Главные вкладки

    РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «ЗИМА»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Симонова Анна Николаевна

    Конспект занития по развитию речи с использованием картины Шишкина И.И. "Зима"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon shish_zima_gotovyy.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА

    «ЗИМА»

    Цель: Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным и его картиной; продолжать учить детей рассматривать пейзажи; вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержание и средств выразительности живописи; Развивать этические оценки, суждения умение соотносить образы по настроению в живописи; обогащать словарь детей эмоционально оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими суждениями, терминами

    Материал: Портрет И.И.Шишкина; репродукция картины И.И.Шишкина «Зима», отрывок из песни  А.Вивальди «Зима»

                                           Ход занятия

    Ребята, отгадайте загадку:

    Хоть сама и снег и лед,

    А уходит слёзы льет. (Зима)

    Правильно, молодцы!

    Сегодня на занятии мы познакомимся  с художником пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным. Вот его портрет. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья… Едва не половину жизни провел И.И.Шишкин в лесу на этюдах - «Царем лесов» назвали его друзья. И фамилия у него была лесная – Шишкин. Сам он был такой – широкий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками.

    - Скажите, какой месяц начинает зиму?

    -Декабрь.

    - Правильно,  начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддает стужи. Его в народе назвали « студень», «стужайло», «многоснежный». Но капризна и переменчива погода в декабре. Зимы бывают разные, и год на год не похожи. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение.  Радостно, весело и празднично  когда повалит густой, пушистый снег.

    Белый снег пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падает, ложится.

    И под утро снегом

    Поле забелело

    Точно пеленою

    Все его одело

    Темный лес, что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко,  непробудно…

    Стали дни короче,

    Солнце светит мало, -

    Вот пришли морозцы –

    И зима настала.                     И.Суриков.

    Поет зима - аукает,

    Мохнатый лес баюкает

    Стозвоном сосняка

    Кругом с тоской глубокою

    Плывут в страну далекую

    Седые облака.                       С. Есенин

    Ночью в полях, под напевы метели,

    Дремлют, качаясь, березы и ели.             И. Бунин

    Вот как по - разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то метельную, то тоскливо – унылую, печальную.

    Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, композиторы – в музыке, звуках, художники в красках.

    - Давайте  и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки – зимы. Я вам причитаю отрывок из рассказа писателя    Г. Скрибицкого

                                      « Четыре желания», о волшебстве зимы».

    «… Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом  разукрасила.

    Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

     Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.

    Заглянула Зима в лес.  « Уж его – то я и разукрашу: солнышко, как глянет, так и залюбуется!».

    Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

    А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

    Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах.

    Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и ненарисуешь!

    Любуется солнышко картиной Зимы…- лаз оторвать не может…»      

    - Вот такой красивый отрывок из рассказа Г. Скрибицкого.

    - А давайте, немного отдохнем:

    Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

    На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

    Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

    Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

    Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

    Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

    Мой мячик весело скачет, (движения, имитирующие постукивания рукой по мячу)

    Моя машина едет без бензина, (имитация вращения руля)

    Мой братишка еще малышка, (показывают рукой его рост)

    Моя кошка поспит немножко, (наклон головы набок, руки под щеку)

       Молодцы!                                      

    • Сейчас посмотрите на  картину  о зиме, которую написал  И. И. Шишкин (дети внимательно рассматривают картину).
    • Так о чем нам рассказал художник?
    •  О зиме в лесу.
    • Что покорило, удивило и порадовало его в лесу?

     -        Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.

    • Какой же это лес?

    -       Старый, дремучий, непроходимый лес.

    • Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они?

     -      Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко в наверху. Это лесные богатыри.

    • А чуть дальше, что мы видим?
    • Частый лес, чащобу – не проберешься сквозь нее.
    • А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?

    -  Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали.

    • А есть ли тут маленькие елочки и кусты?

    -       Да, они чуть виднеются из под снежных шубок.

    • Ребята, как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев?
    • Потому что они высокие и тянутся высоко к небу.
    • Что больше всего привлекло его внимание?

     -       Снег в этом еловом бору!

    • Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину?            
    • Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.

     -       На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями.

    • Так почему же художник хотел обратить внимание на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну?

    -      Внизу все погружено в тень.

    -      Посмотрите на цвет снега. Какой он?

    -      Необыкновенный: коричневато – белый, - это от коричневых стволов деревьев.

    -     Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

    - Послушайте стихотворение С. Есенина:

     Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна …          

    • Видите ли вы еще живое существо? Приглядитесь внимательно.Нашли? Это птица на ветке кажется, что она тоже заснула.
    • Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет?

    -        Картина тихая, спокойная.

    -        Сейчас я включу музыку, вы послушаете и скажите подойдет она  к этой картине ( звучит отрывок из песни  А.Вивальди «Зима» часть 2).

    • Понравилась вам музыка? Какая она?
    • Да, спокойная, нежная, красивая.

    Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт и композитор о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина "Зима"

    обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; учить составлять рассказ по картине; развивать устную речь детей; воспитывать эстетические чувства, проявляет интере...

    Тема: «Чародейкою зимою околдован лес стоит» Рассматривание и рассказывание на тему картины И.И Шишкина «Зима»

    Программное содержание: ·        Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксич...

    Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».

    Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...

    Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»

    Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...

    Рассматривание картины И.И.Шишкина «Зима»

    Занятие по изодеятельности...

    Образовательная ситуация по развитию связной речи в подготовительной группе.Рассматривание картин И.И.Шишкина "Зима" и А.К.Саврасова "Лес в инее".

    Обобщение представлений о зиме и типичных зимних представлениях в природе. Расширение, уточнение  и актуализация словаря по теме "Зима".Совершенствование навыка рассматривания картины.С...