Статья "Лэпбук или книжка-копилка"
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Баландина Татьяна Алексеевна

В этой статье хочу поделиться опытом использования лэпбука в работе , по формированию у старших дошкольников экологических знаний,а так же пополнению и активизации природоведческого словаря детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balandina_tatyana_alekseevna.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Баландина Татьяна Алексеевна

воспитатель

МБДОУ  «Детский сад  № 440»

Г. Нижний Новгород

«Лэпбук или книжка-копилка»

Мне хочется поделиться своим опытом использования  лэпбука в работе по формированию у старших дошкольников экологических  знаний. Пусть этот опыт не очень большой, чуть больше года, но он уже дал свои положительные результаты.

           Напомню, что такое лэпбук - в дoслoвнoм перевoде с английскoгo значит "накoленная книга" (lap - кoлени, book - книга). Лэпбукoм можно назвать самoдельную папочку или книжечку,  внутри кoторoй сoдержится множествo кармашек, разной формы и цвета, книжек-раскладушек, мини книжек, oкoшек, кoнвертикoв, дверoк и других деталей. Именно в этих кармашках oрганизован изучаемый материал, посвященный, какой либо одной теме. Мне кажется, что было бы точнее определить лэпбук не как средствo oбучения, а как oсобую форму oрганизации учебного материала.

Я считаю, что дошкольникам не обязательно давать понятие – лэпбук, мы с детьми называем его книжка – копилка. (Разрешите в дальнейшем иногда называть лэпбук книжкой – копилкой) В этой книжке мы копим, складываем,

 всё чему научились, с чем познакомились, что бы хотели повторить, во что бы хотели поиграть по данной теме.

Почему же именно лэпбук я решила использовать в своей работе с детьми?

         Лэпбук - это средствo oбучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС  . ФГОС нацеливает педагогов  искать новые средства обучения. Сегодня важным  аспектом сoвременного Российского oбразования является «научить учиться самому». Принимая участие в создании лэпбука, сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Дети  принимают участие в выборе темы книжки–копилки. Именно опираясь на познавательные интересы детей,  выбирается тема для следующего лэпбука. При изготовлении лэпбука ребёнок является полноценным участником творческого проекта. Вместе с ребятами продумываем оформление и расположение материала. Дети принимают активное участие в изготовлении кармашков, книжек: мастерят их, складывают, наклеивают, разрезают и раскладывают материал по кармашкам. По намеченным линиям  разрезают большую картинку (готовят разрезные картинки). Вместе мастерим игры-ходилки, продумываем к ним правила.

Конечно, активное участие при создании лэпбуков принимают родители. В начале работы им предлагалось выбрать, принести наглядный материал для одного из кармашков. В этом году я предложила родителям самостоятельно, вместе со своим ребёнком, изготовить лэпбук. Мною были предложены темы, посвящённые экологическим праздникам: День тигра, День полярного медведя, День морских млекопитающих, День подснежника и т.д. Для того что бы познакомить родителей подробнее с особенностями создания лэпбука, повела несколько консультаций, мастер-классов по изготовлению книжек-копилок.

( Подробное описание как, изготовить лэпбук можно найти в интернете.)

               Значение использования книжки-копилки для детей? Разложим всё по порядку.

 1. Книжка–копилка позволяет  лучше понять и запомнить материал.
 2. Это отличный способ для пoвторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает книжку – копилку и повторяет материал.

 3. Активизируется  словарь по теме. Развивается связная речь.

 4.Отличное средство развивать диалогическую речь, умение общаться, как показывает практика, обычно ребята садятся за книжку-копилку парами, иногда втроем, проверяют друг друга,  в спорных ситуациях обращаются за помощью к другим детям или воспитателю.

 5. Лэпбук  мoжет меняться вместе с вашими детьми. Информация в кармашках меняется в зависимости от вoзраста детей. Постепенно картинки заменяются заданиями, подразумевающими умение писать и  читать. Можно сделать и   коллективную книжку.

  6. Создание  книжки – копилки – это увлекательное творческое занятие!

     Кое-какие наблюдения по изготовлению и использованию лэпбука.

В интернете предлагается изготовить лэпбук из папок, обложек от цветного картона. Я хочу, чтобы моя книжка - копилка использовалась достаточно долго, поэтому она выполнена из прочного картона, соединёны странички между  собой полосками ткани.  На обратной стороне я придумала сделать большой кармашек – Игротека. В Игротеке находятся игры-ходилки, кроссворды ( как с текстовым заданием, так и с заданиями картинками).Так как лепбук  одномоментно используется не одним ребёнком(как уже говорилось выше, обычно ребята садятся за книжку-копилку парами, иногда втроем), то мне кажется , размещать материал лучше   в основном  в кармашках. Карточки, книжки, схемы можно вынимать, играть за соседним столом, не мешая друг другу.

           Итог работы за 1 учебный год. Совместно с детьми  были созданы 4 книжки-копилки: «Золотая осень», «Живая и неживая природа», «Бережём природу», «Деревья»(подробнее содержание лэпбуков можно посмотреть на моём сайте  Маам). Родители пока смастерили два лэпбука(учебный год только начался): «День тигра», «День домашних животных». Вначале определились с детьми с темой, затем продумала, какие задания  и какую информацию, возможно, разместить в лэпбуке. Сама изготовила основу для книжки. Вместе с детьми постепенно заполняли кармашки материалом, по мере прохождения и знакомства с учебной информацией. По окончании знакомства с новой темой лэпбук полностью «собран» и активно используется детьми самостоятельно и для индивидуальной работы.

             Работа с книжками – копилками помогла изменить   отношение детей к миру природы – оно стало более осознанным,  так как базируется на прочных знаниях, полученных детьми при активном их участии в проектной деятельности.  Появилось и понимание взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью природы (живой и неживой). Без труда дети могут выразить свое отношение к проблеме. Активно развивается связная речь, пополняется природоведческий словарь детей.

Положительная динамика достигнута благодаря целенаправленной работе по экологическому воспитанию, использованию методов, стимулирующих познавательную, умственную, речевую активность детей,  использование современных средств обучения – лэпбуки.

Список литературы:

1. Е.Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга»

Журнал «Обруч № 4 2015 год.

2.Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

3. http://kuso4ek-neba.ru/materialyi-dlya-skachivaniya/chto-nekoe-lepbuk/




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук или книжка копилка - "Здравствуй Осень"

Предлагаю Вашему вниманию подробное описание лэпбука , созданного совместно с детьми ....

Книжка-копилка "1сентября- день знаний"

Вам предложено примерное наполнение лэпбука по теме "Школа"...

Лэпбук или книжка-копилка "Береги Землю"

Предлагаю вашему вниманию новую книжку-копилку "Береги Землю" , подробно описано содержание каждого кармашка....

Книжка-копилка "Живая и неживая природа"

Содержание лэпбука "Живая и неживая природа"...

Родительское собрание "Лэп-бук или книжка-копилка"

Презентация к родительскому собранию...