занятие для старших дошкольников "Седой Урал"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Закрепление и обобщение знания детей о родном крае – Урал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл полезные ископаемые Урала22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида «Кирпичики»» АГО

Занятие для детей старшего возраста

«Седой Урал».

Составитель: Е.В.Лихачева.

Седой Урал.

занятие для детей 5-6 лет

Цель: закрепить и обобщить знания детей о родном крае – Урал.

Дать детям представление об Урале – как богатейшем крае страны, богатым полезными ископаемыми.

Программное содержание:

1. Закреплять знания детей о полезных ископаемых, их свойствах и применении. Продолжать знакомить с  традициями земли уральской.

3. Развивать сенсорно-эстетическое восприятие (всматриваться, любоваться), активизируя наглядно-действенные способы познания детьми предметов; воспитывать наблюдательность и познавательную активность.

Материалы:

Карта Свердловской области, фотографии с видом Урала (в ноутбуке), коллекция материалов и камней, фиточай, изделия из камней, металла, предметы для экспериментирования  - действия магнита с другими предметами.

Предварительная работа:

Изучение некоторых полезных ископаемых, их свойства, применение; чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок»; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с картой; изучение поверхности земной коры.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об особенностях земли уральской, узнаем, как называется область, где мы с вами живем и побываем в гостях у Хозяйки уральских гор.  Все вы знаете, что наша страна большая, и она поделена на области. Кто знает, в какой области мы с вами живем? (ответы детей). Вот перед нами карта Свердловской области. Главный город нашей области…. (ответы детей). Давайте посмотрим фотографии о нашем крае.

Просмотр фотографий об Урале.

- Вы заметили, как много фотографий с изображением гор, скал, пещер. О чем это говорит? … (ответы детей) Наш край очень красив, и очень богат различными полезными ископаемыми. А вы знаете, что это такое «полезные ископаемые»? (ответы детей). Полезные ископаемые - это различные образования земной коры. Они бывают очень разные, например камни – поделочные, для изготовления разных украшений, шкатулок, картин; строительные, которые используют в строительстве; промышленные – их используют на больших заводах.

- А хотите ли вы узнать, какими полезными ископаемыми богат наш край? Тогда нам надо отправиться к самой Хозяйке Уральских гор.

Звучит музыка, к ним навстречу выходит  воспитатель в костюме Хозяйки медной горы.

Хозяйка Медной Горы:

Здравствуйте, ребята! Вот вы и попали ко мне в гости. Вы на Урале – в самом красивом, самом богатом крае в России. Я – Хозяйка медной горы. Полюбуйтесь красотой моих гор. Уральские горы протянулись с севера на юг, они не высокие, но их недра необыкновенно богатые. Сейчас я вам расскажу, что спрятано в недрах моих гор. Я приглашаю вас в путешествие по Свердловской области. Давайте посмотрим карту. 

- Города – Богданович, Артемовский, Алапаевск – здесь налажена добыча каменного угля. Он черный, имеет блеск (блестит), от сильных ударов крошится. Люди используют его, как самое дешевое топливо. Например, все дома в городе отапливаются в одной котельной, которая топит печи как раз вот таким углем. 

- Асбест, Сысерть – здесь добывают вот такое ископаемое, которое так и называется «асбест». Минеральная природа асбеста гарантирует, что он не горит. По этой причине асбест полезен в составе огнестойких материалов. Он находит применение в одежде пожарных, в жаростойких рукавицах. А при строительстве домов его добавляют  в плитку для потолков и пола.

- Березовский – здесь добывают золото. Используют его в промышленности, но нам больше всего это ископаемое знакомо  в виде золотых украшений.

- Нижний Тагил, Качканар, Краснотурьинск, Североуральск – рядом с этими городами люди обнаружили и добывают железную руду – это такое минеральное скопление, которое содержит железо. Этот минерал имеет окраску от красно-бурого до черного цвета. Руду перерабатывают и получают железо. В огромных доменных печах из руды выплавляют метал. При высокой температуре, железо расплавляется, и люди заливая его в формы, получают нужные детали, предметы, орудия труда. Железо обладает одним, очень интересным свойством – оно притягивается магнитом (другим минералом).

Опыт: Притягивание деталей магнитом: шуруп, ножницы, медная пластина, пружина, алюминиевая болванка и др.

Цель: Проверить, какие из деталей изготовлены из железной руды.

Вывод: Не все предметы притягиваются магнитом, значит, они изготовлены из других руд, не обладающие этим свойством.

-  Ребята, вы уже много узнали о железной руде, ее свойства, а теперь давайте немного поиграем и проверим, что вы запомнили.

Игра «Я – магнит».

Цель: Учить выбирать предметы, изготовленные из железа.

Игровое правило: Необходимо найти предмет, изготовленный из железа (гвоздь, газета, машина, ложка, ключ, ножницы, телефон, вилка, кукла, платок и пр.).

После игры  Хозяйка Медной горы продолжает детей знакомить с полезными ископаемыми.

- Но, не только строительными материалами и металлами богата я – Хозяйка Медной горы, я владелица огромных залежей драгоценных камней – города Асбест, Невьянск.

Рассматривание камней.

Здесь вы видите  малахит, лазурит, яшма, аметист, горный хрусталь. Эти камни имеют большую ценность, за свою красоту. Их не используют в строительстве, их них делают различные украшения.

- А вы помните, кто писал об уральских мастерах горного дела? Кто трудился над малахитовой шкатулкой? А вы хотите ее увидеть? (Показ изделий из камней-самоцветов).

Посмотрите, какая красивая картина, сделана она из камней. Ее рамка зеленый мрамор.

Мастера умеют красиво и правильно обрабатывать камень, так чтобы он засверкал и показал свою красоту.

- Ребята, а вы знаете, что Урал богат не только своими горными кладовыми, но и своей культурой. В старину, когда люди собирались на праздники, они любили водить хороводы и танцевать.

-  Какие вы молодцы ребята! Спасибо вам, что внимательно слушали меня. Но прежде чем вы уйдете, я вам угощу чаем, но чаем не простым, а с лечебными травами, вкусными, полезными, ароматными. Их у меня на Урале очень много.

Дегустация травяных напитков. Обмен впечатлениями.

-  Вот и закончилось ваше путешествие, поделись, что вам особенно понравилось и запомнилось.(ответы детей).

Итог. Сегодня вы узнали, что край, где мы с вами живем, красив своей природой, он богат полезными ископаемыми. Недаром говорят – Урал – один из самых богатых краев России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект эколого-оздоровительного занятия в старшей группе « По туристическим тропам Урала»

- уточнение представлений о природе Уральского края (животные, растения, типы местности);- развитие общей выносливости, игровых умений и навыков самостоятельно выполнять задания;- совершенст...

Конспект занятия "Природа и экология Урала"

Расширять и обогащать знания о природе Урала .Познакомить детей с понятием экология...

Конспект занятия по лепке «Природа Урала»

Конспект занятия  по лепке«Природа Урала»подготовительная к школе группа Программное содержание:·        Закрепить знания о Родине, о ро...

Конспект занятия " Природная сокровищница Южного Урала"

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГ ВОЗРАСТА....

Конспект занятия в старшей группе на тему "Наш дом-Южный Урал"

 Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди – мама, папа, дедушка, бабушка. Это мест где стоит н...

Конспект занятия в старшей группе «Дикие животные Южного Урала»

Конспект занятия в старшей группе  «Дикие животные Южного Урала»...