Консультация для родителей " Развитие речи детей раннего возраста"
консультация по развитию речи на тему

Нясимя Фатиховна Халимова

  Своевременное развитие речи у всех здоровых, умственно развитых детей происходит лишь в том случае, если окружающие ребёнка близкие люди общаются с ним с первых дней его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_rannego_vozrasta.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается и поддерживается между взрослым и ребёнком. В установлении эмоционального общения большая роль принадлежит зрению, слуху, осязанию ребёнка, которое быстро развиваются и совершенствуются начиная с первого месяца жизни.

На третьем месяце развития у младенца появляется «опыт общения», он оживляется, когда видит мать, выражает своё удовольствие движениями ручек и ножек и каким - то ещё не совсем понятными звуками типа э, аа, га, гы, кхы. Это значит, что он вступил в раннюю стадию лепета - гуление.

Этот период характеризуется тем, что у ребёнка появляется зрительное и слуховое сосредоточение. Зрительное и слуховое сосредоточение развивается в том случае, если малыш систематически слышит речь взрослого, и видит его.

Во время бодрствования ребёнок должен слышать обращенную к нему речь, что приучает его прислушиваться к речи, порождает у него желание самому произносить звуки. В результате малыш начинает узнавать голос матери, приучается постепенно различать своё имя, а затем и отзываться на него.

В этот период у ребёнка можно выделить гласные звуки [а], [у], [э] и ряд согласных [п], [б], [м], [к], [г], [х]. Однако эти звуки неустойчивы, и малыш произносит их нечётко и не всегда.

В конце третьего - начале четвёртого месяца у малыша  гуление становится более интенсивным. В этот период жизни малыш произносит звуки и звукосочетания более протяжно, певуче - а-а, а-га, а-ги, а-гу, но ещё недостаточно отчётливо, порой эти звуки и звукосочетания невозможно даже воспроизвести.

К концу первого полугодия ребёнок произносит отдельные звуковые сочетания  па, ка, ма, га, которые при постоянном повторении составляют как бы расчленённые на слоги слова ка-ка-ка, па- па- па, ма- ма, га - га - это является подготовительными упражнениями к усвоению речи.

На седьмом месяце развития ребёнок начинает понимать речь на основе зрительного восприятия, то есть  устанавливается связь между предметом и словом, его обозначающим. Если ребёнку показать часы и сказать: «это часы», а затем спросить  его: «где часы?» , ребёнок  будет отыскивать данный предмет глазами.

При виде ярких, звучащих предметов у ребёнка возникают голосовые реакции. Звучащие игрушки нередко вызывают у малыша потребность «говорить».

На первом году жизни можно использовать звукоподражания, например, часы называть «тик-так», молоток - «тук-тук», и т.д. Однако наряду с ними необходимо употреблять полные слова.

Для развития понимания речи предложите ребёнку отыскать среди нескольких предметов какой -то один.

Итак, к концу года ребёнок начинает прочно устанавливать связь между названием предмета и словом, его обозначающим.

К этому же времени малыш овладевает 8-12 словами, в основном звукоподражательными или несложными для произношения. В его лексиконе появляются слова из одинаковых (мама, папа, дядя), а иногда из разных слогов (Ната, Таня, Катя). И, хотя малыш еще довольно часто прибегает к жестам и мимике, речь всё больше становится средством общения.


РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА НА ВТОРОМ ГОДУ ЖИЗНИ

К полутора годам ребёнок произносит, хотя и не всегда чётко, почти все гласные и некоторые согласные звуки -  [м], [п], [б], [к], [г], [т], [д], [н], [в], [в], [ф], [х], [й]. Многие из согласных звуков часто произносятся им смягчённо (дяй вместо дай). Нередко вместо общепринятых слов употребляются звукоподражания: корову ребёнок называет му, собаку - ав-ав, кошку - мяу, машину - би-би, часы - тик- так. Звукоподражательные слова произносить малышу легче, чем полные. Вместо целого слова может произносить также ударный или первый слог: кукла - ку, собака - ба, корова -ко.

С полутора лет у ребёнка наблюдается резкий скачок в развитии активной речи: он начинает изменять слова, пользоваться некоторыми грамматическими формами, связать слова в фразу: Дай ку (Дай куклу); Вова би-би (Вова хочет машину). Одни и те же слова они могут произносить неоднократно.

Наступает период самостоятельного произнесения осмысленных слов. Быстро растёт активный словарь малыша - к двум годам он включает уже примерно 300-400 слов (в основном это имена существительные и глаголы, причём глаголы встречаются примерно в 2-3 раза реже, чем имена существительные, появляются в речи наречия: тут, там, здесь). В этот период он учится строить предложения, состоящие из нескольких слов, которые ещё, как правило, не согласованы между собой6 Вета бай-бай (Света хочет спать).Предлоги в большинстве случаев ещё отсутствует: Вова мика (У Вовы мишка).

К двум годам ребёнок чётко произносит почти все гласные звуки, правильно выговаривает многие, наиболее лёгкие согласные, усваивает простейшую интонацию (в его речи появляются  вопросительные и восклицательные предложения). Так, в простых двусложных словах с открытыми слогами (мама, Вова и т.д.) малыш правильно произносит все звуки; а в словах, состоящих из трёх и более слогов, часто заменяет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (вместо машина - паина, вместо велосипед - апипед). Пропуск звуков наблюдается и в словах со стечением согласных ( два согласных находятся рядом): дверь как вей и т.д. Произношение многих звуков неустойчиво, в одних словах ребёнок может произнести их правильно, в других - неправильно.

ЗАДАЧИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ВТОРОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Развивать у детей понимание речи взрослых, умение точно подражать словам;

Поддерживать стремление малыша разговаривать с окружающими, знакомить его с названиями предметов и явлений, выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.

На втором году жизни ребёнок откликается на имя. Знает и правильно называет близких ему людей (мама, папа, баба), некоторые знакомые ему предметы, игрушки; может выполнить по просьбе взрослых несложные действия, простые поручения.

Характерной особенностью ребёнка этого возраста является потребность в речевом общении, а также накоплении впечатлений, происходящих в предметной деятельности.


РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ

На третьем году жизни речь становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребёнка: к трём годам он достигает примерно 1000-1200 слов.

Кроме существительных и глаголов ребёнок чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в этом возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного языка.

Ребёнок свободно связывает несколько слов в целые предложения, согласуя их в роде, числе и падеже, хотя в грамматическом отношении его речь ещё не всегда правильна.   Он настолько уже владеет речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать то, что он видел, он легко общается с незнакомыми людьми, со сверстниками.

На третьем году жизни ребёнок осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие: [с’], [з’], смягчённое [ц] (цяпля вместо цапля), звук [л’]. Однако произношение многих звуков ещё далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ ещё недостаточно развита. Многие трудные звуки ребёнок заменяет более лёгкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: сяпка (шапка), зюк (жук). Иногда вместо звука [ч’] ребёнок может произносить [т’]: тясы (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твёрдыми свистящими: сапка вместо шапка; твёрдые свистящие - мягкими свистящими: сянки (санки), зяйка (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л’], [й]:  ыба (рыба), ябоко (яблоко) и т.д.

Своевременное развитие речи  у всех здоровых, умственно полноценных детей происходит лишь в том случае, если окружающие ребёнка близкие люди общаются с ним с первых месяцев его жизни. Вызвать тревогу у родителей должен малыш, который на третьем году жизни говорит мало или почти не говорит.

ПРИЧИНЫ ЗАПАЗДЫВАНИЯ РЕЧИ

  1. Заболевания ушей и носоглотки, а также длительными тяжёлыми заболеваниями, которые приводят к физическому истощению;
  2. Задержку в развитии речи вызывают и различные поражения центральной нервной системы, которые сопровождаются общей умственной отсталостью;
  3. Не получения от взрослых достаточного внимания.

В общении с ребёнком необходимо учитывать уровень его речевого развития, использовать простые и короткие фразы, употреблять слова, доступные и понятные малышу. Но в это время старайтесь разнообразить свою речь, используйте эпитеты, сравнения, синонимы (слова, близкие по значению).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Из  данной консультации родители могут о  приемах  развития речи малышей в условиях семьи....

Беседа-консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

В беседе дано описание этапов развития речи детей раннего возраста. Материал поможет родителям проверить, насколько правильно развивается ребенок, а именно: его речь, нуждается ли ребенок в консультац...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Одна из важнейших задач психического и личностного развития  ребенка - это своевременное развитие речи. Необходимо создать услов...

консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»

Материал для родителей по развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Рекомендации по воспитанию ребёнка раннего возраста, способствующих своевременному становлению речи....