Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков. Старшая группа.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Сидоренко Ирина Владимировна

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков. Старшая группа.

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

  • Игра «Скажи, как я» (в кругу с мячом).

Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.

  • Упражнение «Найди братца».

Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграфе  выставляет синий и зеленый кружки. Воспитатель: посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» - маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет) ; теперь со звуком «ль». Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».

  • Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом).

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово. В игре должны принять участие все дети. Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет, его ловить нельзя). Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2—3 детей-победителей.

  • Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)

Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеттт» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.

  • Чтение скороговорки.

Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох: «Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому». Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.

  • Упражнение «Назови первый звук слова».

Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь». Дети по очереди вызываются к воспитателю, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

  • Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок, Это Петя. (петушок).

Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана) .

Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко) .

Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).

  • Игра «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом).

Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно. В игре принимают участие все дети.

  • Чтение чистоговорки.

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдохи, то две строки на выдох) :

Чок, чок, каблучок, наступил на сучок,

Оторвался, поломался, чок, чок, каблучок.

Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека по развитию звуковой культуры речи. Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха.

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов....

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Мебель" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Мебель". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических ка...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Посуда" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Посуда". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических ка...

Игры и упражнения для детей 4-5 лет на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков

Игры и упражнения для детей 4-5 лет на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков...

Игры и упражнения для детей 4-5 лет на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков

Игры и упражнения для детей 4-5 лет на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков...

Игры и упражнения для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»

Игры и упражнения могут использоватьс воспитателями и родителями для закрепления, поставленных звуков...