Педагогический проект «Раз словечко, два словечко»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Третьякова Ольга Николаевна.

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raz_slovechko_dva_slovechko.docx224.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»)

C:\Users\Smile\Desktop\_7_20130406_1551882292.jpg

Педагогический проект

«Раз словечко, два словечко»

                                                   Разработчик:

                                                              воспитатель МДОУ

                                                                                                 «Детский сад «Улыбка»

          О. Н. Третьякова

г. Надым, 2015г.

   Содержание

Паспорт  проекта________________________________________________   стр. 3

Введение _______________________________________________________ стр. 5

Реферативная часть __________________________________________________   стр.6

Проектная часть_________________________________________________  стр.11

Заключение ________________________________________________________   стр.20

Литература ____________________________________________________   стр.22

Паспорт проекта.

1

Наименование

Педагогический проект «Что Родиной моей зовется…»

2

Основание для разработки проекта.

1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

3.  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»

 5. Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014г №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало – Ненецкого автономного округа»

    6. Приказ департамента образования Надымский район №1139 от 24.12.2013г «Об утверждении дорожной карты развития современной информационно-технологической образовательной среды муниципальной системы образования Надымского района на 2013-2017»

7.Устав МДОУ «Детский сад «Улыбка»

8. Основная образовательная   программа    МДОУ «Детский сад «Улыбка»

3

Заказчик проекта.

Родители и педагоги 1младшей группы МДОУ «Детский сад «Улыбка»

4

Целевая группа.

Дети 2-3 летнего дошкольного возраста.

7

Цель проекта

Развитие речи детей  младшего  дошкольного  возраста посредством  устного народного творчества.

8

Задачи

проекта.

проекта:

  • Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
  • Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
  • Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
  • Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе музейной работы.

9

Ожидаемый результат проекта.

Ожидаемый результат:

  • Количество детей с высоким уровнем развития речи увеличиться на 5%
  • Словарь детей к концу году обогатится  новыми словами, оборотами, выражениями
  • Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи
  • Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • Дети овладеют безконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками
  • Сформируется положительное отношение к режимным моментам
  • У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
  • У родителей повысится общий культурный уровень

10

Срок реализации проекта

1 год (август 2015- май 2016уч. г.)

Введение

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи. Но еще К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.

В наши дни данная проблема становится еще более актуальной.

Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.

К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Но жизнь в русле народной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом естественного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом.

Наблюдения за детьми в группе показали, что большинство малышей довольствуются лишь рассматриванием картинок в книгах. Узнавая потешку, сказку, некоторые дети  могут только назвать ее персонажей. Навыки речевой деятельности детей развиты слабо. При рассказывании даже коротких произведений им требуется значительная помощь воспитателя. Основная часть детей, не владеет способами речевых навыков в элементарной художественно-речевой деятельности. И именно произведения устного народного творчества помогут малышам овладеть первоначальным речевым навыкам, самостоятельной художественно-речевой деятельности, расширят и углубят навыки ориентировки в окружающем мире и  приобщат детей к художественному наследию нашей культуры. 

   Анализ данной ситуации позволил выявить  противоречия  между

  • необходимостью широкого внедрения фольклорных форм в образовательный процесс  ДОУ для развития речи у детей 2-3 лет и  разрозненностью материала по данному направлению;
  • потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности всех участников образовательного процесса и низким уровнем педагогического просвещения родителей по данной теме.

В связи с этим актуальным представляется решение проблемы с помощью внедрения педагогического проекта «Раз словечко, два словечко», который направлен на развитие коммуникативных навыков детей 2-3 лет через устное народное творчество

Гипотеза проекта:  применение устного народного творчества таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Цель проекта:

 Развитие речи детей  младшего  дошкольного  возраста посредством  устного народного творчества.

Задачи проекта:

  • Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
  • Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
  • Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
  • Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе музейной работы.

Реферативная часть

Развитие речи детей в исследованиях психологов и педагогов

Направление работы по освоению дошкольниками специальных средств литературно-речевой деятельности предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение ими грамматической культурой, развитием диалогической и монологической связной речи.

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей.

Педагоги и психологи, В.Г. Белинский, М.К. Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, В.Н. Сорока-Росинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.; фольклористы Э.Е. Алексеев, В.Ф. Аникин, А.Ф. Афанасьев, А.Ф. Белоусов, М.А. Булатов, Н.М. Бэешу, О.И. Капица, М.С. Колесов, Ю.Г. Круглов, Э.В. Померанцева, В.Я. Пропп, И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, П.В. Шейн, В.М. Щуров и др. определяли важное значение фольклора в жизни человека

«Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью»,- писал Л.Н.Толстой.

В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной, речевой  активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

А.П.Усова, О.Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

А. М. Горький писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой».

Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин.)

Работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

Поэтому, важен комплексный подход при решении вопроса развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий). Взрослые должны предусмотреть значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным должно быть полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно -понятно даже для самых маленьких. Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало живительную силу обновления, ее можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Народность - приоритет фольклорного жанра. Главная особенность фольклорных форм - приобщение к вечно юным категориям материнства и детства. Не случайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как народная мудрость.

Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для детей. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Таким образом, исследования психологов и практиков показывают что:
устное народное творчество (народные  песенки,  потешки,  пестушки)  представляют   собой прекрасный речевой материал,  который  можно  использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности   детей   раннего   возраста.  

Особенности восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений малых фольклорных жанров.

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка — овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:

- специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физкультуре

-совместную деятельность с детьми – режимные моменты, наблюдения, игру, индивидуальную работу.

-специально – организованное обучение я осуществляю главным образом на занятиях, таких как: развитие речи, знакомство с окружающим миром, рисование, лепка, конструирование, музыка, физкультура.

Младшие дошкольники особенно внимательны к звукам человеческой речи. Поэтому на занятиях по развитию необходимо развивать слух. В восприятии речи взрослого дети проходят несколько этапов: в начале они реагируют на интонацию, затем значимость приобретает для них ритм, и только потом начинают понимать значение слов. 

Педагогические принципы проекта:

  •  занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.   
  • новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.  
  • сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. 
  • систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей 2-3летнего возраста.
  • историзма - реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
  • гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»
  • индивидуально - личностного подхода.

Методы и средства реализации проекта:

  • Игровые образовательные ситуации, повседневная жизнь, режимные процессы.
  • Работа в мини - музее группы «Курочка ряба»
  • Работа с родителями.

Подходы к воспитательному процессу

  • Личностный подход - признание личности ребенка высшей социальной ценностью, стремление не переделывать ребенка, а принимать его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие, опираясь, на знания о психологических, физиологических особенностях ребенка, социальных условиях, в которых он проживает.
  • Опора на чувства ребенка. Только через чувства жизненные ценности, можно познать окружающую действительность.
  • Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его способностям и потребностям разнообразная деятельность.
  • Средовой подход. Необходимо стремится снизить негативное влияние среды на ребенка; эффективно использовать положительный воспитательный потенциал среды.
  • Системный подход предполагает единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание и чувства.

Новизна проекта.

Новизна проекта состоит в том, что в нём предлагается комплексная система профилактической работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста

Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей 2-3 лет, а также различные формы  организации  просвещение родителей по данному направлению

Ожидаемые результаты

  • Количество детей с высоким уровнем развития речи увеличиться на 5%
  • Словарь детей к концу году обогатится  новыми словами, оборотами, выражениями
  • Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи
  • Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • Дети овладеют безконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками
  • Сформируется положительное отношение к режимным моментам
  • У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
  • У родителей повысится общий культурный уровень

Участники проекта:

целевая группа – дети: специально организованная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка (подгруппы детей, индивидуальная работа), самостоятельная детская деятельность.

2 целевая группа – педагоги: активная методическая работа .

3 целевая группа – родители: оказание консультативной помощи.

Реализация проекта осуществляется по  двум направлениям:

  • Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникация и чтение  художественной литературы.
  • Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.

Условия  реализации  проекта

Нормативно-правовое обеспечение:

1. Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

2.Федерального закона «Об образовании в РФ» в части:

  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»;

5. Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014г №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало – Ненецкого автономного округа»;

6.Устав МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»;

7. Основная образовательная   программа    МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма».

  Программно-методическое обеспечение: научно-методическая литература, Интернет – ресурсы;

Информационное обеспечение: результаты диагностики усвоения ООП ДОУ, сайт дошкольного учреждения;

Материально-техническое обеспечение: рабочее место, группа, персональный Сайт;

Кадровое обеспечение: воспитатели 1 младшей группы,  воспитанники и родители 1 младшей группы.

Проектная часть

Механизм  реализации проекта

Направления деятельности и ее этапы. Задачи

Содержание деятельности

Август  2015 г.

1 этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта Задачи: сбор и анализ информации, анализ и совершенствование материально-технической базы

  • 1.Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме общения;
  • 2.Изучение передового педагогического опыта работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • 3.Подбор методов педагогической диагностики детей;
  • 4.Анализ результатов педагогической диагностики;
  • 5.Создание в группе речевой предметно-развивающей среды.

Сентябрь 2015 г.

2 этап – методическое обеспечение проекта
Задача: оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

  • 1.Разработка перспективного плана по развитию коммуникативных навыков у детей с 2-3 лет ;
  • 2.Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности и мероприятий по образовательной области «Коммуникация»;
  • 3.Подборка подвижных, дидактических, словесных, театрализованных игр, игр-драматизаций, игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых и оформление их виде картотек;
  • 4.Разработка консультативного материала для педагогов и родителей

Октябрь 2015 – апрель 2016г

3 этап – работа с детьми
Задача: развитие у детей коммуникативных навыков через разные виды детской деятельности

  • 1.Проведение мониторинга развития коммуникативных навыков общения у детей младшего дошкольного возраста;
  • 2.Реализация перспективного плана работы, формирование коммуникативных навыков общения детей через разные формы работы:

- традиционные (игры, проблемные и речевые ситуации, и пр.);

- нетрадиционные (детско-взрослые проекты в мини – музее «Курочка ряба»,

Октябрь 2015 -апрель 2016г

4 этап – работа с родителями Задача: создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» для формирования коммуникативных навыков у детей

  • 1.Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения (родительские собрания, консультации, семинары, деловые игры и пр.);
  • 2.Включение родителей в непосредственное общение с детьми (совместные посиделки, праздники и пр.);
  • 3.Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ и дома.

Май 2016г.

5 этап – презентация опыта работы Задачи: разработка методической копилки, демонстрация опыта работы

  • 1.Подведение итогов проекта;
  • 2.Обобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи;
  • 3.Презентация профессиональной деятельности;
  • 4.Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по совершенствованию различных форм общения

Реализация проекта с воспитанниками:

В процессе формирования у младших дошкольников коммуникативных умений и навыков мы используем традиционные приемы и методы, разработанные Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьевой, А.М.Бородич, Е.М.Струниной, Ф.А.Сохиной, О.С.Ушаковой, Л.В.Чернецкой, Л.М.Шипицыной.

Реализуя Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательный процесс осуществляем в ходе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов, при организации самостоятельной деятельности детей.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Специфика  младшего возраста  требует особой подготовки к  проведению непосредственной образовательной деятельности, поэтому  потешки,  песенки   сопровождается  рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, широко использую прием присутствия игрового персонажа,    проигрывание перед детьми разнообразных   действий: животные разговаривают, поют, пляшут, играют и т. д. чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного литературного героя

     В младшем возрасте очень важно   активизировать словарь, ускорить процесс обогащения словарного запаса детей. Опыт работы свидетельствует о том, что   произведения устного народного творчества    содействуют  увеличению  запаса слов ребенка, так как  привлекают  его  внимание    к предметам, животным, людям.   Отметив,  что наибольший интерес у ребят вызывают произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных, описываются их повадки,   к ним очень легко подобрать движения,   стала  активно применять это  в работе. Речь дети сопровождают движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.

Особенно увлекательны для детей  потешки, песенки, пальчиковые игры, в которые можно было без труда вставить  имя ребенка, не изменяя его содержания. («Кто у нас хороший?»,  «Наша деточка в дому» и другие). Заучивание стихотворных текстов   с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок легче и быстрее запоминает, у него  развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.  Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение:

В процессе работы по развитию коммуникативных навыков посредством устного народного творчества  эффективно использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В процессе развития коммуникативных компетенций используем разные виды детской деятельности, интегрируя их. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развить коммуникативные навыки.

 В современном ДОУ музейная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, т.к. участниками музейной деятельности являются не только педагоги и дети, но и родители, поэтому планирование совместной деятельности позволяет  достичь лучшего результата, т.е. коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить мероприятия. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.

Совместно с родителями для решения всех перечисленных задач речевого развития детей подбираем и составляем картотеку игр на основе детского фольклора.

Русские народные, хороводные игры привлекают внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играли в подвижные игры.

В процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

На основе фольклорных произведений составляем комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию являются различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработан был цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

Проводим консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.

Изготовляем настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

Составляем картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток»

Совместно с родителями в группе собираем детскую библиотеку русских народных сказок.

Составим перспективный план работы по формированию активной речи детей раннего возраста (2-3 года) посредством использования малых форм устного народного творчества.

Стратегия и механизмы реализации проекта

в мини – музее «Курочка и цыплята»

Тема

Образовательные области

Цель образовательной деятельности

Сроки

«Знакомство с домашними животными»

Социально-коммуникат.,

Речевое.

Расширять активный словарь словами: каравай, хоровод

Сентябрь

«Как у наших у ворот»

Речевое, познавательное

Разучивание потешек

Октябрь

«Осенины»

Социально-коммуникат.,

Речевое.

Знакомство с культурой русского народа – Разучивание пестушек

Ноябрь

«Знакомство с русской избой»- Инсценировка сказки «Курочка ряба»

Социально-коммуникат.,

Речевое.

Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа путем инсценировки сказки

Декабрь.

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки»

Речевое, познавательное.

Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.

Январь.

«Угости курочку»

Познавательное, речевое.

Знакомить с домашними птицами. Активизация словаря: названия домашних птиц

Февраль.

«Волшебная дудочка»

Речевое, худож.-эстетич.

Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Развивать интерес к русск. народным инструментам.

Февраль.

«А ну-ка обними»

Физическое, речевое, познавательное, худ.-эстетич.

Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь, тактильные ощущения Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Февраль.

«Блины, блиночки»

Речевое, познавательное, худож.-эстетич., физическое, социально-коммуникативное.

Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником) «Масленица». Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.

Март.

«Пасхальное яичко»

Речевое, познавательное, худож.-эстетич. социально-коммуникативное.

Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения.

Апрель.

«Народная игрушка- карусель »

Познавательное, худож.-эстетич, речевое.

Развивать интерес к народной игрушке. Активизация словаря

Май.

«Под крылышком»

(посиделки, развлечение)

Речевое.

Привить любовь к родному языку, разучивание песни «Вышла курочка гулять»

Май.

Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего возраста

I квартал

Задачи:    

1. Приобщать детей к устному народному творчеству

2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием

3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, колыбельные.

Фольклорный материал

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Потешки.

«Овощи мама в кастрюле варила», «Ай, лады, лады», «Ой, люли, люли, люли,»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.

3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.

1. Использование  потешки 2.Рисование водички по потешке «Ай, лады, лады»

3. Физкультминутка

4. Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.

5. Показ театров с использованием русских народных персонажей .

6.Чтение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу.

1. Исполнение потешек во время режимных моментов.

2. Игры по содержанию потешек.

3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.

Колыбельные.

«Спи, дитя, усни», «Уж как сон ходил по лавке», «Баюшки-баюшки».

1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.

1. Игра –инсценировка «Уложим Алёнушку спать».

2. Беседа о колыбельной песне.

3. Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.

1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.

2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».

3. Слушание сказок и колыбельных песен перед сном.

Пальчиковые игры.

«Пальчик – мальчик…»,

«Моя семья», «Этот пальчик — дедушка».

1.Познакомить детей с пальчиковыми играми.

2. Обогащать словарный запас:  папенька, щи,

маменька.

3. Развивать мелкую моторику пальцев

1.Выполнение действий согласно тексту.

2. Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра.

1.Рассматривание картинок с изображением персонажей  «Моя семья».

II квартал

Задачи:      1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными

                         формами.  

                2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

                3. Воспитывать любовь к художественной литературе.

.

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Русские народные сказки.

 «Теремок», «Репка», «Колобок».

1. Воспитывать любовь к художественной литературе.

2. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

3. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.

1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая»  

2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Теремок» с использованием театральных кукол бибабо.

1.Чтение сказок.

2.Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.

Загадки. «Квохчет, квохчет», «С хозяином дружит…», «Острые ушки…», «Хвост с узорами…».

1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.

2. Учить детей отгадывать загадки.

1. Использование загадок .

2. Разгадывание загадок по описанию.

1.Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.

2.Рассматривание домашних животных на «русском подворье»

Потешки. «Вышел козлик погулять», 

«Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…», «Идет коза рогатая…»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.

3. Обогощать словарный запас фольклорной лексикой (плетень, вечерок)

1. Беседа о потешках

2. Рисование травки для коровушки (коллективная работа)

3.Физкультминутка.

4.Создание мини -книжки по  любой потешке всей семьёй.

5.  Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши».

1. Дидактическая игра «Чьи детки».

2. Использование потешек в режимных моментах.

                                                   

III квартал

Задачи:  

1.Формировать понимание назначения и основного содержания закличек, поговорок, потешек.

2.Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

3.Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Заклички. «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…», «Радуга-дуга».

1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.

2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

1. Беседа о закличках

2. Совместная аппликация по закличке «Дождик, дождик..»

3. Подвижные игры  «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик, кап, кап…».

4. Обыгрывание закличек  на музыкальных инструментах.

1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.

2. Игра «Солнечный зайчик».

3. Рисование на песке дождика.

4. Рисование дождика на манке пальчиками.

Поговорки

«Апрель с водой, а май с травой»,  «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет».

1. Познакомить детей с поговорками.

Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.

1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.

Потешки

«Ой, весна-красна», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Весна, весна красивая!…»

1.Познакомить с новыми потешками.

2.Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.

3.Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая»  и «Речевая»    «В гостях у бабушки Матрены».

2.Рисование весенней лужайки (коллективная работа).

3. Хоровод  "Весняночка".

4. Подвижная игра «Яры Пчёлушки».

1.Исполнение потешек на прогулке.

2.Рассматривание иллюстраций по теме «Весна – красна!».

Оценка результатов осуществления проекта

Оценка результатов осуществления проекта  будет осуществляться с  помощью мониторинга, приоритетной в котором  является функция отслеживания хода и результатов работы по проекту.

Функции мониторинга

-информационно-оценочная (определение результативности проекта);

-организационно-деятельностная (интеграция получаемой информации для определения наиболее  успешной деятельности участников  в процессе реализации проекта);

-прогностическая (определение состояния реализации проекта  на данном этапе; прогнозирование дальнейших результатов и внесение соответствующих, при необходимости, корректив).

Критерии оценки:

-  условия, созданные для реализации  проекта;

- результаты образовательного процесса воспитанников;

- удовлетворенность родителей   результатами реализации  проекта;

- удовлетворенность  педагогов   результатами реализации  проекта.

Определение методов оценки показателей,  отражающих качество реализации проекта:

- анализ  научно-правовых, программно-методических, кадровых, информационных, материально-технических условий реализации проекта;

- анализ анкет  по удовлетворенности родителей  результатами участия  в реализации проекта;

Критерии оценивания:

Характеристику речевого развития:

  • уровень понимания речи;
  • слуховое восприятие;
  • мелкая моторика;
  • навыки самообслуживания;
  • воспроизведение звукоподражания;
  • связная речь;
  • предметный словарь;
  • словарь действий;
  • словарь определений;
  • грамматический строй речи.

Диагностика проводится исходя из индивидуального подхода к развитию речи каждого ребёнка.

Педагогические принципы при проведении диагностики:

 -знание возрастных особенностей и возможностей дошкольников;

 -диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка;

-тесная связь с логопедическими технологиями;

-сбалансированный охват всех сторон детской речи;

-осознанное отношение педагогов и родителей к речи детей;

-взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Для оценки результатов исследования нами был установлен десятиуровневый  критерий усвоения речевых навыков(по суммарному количеству оценочных баллов). Итоговый балл подсчитываются способом вычисления среднего арифметического. Итоговые баллы соотносятся с уровневыми баллами, которые определялись на основе предложенной шкалы:

1) низкий уровень (н) – от 1 до 2 баллов;

2) ниже среднего (нс) – от 2 до 4 баллов;

3) средний уровень (с) – от 4 до 6 баллов;

4) выше среднего (вс) – от 6 до 8 баллов;

5) высокий уровень (в) – от 8 до 10 баллов.

Заключение

Фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально- нравственных норм поведения в обществе. Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались мной в интегрированной форме, как на НОД, так и в процессе совместной и самостоятельной деятельности (игра, досуг, отдельные режимные моменты). В процессе работы: - у детей повышается интерес к устному народному творчеству, они используют в сюжетно-ролевых играх потешки, прибаутки; - налаживается взаимосвязь в работе с родителями. Знакомясь с потешками, поговорками, колыбельными, дети научились образно воспринимать героев, раскрывать особенности их характеров. Заучивая заклички, они как бы соприкасаются с природой, ее красотой, щедростью. Она близка и желанна детям, вызывая в них эмоции радости и доверия. Знакомство с народной сказкой учит детей ритмике речи, красочности и образности.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

 С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи по развитию речи детей и наряду с основными методами и приёмами речевого развития можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Значимость проекта 

Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое  значение для развития речи воспитанников 1 младшей группы.

Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество; может заслуживать внимания педагогов, специалистов в качестве теоретической консультации (теория вопроса) и методического пособия, для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры и развитию речи детей 2-3 лет.  

Учёт возрастных особенностей. Данный проект рассчитан на детей 2-3 лет, конкретной группы ДОУ.

Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта  заключается в  работе по данному направлению на следующий возрастной период.

Способы трансляции опыта. Распространение успешного  педагогического опыта по проекту планируется посредством:

- участие в  педагогических  мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;

- участие в конкурсном движении различного уровня;

- размещение информации  о реализации проекта в СМИ различного уровня,  на сайте ДОУ и  в сети Интернет. 

Возможность распространения  опыта реализации проекта. Обобщенный  позитивный опыт реализации педагогического проекта  может быть распространён на территории Надымского района,  Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.

Литература

1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.

2. Бодалев А.А. личность и общение: Избранные труды / А.А.Бодалев. – М.: Педагогика, 2008. – 270 с.

3. Василик М.А. основы теории коммуникации: учебник/М.А.Василик, М.С.Вершинин, В.А.Павлов и др. / под ред. Проф. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с.

4. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. - М.: АЙРИС ПРЕСС - 2008.

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

6. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А.Леонтьев. – М.: Смысл, 2008. – 368 с.

7. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетно-ролевые игры в детском саду: Пособие для воспитателей. М.: ЛИНКА-ПРЕСС - 2009.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М., 2007.

9. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образова¬тельных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.

10. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. - СПб., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Раз словечко, два словечко …»

Напрваление проекта  «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»...

Педагогический проект "Раз словечко, два словечко..."

В проекте представлена ситстема работы по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием устного народного творчества....

Педагогический проект "Раз,словечко, два,словечко .."

Актуальность: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие,...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Раз словечко, два словечко …»

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёно...