Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи " Волшебный цветок Речецветик"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Белых Анна Владимировна

Конспект  открытого  занятия  по  звуковой  культуре  речи "Волшебный  цветок  Речецветик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мои публикации26.79 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

                              город  Керчь  Республика  Крым  «Детский  сад № 14 « Кораблик »

                                                     Конспект  открытого  занятия                                                                              

                                           по  звуковой  культуре  речи

                                     « Волшебный  цветок  Речецветик»

                                                   в  средней  группе

                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                 Белых  Анна  Владимировна

                                                          г.Керчь

Программное  содержание:

Формировать  понятие  о  правильной  и  красивой  речи,  о  ее  основных  компонентах. Развивать  подвижность  артикуляционного  аппарата,  длительного  плавного  выдоха, фонематического  слуха.                                                                                                                        Активизировать  с  помощью  массажа  рефлекторные  зоны  рук;  мелкую  моторику  пальцев  рук, умение  различать  темп  и  ритм  речи  и  движений  рук.                                      Совершенствовать  отчетливое  произношение  звука  Ч  в  словах,  чистоговорках,  стихотворе-ниях.                                                                                                                                                               Воспитывать  чувство  сопереживания  герою  рассказа,  умение  слушать  и  слышать  речь  воспитателя  и  детей;  желание  говорить  правильно,  красиво;  интерес  к  художественной  литературе,  взаимодействие  со  взрослыми  и  детьми.

Методические  приемы:        

∙   Словесные:   вопросы,  рассказывание,  беседа,  указания.                                                                           ∙   Наглядные:   иллюстрации,  цветок «Речецветик».                                                                                             ∙   Игровые :   путешествие  в  сказку,  сюрпризный  момент, дидактические  игры, упражнение  на  речевое  дыхание.                                                                                                                                                      ∙   Практические:    упражнения,  оборудование,  материал.                                                                                ∙   Демонстрационный:  цветок  «Речецветик»,  лепестки  с  символами,  картинки:  для  арти-куляционной  гимнастики,   игры «Звуковая  спиралька», игры « Что  нарисовал  художник?», мнемотаблица  к  рассказу.                                                                                                                                         ∙   Раздаточный:   шишки,  погремушки,  зеркала, картинки:  с  изображением  чашки ,  цветов, яблони с яблоками.

                                                                         Ход  занятия:

Воспитатель:  Сегодня  к  нам  на  занятие  пришли  гости . Поздоровайтесь  с  ними. Теперь  мы  поприветствуем  друг  друга  и  споем  песенку.

Здравствуйте,  ручки,  хлоп–хлоп- хлоп.             Хлопки  руками.                                               Здравствуйте,  ножки,  топ–то– топ.                     Хлопки  руками  по  коленям.            Здравствуйте,  щечки,  плюх- плюх-плюх.          Похлопывание  по  щечкам.                            Розовые  щечки,  плюх–плюх-плюх.                                                                                                   Здравствуйте,  губки.                                                 Чмоканье.                                                         Здравствуйте,  зубки.                                                 Постукивание  зубками.                                    Здравствуй,  мой  носик, би-би- би.                      Указательным  пальцем  дотрагиваться  до  носа.

Здравствуйте,  ребята,  здраствуйте!

                                                           (  Дети  садятся  на  ковер)

Воспитатель:  Ребята,  сегодня  я  вам  расскажу  вам  одну  очень  интересную  сказку.  Сади-тесь  удобно,  приготовьтесь  слушать  внимательно.  Сказка  называется « Сказка  о  непослуш--ном  язычке».

     Жила-была  девочка  Маша. Красивая  была  девочка.  Добрая,  послушная.  Но  вот  беда – не  слушался  девочку  ее  язычок – никак  не  хотел  он  правильно  выговаривать  звуки  и  слова.  И  поэтому  случались  с  девочкой  разные  неприятности.                                                                             Выйдет  девочка  погулять,  зовут  ее  ребята  в  прятки  поиграть: «Маша,  пойдем  с  нами  иг-рать». А  она  им: «Фефяс!»,  что  значит  «сейчас».  А  дети  думают,  что  не  хочет  девочка  с  ними  играть  и  убегают.  Зовет  девочку  мама: «Маша,  пойдем  в  цирк».  Девочка  отвечает: « Кофечно»,  что  значит  « конечно».  А  мама  думает,  что  Маша  балуется  и  не  берет  Машу  в  цирк.                                                                                                                                                                                    Папа  предлагает: «Хочешь  шоколадку?»,  отвечает  девочка: «Осень  хофу»,  что  значит  «очень  хочу»,  а  папа  думает,  что  у  Маши  насморк  и  покупает  вместо  шоколадки  таблет-ки.                                                                                                                                                                        Очень  девочка  расстраивалась,  что  не  понимали  ее  взрослые  и  дети.  Узнала  про  это  Фея  правильной  речи  и  решила  помочь  девочке – раскрыть  секреты,  как  научиться   правильно  говорить.  Она  подарила  ей  волшебный  цветок  Речецветик,  на  котором  нарисованы  пра-вила  красивой  речи.  И  научила  петь  песенку:                                  

     Я  буду  разговаривать  и  буду  выговаривать,                                                                                                                 Все  правильно  и  внятно,  чтоб  было  всем  понятно.                                                                                                 Очень  скоро,  выполняя  советы  Феи,  научилась  девочка  правильно  разговаривать.  Стали  дети  во  дворе  приглашать  Машу  в  свои  игры,  а  взрослые  понимать,  о  чем  говорит  де-вочка.  А  сама  Маша  теперь  всегда  радостная  и  веселая,  а  про  секреты  Феи  никогда  не  забывает.  Вот  такая  сказка.

                                                   Физминутка: « Прохлопай  песенку».

Воспитатель: Давайте,  ребятки, вместе  с  вами  повторим  слова  песенки  и  постараемся  их  прохлопать.  Если  мы  выучим  песенку  и  узнаем  все  секреты  Феи,  то  очень  скоро  нау-чимся  разговаривать  правильно,  как  та  девочка  из  сказки.

                                                         (Дети  встают  на  ноги).

Я  БУДУ  РАЗГОВАРИВАТЬ  И  БУДУ  ВЫГОВАРИВАТЬ,                                                                                                     ВСЕ  ПРАВИЛЬНО  И  ВНЯТНО,  ЧТОБ  БЫЛО  ВСЕМ  ПОНЯТНО.

                                                          ( Дети  садятся  на  места).

Воспитатель:  А  вы  хотите  узнать  секреты  правильной  речи?  Фея  прислала  нам  стебелек  от  волшебного  цветка.  Этот  волшебный  цветок  помогает  правильно  разговаривать,  пото-му  что  на  его  лепестках  нарисованы  и  написаны  секреты  правильной  речи.  Цветок  назы-вается  Речецветик.  Сейчас  мы  получаем  первый  лепесток.  Что  на  нем  нарисовано?  (Ухо).  Раскрывает  нам  Речецветик  свой  первый  секрет:  СЛУШАЕМ  ВНИМАТЕЛЬНО  ВОСПИТАТЕЛЯ.  Это  значит,  что  надо  внимательно  слушать,  потом  говорить.  Повторим  хором  секрет. (Дети  повторяют).

                                                                 Игра  «Эхо».

Воспитатель: Эхо,  эхо,  вот  потеха,  не  могу  сдержать  я  смеха!  Вы – мое  эхо.

Эхо -                                    ( эхо)

Отзовись                            (отзовись)

Чисто  петь                         ( чисто  петь)

Научись                              ( научись)

Слушай                               ( слушай)

Не  зевай                            ( не  зевай)

Все  за  мной                     ( все  за  мной)

Повторяй                            ( повторяй).

                                                   Игра  « Узнай,  что  звучит».

Воспитатель:  На  столе  лежат  разные  предметы.  Назовите  их ( бумага,  целлофан, деревян-ные  ложки, колокольчик, стакан  с  водой  и  т.д).  Вы  закройте  глаза  и  внимательно  слу-шайте,  что  я  буду  делать  с  предметами.  Вам  нужно  будет  сделать  тоже   самое.

                                                   Игра  «Музыкальный  рисунок».

Воспитатель: А  сейчас  мы  поиграем  с  волшебными  погремушками. Послушайте  музыкаль-ный  рисунок  и  повторите  его.                                                                                                                          1   -   2,3                                                                                                                                                                                           1   -   2,3,4                                                                                                                                                                                        1,2,3,4                                                                                                                                                                                          1   -   2   -   3

                                                   Игра  « Эхо  в  движении».

Воспитатель:  В следующей  игре  мы  проверим,  как   точно   могут  повторять  движения  ва-ши  руки  и  ноги.

Топ,  топ, хлоп,  хлоп,  хлоп.                                                                                                                                                  Хлоп,  хлоп,  хлоп,  хлоп,  топ,  топ.

Воспитатель: Фея  передает  еще  один  лепесток.  Что  нарисовано  на  нем? (Язык).  Вот  и  сек- рет:  ЯЗЫЧКОМ  СВОИМ  ИГРАЕМ,  НАПРЯГАЕМ,  ВЫГИБАЕМ.  Повторим  хором  этот  секрет  и  постараемся  запомнить. (Дети  повторяют).

                                                    Игра  «Гимнастика  для  языка».

Воспитатель:  Наш  язычок  очень  любит  играть.                                                                                                    

Упражение  «Лягушки  улыбаются». ( Показ  картинки ).

Тянуть  губы  прямо  к  ушкам,                                                                                                                                                  Очень  нравится  лягушкам.                                                                                                                                                 Улыбаются,  смеются,                                                                                                                                                                А  глаза   у  них,  как  блюдца.                              

Упражнение  «Хоботок».  (Показ  картинки).

Подражаю  я  слону                                                                                                                                                               Губы  хоботком  тяну.                                                                                                                                                               И  на  трубочку  похожи                                                                                                                                                       Подудеть  в  нее  мы  сможем:                                                                                                                                                 Ду -  ду - ду,  ду – ду - ду!

Упражнение  «Лопатка».   (Показ  картинки).

Язык  лопаткой  положи,                                                                                                                                                           И  под  счет  его  держи.                                                                                                                                                            Раз – два  - три – четыре - пять!                                                                                                                                                        Язык  надо  расслаблять!

Воспитатель:  Вот  какой  цветок  Речецветик. А  когда  мы  соберем  все  лепестки,   к  нам  придет  в  гости   Фея  правильной  речи.  Вы  хотите,  чтобы  к  нам  в  гости  пришла   Фея?  Тогда  получайте  следующий  лепесток.  Что  на  нем  нарисовано? (Правильное  дыхание).  Этот  лепесток  научит  нас  правильному  выдоху:  ПЛАВНО,  ДОЛГО  ВЫДЫХАЕМ,  ЗВУК  ПРОТЯЖНЫЙ  ПОЛУЧАЕМ.  Повторим  хором  этот  секрет.  (Дети  повторяют).

                                                      Игра  «Подуем  на  горячий  чай».

Воспитатель: В  чашку  чая  нам  налили,  очень  чай  горячий!  Подуем – остудим.

                                                      Игра  « Звуковая  спиралька».

Воспитатель: Предлагаю  вам  спеть  песенки  звуков  И, А,О.  В  этом  нам  поможет   звуковая  спиралька.  Сначала  песенка  тихая,  а  потом  песенка  будет  звучать  все  громче  и  громче.

                                                      Игра  « Какой  звук  чаще  повторяется?».

Воспитатель: Послушайте  забавную  историю  и  скажите,  какой  звук  чаще  всего  слышится.

Четыре  черненьких  чумазеньких  чертенка  чертили  черными  чернилами  черный  чертеж  чрезвычайно  чисто.  (Звук Ч).  Сегодня  мы  будем  знакомиться  со  звуком  Ч.

                                                                     Игра  «Как  сказать?»

Воспитатель:  Как  кузнечик  стрекочет?                                Ч.ч,ч,ч,ч.   (Быстро).                                                              Как  говорят,  когда  просят  помолчать?                               Ч,ч,ч,ч,ч.   (Долго).                                                         Как  человек  чихает?                                                                    Апчхи.                                                                              Как  чихает  маленькая  девочка?                                                                                                                                           Как  чихает  старый  дедушка?                                                                                                                                                                                Как  останавливается  поезд?                                                     Чух-чух-чух.                                            

                                                              Игра  « Понюхаем  цветок».

Воспитатель:  Давайте  вдохнем  запах   красивого  цветка  и  на  выдохе   скажем: « Очень  приятный  запах!»

                                             

                                              Игра  « Проговариваем  чистоговорку»  .

Воспитатель: Чтобы  научиться  правильно  и  красиво  разговаривать,  необходимо  приложить  труд  и  терпение.  Просто  так  ничего  не  получится.  В  народе  говорят:  хочешь  есть  калачи – не  сиди  на  печи. Выучим  народную  мудрость  и  поучимся  проговаривать  скороговорку  в  быстром  темпе.

Воспитатель: Вот  и  следующий  волшебный  лепесток  от  Феи.  Что  изображено  на  нем? (Губы). Секрет  этого  лепестка: ГУБАМИ  ДВИГАЕМ  КРАСИВО,  ПЛАВНО  И  НЕТОРОПЛИВО.

                                                          Игра  « Звуковые  цепочки».

Воспитатель: К  нам  подъезжает  поезд. Стучат  его колеса.  Слушайте  внимательно, повто-ряйте  старательно.

Ча-ча-чо                                       чу-ча-ча                                    оч-ич-оч                                                                              чо-чи-чо                                       че-че-чи                                   ич-ач-ич                                                                                 чи-чу-чу                                        уч-ач-уч                                   ач-оч-ач

                                                          Игра  «Подскажи  словечко».    

Воспитатель:  Я  буду  начинать  слова,  а  вы  их  заканчивайте:

Мя-         (чик)                        бабо-        (чка)                      одуван-        (чик)             дево-     (чка)                                Крю-      (чок)                         са-              (чок)                     пограни-     (чник)           лет-         (чик)                               Клю-      (чик)                         паль-         (чик)                     тумбо-          (чка)             спи-         (чки)                               Каба-     (чок)                         ело-           (чка)                     иголо-           (чка)             косто-     (чка)

                                                 

                                                      Игра  «Что  нарисовал  художник?».

Воспитатель:  У  художника  не  хватило  бумаги  для  рисования  и  он  нарисовал  все  восемь  картинок  на  одном  листе.  Назовите  все   предметы.

                                   Игра « Предмет  уменьшается,  а  слово  увеличивается»

Воспитатель:  Приготовим  мы  ладошки,  будем  слово  измерять.                                                                          

Лук  -  лучок  -  лучочек                                                                                                                                                             Жук  -  жучек  -  жучочек                                                                                                                                                        Белка  -  бельчонок  -  бельчоночек                                                                                                                                      

Воспитатель:  Ребята,  Фея  нам  передала  новый  лепесток  с  секретом  правильной  речи.  Что  на  нем  изображено?  (Рука).  Это  значит,  что  игры  с  пальчиками  помогают  нам  учиться  правильно  говорить:  ПАЛЬЧИКАМИ  МЫ  ИГРАЕМ,  И  МАССАЖ  МЫ  ПОЛУЧАЕМ.  Предлагаю  вам  поиграть  с  пальчиками.

                                                              Игра № 16 «Ежонок»      

Воспитатель: Возьмите  в  руки  по шишке  и  выполняйте  движения.

Ходит еженочек  без  дорожек                         Катание  шишки  в  ладошках.                                                            По  лесу,  по  лесу.                                                 Прокатывание   шишки  от  ладошки  до  плеча.                         И  колючками  своими                                        Назад  от  плеча  в  ладошку.                                                                 Колется,  колется.                                                  Покатать  шишку  по  ладошке.                                                           А  я  еженочку  ежу                                               Прокатывание  шишки  по  другой  руке  к  плечу.                       Ту  тропинку  покажу.                                                                                                                                                               Где  катают  мышечки                                              Назад  от  плеча  в  ладошку.                                                             Маленькие  шишечки.    

                                          Пальчиковая  гимнастика  « Паучок».

Паучок  ходил  по  ветке,                              Руки  скрещены. Пальцы  обоих  рук «бегут» по  пред-

А  за  ним  ходили  детки.                             плечью. А  затем  по  плечу  противоположной  руки.                  

Дождик  с  неба  вдруг  полил,                   Стряхивающие  движения  кистями  рук.                                            

Паучков  на  землю  смыл.                           Хлопок  ладонями  по  коленям.                                                            

Солнце  стало  пригревать,                           Ладони боковыми  сторонами прижаты друг  к  другу,

                                                                              пальцы  растопырены,  качаем  руками.                                                

Паучок  ползет опять,                                    Движения  такие  же,  как  и  в  самом  начале.

А  за  ним  ползут  все  детки                      «Паучки»  бегают  по  голове.                                  

Чтобы  погулять  по  ветке.

                                                 Пальчиковое  упражнение: «Яблочки»

Воспитатель:  Ребята,  отгадайте  загадку:

Я  расту  на  ветке.                                                                                                                                                                       Любят  меня  взрослые                                                                                                                                                               И  маленькие  детки.        (Яблочки).

Воспитатель:  Правильно.  На  чем  растут  яблочки?  Сейчас  наши  пальчики  станут  яблочны-ми.  Каждый  пальчик  найдет  себе  яблочко  на  картинке  и  станет  на  него.  Постарайтесь  удержать  яблочки  пальчиками.

Воспитатель:  Вот  и  последний  волшебный  лепесток  цветка  Речецветика. Что  нарисовано  на  нем? (Книга). Секрет  его  очень  прост:  КНИГИ  РАЗНЫЕ  ЧИТАЕМ,  В  НИХ  О  МНОГОМ  МЫ  УЗНАЕМ.

                                                  Игра  «Пересказ  рассказа  по  картинкам».

Воспитатель: Послушайте  рассказ   про  паучка:

Ткет  паучок  паутинку,  ниточка  к  ниточке , от  веточки  к  веточке.  Вот  и  готова  паутинка. Прячет  в  веточках  паучок  свои  ножки  и  думает: « Попадет  муха  в  паутинку. Тут  я  ее  и  схвачу.».  Но  вот  птичка  чуть-чуть  качнула  ветку.  Нет  ни  паучка,  ни  мухи,  ни  паутинки.

Вопросы  к  детям:                                                                                                                                                                    

Как  паучок  делает  паутинку?                                                                                                                                                О  чем  думает  паучок?                                                                                                                                                           Почему  паучок  остался  без  паутинки?                                                    

                                                ( Пересказ  рассказа  по  мнемотаблице).

Воспитатель: Ребята,  мы  выполнили  все  задания  Феи.  Мы  собрали  все  лепестки  Речецве-тика,  изучили  все  правила.  Теперь  настало  время  для  нашей  встречи  с  Феей  правильной  речи.

                                                   ( Звучит   музыка  и  появляется  Фея).

Фея: Здравствуйте,  ребята.  Я  очень  рада  нашей  встречи.

Воспитатель: Здравствуй,  добрая  Фея. И  мы  очень  рады  нашей  встречи.  Мы  получили  от  тебя  подарок – волшебный  цветок  Речецветик  и  старательно  собирали  к  нему  лепестки,  чтобы  узнать  все  секреты  правильной  речи. Очень  старались -  хотели  встретиться  с  тобой.

Фея: Я  рада,  что  вы  познакомились  с  секретами  правильной  и  красивой  речи,  а  все  ли  дети  их  запомнили?  Давайте  все  вместе  вспомним  эти  секреты  и  пропоем  их.

                    (Дети  смотрят  на  лепестки   Речецветика  и  хором  поют  песенку).

∙   Ухо  -  Слушаем  всегда  внимательно  воспитателя.                                                                                                  ∙  Язык  -  Язычком  своим  играем,  напрягаем,   выгибаем.                                                                                         ∙  Губы  -  Губами  двигаем  красиво,  плавно  и  неторопливо.                                                                                           ∙  Правильное  дыхание  -  Плавно,  долго  выдыхаем,  звук  протяжный  получаем.                                                ∙  Рука  -  С  пальчиками  мы  играем  и  массаж  мы  получаем.                                                                                         ∙  Книга  -  Книги  разные  читаем,  в  них  о  многом  мы  узнаем.

Фея:  Молодцы.  Ребята.  Теперь  пусть  этот  волшебный  цветок  Речецветик  живет  у  вас  в  группе,  а  вы  обращайтесь  к  нему  за  советами,  как  научиться  правильно  разговаривать,  Выполняя  эти  правила,  будете  разговаривать  красиво. А  как  только  все  дети  научатся  говорить  правильно,  я  приглашу  вас  в  волшебный  город,  где  я  живу  -  город  Красивой  речи.  Хотите  там  побывать?  А  теперь  давайте  все  вместе  споем  песенку:

Мы  будем  разговаривать       (отхлопать  по  слогам)                                                                                                  И  будем  выговаривать            ( протопать  по  слогам)                                                                                                       Так  правильно  и  внятно         ( отхлопать  по  слогам)                                                                                                      Чтоб  было  всем  понятно        (  протопать  по  слогам).

Фея :  Молодцы,  хорошо  у  вас  получилось! А  сейчас  я  хочу  вас  угостить  своим  волшеб-ным  печеньем « Буквоград ».  Угощайтесь,  ребята.

Воспитатель:  Спасибо  тебе,  добрая  Фея. Подошло  время  нам  с  тобой  прощаться. Мы  по-стараемся  научиться  правильно  разговаривать  и  обязательно  попадем  в  город   Красивой  речи.  До  свидания,  добрая  Фея!      

                                                  ( Фея  под  музыку  уходит).