Главные вкладки

    Правильное употребление глаголов одеть и надеть.
    консультация по развитию речи на тему

    Митенкова Татьяна Владимировна
    Одеть или надеть… Эти два слова в русской разговорной и письменной речи встречаются довольно часто. Однако некоторые считают, что между ними нет совершенно никакой разницы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pravilnoe_upotreblenie_glagolov_odet_i_nadet.docx92.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Правильное употребление глаголов одеть и надеть.

    Одеть или надеть… Эти два слова в русской разговорной и письменной речи встречаются довольно часто. Однако некоторые считают, что между ними нет совершенно никакой разницы. Что одеть  кольцо, что надеть кольцо – всё одинаково. Но так ли оно на самом деле и есть ли хоть какая-то значимая разница между этими двумя словами? Попробуем разобраться. И я очень надеюсь, что после этой статьи вы точно скажете, что же именно стоит делать с кольцом – одевать или надевать.одеть или надеть

    Оба эти слова – и «надеть» и «одеть» – это глаголы. И все это прекрасно знают, учили ещё в начальных классах. И помните — в одном из учебников по русскому языку даже было подробно описано и даже нарисовано, кого именно одевают и что именно надевают. Давайте попробуем освежить те знания в нашей памяти.

    Глагол  одеть.

    Этот глагол обозначает действие, которое производится кем-то по отношению к кому-то или к любому неодушевлённому предмету. Для примера стоит привести такие выражения:

    1. Одеть ребёнка.

    2. Одеть старика.

    3. Одеть куклу.

    4. Одеть девочку.

    Если внимательно посмотреть на эти предложения, то можно увидеть, что между словом «одеть» и словом, например, «кукла» можно поставить вопрос кого? или что? Давайте приведём ещё несколько примеров.одеть или надеть

    1. Одеть (кого?) братика в чистую одежду.

    2. Одеть (кого?) девочку в модную шубку.

    3. Одеть (что?) чучело в старое платье.

    Есть и ещё один способ того, как определить, какое слово нужно употребить – надеть или одеть. Глагол «одеть» относится к глаголам, которые называются возвратным. То есть его можно употребить с частичкой – ся. Опять же приведём несколько примеров:

    1. Одеться по сезону.

    2. Одеваться в модном салоне.

    3. Одеться только в новое.

    Глагол  надеть.

    Глагол «надеть»  в отличие от глагола «одеть» обозначает действие, которое направлено на само себя. Например:одеть или надеть

    1. Надо надеть новый костюм.

    2. Надену я что-нибудь потеплее.

    3. Я надела своё самое красивое платье.

    Но есть и такие предложения, в которых употребление глагола «одеть» было бы просто нелогичным. Здесь стоит обязательно использовать только глагол «надеть». В пример стоит привести такие предложения:

    1. Надеть на больного халат.

    2. Надеть очки на нос.

    3. Надеть чехол на кресло.

    4. Надеть шины на колёса.

    Что общего у всех этих предложений? Да, действительно, здесь используется глагол надеть только по отношению к неодушевлённым предметам (кроме больного). А ещё каждое такое предложение имеет коротенькое слово «на». То есть «надеть на» надеть  на кого-то  что-то  или  надеть на что-то.

    Есть и ещё одна очень простая подсказка, которая поможет решить, как же правильно писать – надеть или одеть. Итак, запоминаем – надевают что-то на себя или на что-то другое, а вот одевают кого-то и одеваются сами. Пример:надеть или одеть

    1. Девочка надела мамины серьги и посмотрела в зеркало.

    2. Мужчина надел наживку на крючок и забросил удочку.

    3. Девушка торопливо одела братика в новую курточку и подошла с ним к двери.

    4. Мальчик проснулся и нехотя оделся.

    Так что же делают с кольцом? Одевают или всё-таки надевают? Теперь вы знаете, в каком случае надо говорить и писать «одеть», а в каком — «надеть».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема «Дифференциация звуков С – Ш. Понимание и правильное употребление в речи сложных предлогов».

    Открытое занятие с участием родителейТема «Дифференциация звуков С – Ш.Понимание и правильное употребление в речи  сложных предлогов»....

    Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

    Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

    обучение правильному согласованию глаголов с существительными в роде

    Упражнение в согласовании глаголов с существительными в роде проводится в анимационной форме на лексическом материале "зимние забаввы". Авторские рифмованные строчки помогают лучшем запоминанию матери...

    Вчера, сегодня,завтра. Активизация в речи правильного употребления времен глаголов

    в игровой форме даются различные ситуации по теме "Зима.Зимние виды спорта", помогающие правильно употреблятьи времена глаголов. ...

    Организация образовательной деятельности по усвоению навыков практического употребления глаголов совершенного и несовершенного на материале лексической темы «Профессии».

    Организация деятельности по формированию лексико-грамматических конструкций родного языка, создание  условий для уточнения и расширения словарного запаса на материле лексической темы "профес...

    Обучение детей с ТНР навыкам правильного употребления глаголов с разными приставками.

    Обучение детей с ТНР навыкам правильного употребления глаголов с разными приставками....

    Наглядный материал для дидактической игры "Употребление глаголов"

        ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении. Предлоги, как известно , помогают, выразить многообр...