, как социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения;

 в-третьих, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей;

Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР – прежде всего слушатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача: каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленького слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

А.В.Запорожец считал, что восприятие литературного произведения – сложная психическая деятельность, заключающаяся в единстве протекания познавательных, образных и эмоционально – волевых процессов. Между этими процессами и литературным произведением существует взаимопроникающая связь: с одной стороны психические процессы обеспечивают восприятие текста в полном объеме, с другой стороны работа над текстом позволяет развивать психические процессы.

Психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, эмоции) позволяют:

-выслушать текст до конца;

-усвоить информацию;

-понять содержание текста;

-понять языковые средства, иносказания, обороты речи…

-установить связи, отношения, последовательность;

-оценить поступки героев;

-представить «в красках» сюжет литературного произведения;

-высказать личное отношение;

Практика работы с детьми с ЗПР, позволяет сделать вывод о том, что существуют особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития:

  1. Дети данной категории могут понять не все.
  2. Не могут анализировать произведения, плохо устанавливают только прямые причинно-следственные связи.
  3. Не могут самостоятельно оценить мотив поступков героев, видят только действия и результат.
  4. Не могут представить изложенное в произведении (плохо развито воображение), требуется подкрепление восприятия текста в виде иллюстраций, демонстраций действий.
  5. Не могут выслушивать до конца объемные произведения.
  6. Недостаточный интерес  к самому слову, больше привлекает сюжет.
  7. Не могут выразить вербально свои впечатления и чувства.

Перед воспитателем стоят следующие задачи по приобщению к художественной литературе детей дошкольного возраста с ЗПР:

1. Формировать интерес к художественному слову, к книге.

2. Обогащать литературный опыт, знакомить с разными литературными жанрами.

3. Обогащать жизненный опыт детей знаниями, представлениями, расширять кругозор.

4. Учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, помогать проникать в подтекст произведения.

5. Учить правильно оценивать поступки героев, подводить к пониманию мотивов.

6. Учить формулировать высказывания, обосновывать свое личное отношение, выражать свои впечатления.

Воспитывать активное эмоциональное отношение к произведению, учить сопереживать героям.

Система работы по приобщению к художественной литературе включает:

- Ежедневное чтение произведений, самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций;

- Специально организованная образовательная деятельность;

- Свободное общение воспитателя с детьми на основе прочитанных произведений.

Приобщение к художественной литературе детей с ЗПР имеет свою специфику:

  1. В произведении не должно быть незнакомых слов, произведение нельзя превращать в источник новых слов, следует провести предварительную словарную работу, либо заменить слова на знакомые и понятные.
  2. Воспитатель должен обращать внимание на правильность построения фраз при ответе,  следить за своей речью и речью детей.
  3. Сказки лучше рассказывать, а не читать. Личностный зрительный контакт дает эффект лучшего восприятия произведения.
  4. Правильно подбирать произведения.

Повысить заинтересованность дошкольников с ЗПР в приобщении к художественной литературе помогают такие методы и приемы:

- Выразительность чтения – его сущность заключается в эмоциональной насыщенности.

- Повторное чтение всего текста или отдельных его частей. Дети любят слушать уже знакомые , полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка. У детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами.

- Выборочное чтение (отрывок из произведения). Такой прием можно использовать в играх типа: «Из какого произведения эти строки?»

Для использования эмоционального воздействия при чтении можно использовать:

- Игровые действия детей;

- Предметную наглядность (рассматривание игрушек, иллюстраций, привлечение внимание к реальным объектам);

- Словесную помощь;

- Сравнение со сходным случаем из жизни детей или из другого художественного произведения;

- Моделирование символами;

- Использование наглядных схем;

- Использование рисунков детей (дети сначала нарисовали, а затем рассказывают и показывают соответствующий рисунок);

Завершая свое эссе, я бы хотела еще раз сделать акцент на то, что  художественная литература способствует развитию речи ребенка , обогащает словарный запас новыми словами, образными выражениями, в умелых  профессиональных руках  воспитателя может стать важным средством  развития речи ребенка-дошкольника, а так же и дошкольника с задержкой психического развития.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
  2. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития /С.Г.Шевченко. -М.: Школьная пресса, 2003. 36 с.
  3. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учебное пособие для вузов .-М.: Академия, 2004. 47 с.
  4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2006. 127 с.
  5. Программа «Введение в художественную литературу» /О.В.Чиндилова –М.: Баласс, 2005.
  6. Ушакова О.С. Знакомим дошкольника с литературой: конспекты занятий. –М.:Сфера,2009.

  1. Игра «Услышь меня».

- Ребятки, я вам предлагаю поиграть в игру «Услышь меня».у меня есть шапочки животных, вы их сейчас наденете и отвернетесь от меня, повернется тот, чью песенку я спою. Итак,

 раз, два, три - превращаемся в животных.

 (называю: мяу, гав-гав, у-у-у, о-о-о). а теперь каждый споет свою песенку: сначала тихо, а потом громко.

2.Работа с посылкой.

Сегодня утром нам принесли посылку от жирафа, а жираф где живет? (в жарких странах, в Африке). В посылке письмо, он пишет: «Дорогие ребята, посылаю вам картинки со словами, догадайтесь, какие слова я задумал (крокодил – рокодил, н-осорог, с-лон, к-енгуру, т-игр, з-ебра, о-безьяна).

  1. Пальчиковая гимнастика:

 Спит              - положить ладошки под щеку,

на льдине       - описать ладошками небольшой круг

целый день     - описать ручками огромный круг перед собой

толстый           - надуть щеки, показать пальчиками

маленький тюлень. – локти прижать к туловищу, ладони     перпен

                                       дикулярно, пальцы разведены

У ленивого           - прижать руки к туловищу полностью, пальцы

                                   соединить

растяпы                 - наклоны вправо – влево

превратились       - показать ладошки

в ласты                  - ладошки вниз, пальцы соединить

лапы                       - пальчики на руках разъединить

4.Сообщение цели: Сегодня мы с вами познакомимся с небольшой юкагирской народной сказкой « Разговор  белых медведях».

Презентация: Юкагиры – это народ, который живет на Севере.

Читаю сказку с презентацией

. Вопросы по сказке: О ком рассказывается в этой сказке? Где живут белые медведи? Чем они питаются?  Чем похожи бурые и белые медведи? Чем они отличаются друг от друга?

Повторное чтение сказки.

5. Профилактика глаз: Посмотрите глазами на эту погремушку :влево, вправо, вверх, вниз.

6. Физкульминутка:

Жили – были три пингвина      -руки на поясе, наклоны в стороны

Пик, Пак, Пок

Хорошо и дружно жили              -руки на поясе, 3 прыжка на месте

Пик, Пак, Пок

Как-то утром на полянку           -руки вниз и в стороны, шагать

зашагали вперевалку Пик, Пак, Пок-  на месте, не сгибая колени

Наловили много рыбы и еще    -руки на поясе, 3 прыжка на месте

поймать смогли бы Пик, Пак, Пок

Съели быстро все до крошки    - погладить себя по животу

кроме маленькой рыбешки       -сделать рыбку из ладошек

Пик, Пак, Пок

  1. Игра «Разложи картинки».

Перед вами картинки с животными, нужно их разложить: домашних животных, диких животных наших лесов, диких животных жарких стран и холодных стран.

8.Игра

9.Заключительная часть:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).

Тема: «Исследуем свойства воздуха»Цели:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воздуха.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдв...

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Консультация для воспитателей «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»

Если вы любите какое-то дело, то вам, как правило, не сложно научить других этому ремеслу. Для организации работы по шахматам вам понадобятся ваши знания основных правил игры, умение донести их до дош...

Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе.

Деятельностный подход  при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе....

Использование неструктурированного материала для развития сенсорной сферы детей старшего дошкольного возраста на занятии по художественной литературе

Ребенок с рождения живет в мире, где присутствует многообразие звуков, цветов, игрушек, материалов. С раннего детства взрослые знакомят детей с музыкой, изобразительным искусством. Чаще это знакомство...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТРУКТУРИРОВАННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Статья посвящена использованию неструктурированного материала для развития сенсорной сферы детей старшего дошкольного возраста. Описано влияние  сенсорной сферы на развитие  памяти, внимания...