Русские зимы до чего красивы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Семченкова Любовь Александровна

дети читают стихи о русских поэтов о зиме, слушают музыку, рассматривают картины художников, играют в русские-народные подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_zimy_do_chego_krasivy.docx135.92 КБ

Предварительный просмотр:

Русские зимы до чего красивы

Задачи:

  • помочь детям увидеть красоту русской природы, воспетой поэтами, композиторами и художниками;
  • учить детей понимать поэтическое слово, читать стихи выразительно;
  • вызвать интерес художественной живописи художников-пейзажистов;
  • приучать детей слушать классическую музыку;
  • воспитывать чувство сострадания и желание помогать тем, кто просит помощи.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам прочитать стихотворение. Вы внимательно его послушайте и скажите, о каком  времени года говорится в этом   стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение  С.Д.Дрожжина

                                           Снег летает и сверкает

                                           В золотом сиянье дня.

                                           Словно пухом устилает

                                           Все долины и поля….

                                           Все в природе замирает:

                                           И поля, и темный лес

                                           Снег летает и сверкает,

                                           Тихо падая с небес.

Дети: Это стихотворение о зиме.

Воспитатель: Какие зимние явления природы описывает поэт?

Дети: Зимой часто идет снег. Вся природа засыпает.

Воспитатель: Вы все правильно ответили, молодцы! Какие еще признаки зимы вы  знаете?

Дети: Зимой солнце светит, но не греет; день короче, ночь длине; завывает метель; реки и озера скованы льдом;  бывает на деревьях иней; на улице морозно…

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Но тихо, слышите, кто-то плачет? По-моему, это из-за двери раздается плач, пойду, посмотрю…

Воспитатель уходит за дверь и возвращается с зайчишкой.

Воспитатель: Зайчик, расскажи, что у тебя случилось, почему ты плачешь?

Зайчик: Как же мне не плакать, когда в лесу холодно, голодно, страшно. Толи дело летом солнышко пригревает, все вокруг зеленое, яркое, хочешь травку ешь, хочешь ягоды.…  Не люблю я зиму, все кругом белое, да и только – некрасиво.

Воспитатель: Как же можно зиму не любить? Многие поэты сочиняли стихи о зиме.Зимой вся земля покрыта белым покрывалом, деревья надевают белые шубы  и шапки. А помогает им в этом сам Мороз Иванович как в поэме  Н.А.Некрасова. Вот послушайте:

                                       Не ветер бушует над бором,

                                       Не с гор побежали ручьи,

                                       Мороз-воевода дозором

                                       Обходит владенья свои.

                                       Глядит — хорошо ли метели

                                       Лесные тропы занесли,

                                       И нет ли где трещины, щели,

                                       И нет ли где голой земли?

                                       Пушисты ли сосен вершины,

                                       Красив ли узор на дубах?

                                       И крепко ли скованы льдины

                                       В великих и малых водах?

                                       Идет — по деревьям шагает,

                                       Трещит по замерзлой воде,

                                       И яркое солнце играет

                                       В косматой его бороде.

Воспитатель: А еще наши ребята прочитают тебе стихотворение Сергея Есенина «Береза».

1-й ребенок: Белая береза под моим окном.

                       Принакрылась снегом, точно серебром.

                        На пушистых ветка снежною каймой.

                        Распустились кисти белой бахромой.

2-й ребенок: И стоит береза. В сонной тишине,
                      И горят снежинки. В золотом огне.

                       А заря, лениво. Обходя кругом,
                      Обсыпает ветки новым серебром.

Во время чтения детьми стихотворения воспитатель показывает репродукцию картины Грабаря «Февральская Лазурь»

Воспитатель: А еще русскую зиму воспевали русские композиторы.  И детские композиторы написали много песен для детей о зиме. Давайте мы с вами сейчас заведем хоровод под  веселую песню «Вьюга белая метет». И ты, зайка,  потанцуй с нами.

Хоровод «Вьюга белая метет» (смотри приложение).

Воспитатель А теперь я предлагаю вам послушать музыку П.И.Чайковского.

Звучит музыка Чайковского из альбома «Времена года».

Зайчик: Какая красивая музыка. Я как будто  снова в лесу очутился. Услышал и как снег идет, и как его ветер крутит, мороз трещит.

Воспитатель: Ине только поэты, композиторы, но и художники воспевали русскую зиму. Я сейчас хочу показать картины разных художников. Обратите внимание, какими красками художникам удалось передать красоту искрящегося снега, сколько различных оттенков холодных тонов использовали художники. А в то время, когда вы будете смотреть картины будет звучать музыка Антонио Вивальди.

Воспитатель показывает детям и Зайке презентацию «Русские зимы до чего красивы» (смотри приложение).

Воспитатель: Ребята, оттенки каких цветов использовали художники в своих работах.

Дети: Голубой, синий, фиолетовый, бирюзовый, серый, розовый и др.

Зайчик: Да, вот это красота! А я все время сидел под кустом, всего боялся и не заметил такой красоты.

Воспитатель: А еще, зайка, зимой очень весло, и наши ребята очень любят зиму. Ребята, расскажите зайчишке, за что мы любим зиму.

Дети: Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках. Зимой можно строить крепость, лепить снеговика, играть в снежки и т.д.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами немного поиграем.

Зайчик: А я не умею играть, вы, меня научите?

Воспитатель: Конечно, научим! Сначала давайте поиграем в игру «Снежки».

Игра «Снежки»

1, 2, 3, 4, - мы с тобой снежок слепили.       (загибают пальчики)

Круглый, крепенький и гладкий, (показывают круговые движения, сжимают руки,                      гладят по ладошкам)

Но совсем несладкий.         (грозят пальцем)

Раз - подбросим,        (показывают соответствующие тексту движения)

Два - поймаем,

Три – уроним и сломаем.  

Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть в игру «Мороз».

Дети играют в русскую народную игру «Мороз».

Воспитатель выбирает считалкой водящего – «Мороза». Дети встают в круг и берутся за руки. «Мороз» встает в центр круга. Водят хоровод и говорят:

               «Идет Зимушка-Зима,
               У  ней белая коса.
               С ней идут три тетки –
               Белые поддевки:
              Метель, Вьюга да Пурга.
              У тех теток есть слуга:
              Злющий  дядька Мороз,
              Кого схватит – тот замерз!»

После этих слов дети разбегаются, а «Мороз» старается их осалить, «заморозить». Тот, кого морозу удалось осалить должен замереть на месте, расставив руки в сторону. Остальные игроки могут его «разморозить» – бросить в него снежком (и, конечно, попасть). Когда все игроки, кроме одного, заморожены, игра заканчивается.

Зайчик: Как интересно с вами играть. Давайте еще немного поиграем, а то мне никогда так весело не было.

Воспитатель: Ну, хорошо. Сейчас мы с ребятами научим тебя играть в игру, которая называется «Сугроб».

Игра «Сугроб».

Дети врассыпную легко бегают по залу и говорят слова:

                                  Ах ты, Зимушка-зима,

                                  Ты приносишь холода,

                                   Вьюги и метели

                                    Целую неделю.

После этих слов дети присаживаются и закрывают глаза.  Воспитатель накрывает кого-либо из детей большим белым платком, и говорит: «Ребята, посмотрите, кого снегом замело? Кто превратился в сугроб?»    Дети должны отгадать.

Зайчик: Как мне с вами весело, можно я вами жить останусь.

Воспитатель: зайка, мы бы с удовольствием тебя оставили у себя жить, но по законам  природы у каждого должен быть свой дом. Ребята живут в городе, рыбы в  воде, а дикие животные в лесу.

Зайчик:  Но мне там страшно и одиноко.

Воспитатель: ребята, а что помогает зайцу прятаться в лесу?

Дети: Белая шубка – она на снегу совсем не видна.

          Длинные задние ноги – они помогают убежать от волка.

          Косые глаза – они помогают увидеть, нет ли рядом опасности.

Воспитатель: Вот видишь, зайка, как наши ребята много знают. И на счет друзей не  беспокойся. И в этом ребята тебе помогут. Ребята, давайте сделаем для зайки друзей из разных материалов, кто из чего захочет.

Детям предлагается на выбор различный изобразительный материал. Дети по выбору

- лепят зайчика из пластилина;

- рисуют зайчика белой гуашью;

- приклеивают смятую салфетку на шаблон, и дарят зайке.

Воспитатель: Посмотри, зайка, сколько друзей теперь у тебя.

Зайчик: Большое вам спасибо, ребята, мне с вами было очень весело и интересно. А  теперь мне действительно пора возвращаться в лес. До свидания.

Дети: До свидания, зайка. Приходи к нам в гости. Мы будем рады тебя видеть и научим играть в  весенние и летние игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

"Ах ты, зимушка, зима, до чего же ты хороша!

Данный проект может быть использован для изучения материала в средней группе по теме "Зима". Мною был подобран материал по разделам: речевое развитие, социально коммуникативное, художественно-эстетиче...

Комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта « Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша! »

             Содержание:Знакомство с зимними месяцами, приметами.             Изменение в жизни диких животных, птиц, спосо...

Консультация для родителей «Ух ты, Зимушка-Зима – до чего ты хороша!»

Зима – отличное время для совместного досуга с детьми. Подскажите своему ребенку, как провести зимние деньки с пользой и интересом. Пусть зимние детские игры будут в жизни малыша одними из самых...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ "АЙ ДА ЗИМУШКА-ЗИМА! ДО ЧЕГО Ж ТЫ ХОРОША!" младшая группа

Знакомим детей средней группы с временем года-зима....

Проект во 2младшей группе «Зимушка-зима, до чего ж ты хороша!!»

Проект во 2младшей группе «Зимушка-зима, до чего ж ты хороша!»         АКТУАЛЬНОСТЬ:Все дети любят зиму! Но не все знают, почему времена года с...

Конспект прогулки во 2 младшей группе «Наша зимушка-зима, до чего же хороша!»

Конспект прогулки во 2 младшей группе«Наша зимушка-зима, до чего же хороша!»Цель: формирование представлений о зиме Задачи:- продолжать знакомить детей с сезонными изменениями природы...