Игры по развитию речи для детей 3-4 лет
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

 

Игры и упражнения, направленные на формирование грамматического строя речи, активизацию и расширению

 лексического запаса слов. Для детей 3 – 4 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_razvitiyu_rechi_detey_3-4_let.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Он такой, как…

Дидактическая задача: Учить детей придумывать простейшие сравнительные обороты. Закрепить название животных. Учить узнавать их по описательной характеристике.

Ход игры:

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и называет качества зверей, а дети должны угадать, о каком животном идет речь:

Злой, как….     Волк

Пушистый, как…    заяц

Неуклюжий, как…  медведь

Трусливый, как…    заяц

Хитрый, как …     лиса

Зубастый, как…   волк

Косолапый, как …   медведь.

У кого такой предмет?

Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Обогащать словарь детей, используя прилагательные, обозначающие цвет и форму.

Ход игры:

Воспитатель располагает перед детьми парные картинки, на которых изображены одинаковые по названию предметы, например, мячики, но они разные по цвету; рыбки, разные по форме, по форме, по размеру и т.д. Дети должны найти пару по названию, но также и указать отличительные особенности. Например: «У меня два фартучка для кукол. Один красный в белый горошек, а другой – в зеленый цветочек». «У меня две чашки: одна кофейная – маленькая, а другая – чайная – большая». « У меня две куклы: одна – резиновая, другая – пластмассовая». «У меня две ложки: одна деревянная, а другая – металлическая».

Чудесный мешочек.

Дидактическая задача: Учить детей по описанию (свойствам предмета) отгадывать о каком овоще идет речь. Закрепить название овощей. Развивать тактильное восприятие.

Ход игры:

- Воспитатель дает описание предмета. Если дети отгадали, то предмет достают из мешочка.

- Ребенок называет все известные ему свойства какого-то овоща. Остальные дети угадывают. После этого достают из мешочка.

Большой – маленький.

Дидактическая задача: Активизация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры:

Помидор – помидорчик

Огурец – огурчик

Капуста – капустка

Морковь – морковочка

Лук – лучок

Перец – перчик

Назови во множественном числе.

Дидактическая задача: Грамматический строй: называть предметы и действия в единственном и множественном числе.

Ход игры:

- один человек       много людей

- ест                        едят

- пьет                      пьют

- поет                      поют

- танцует                танцуют

- играет                   играют

- уходит                  уходят

- жует                      жуют

У кого?

Дидактическая задача: формировать грамматический строй речи: обучать употреблять предлог у в значении у кого.

Ход игры:

Педагог раздает детям картинки с изображением, например, посуды. Затем отрабатывается диалог: «У кого чайник? – У меня. – У кого салатница? – У меня. – У кого кофейник? – У меня. И т.д.» Затем в роли водящего выступает ребенок. Игра повторяется несколько раз.

Чего нет?

Дидактическая задача: Учить детей употреблять форму множественного числа существительных в Р.п.

Ход игры:

Воспитатель выставляет на столе игрушки. Ребенок их называет. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3 – 4 раза.

Кто где?

Дидактическая задача: формировать грамматический строй речи: учить строить конструкции с предлогами в, на, за; обучать выполнять трехступенчатые инструкции.

Ход упражнения:

Педагог закрепляет на доске , например, гнездо, дерево, травку. Демонстрирует детям изображение грача и предлагает вспомнить как она называется. Затем предлагает задания: «Возьмите грача и посадите на ветку. Спрячьте его за дерево. Достань грача и посади в гнездо, в травку, на дерево».

Где живет?

Дидактическая задача: обучать детей понимать вопрос косвенного падежа: где?

Ход упражнения:

- Где живет лиса? – в норе

- где прячется волк? – в логове

- где живет медведь? – в берлоге

- где белка прячет запасы? – в дупле

Назови ласково.

Дидактическая задача: Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные слова (названия детенышей животных). Соотносить их в единственном и множественном числе.

Ход упражнения:

- Весной у животных появляются детеныши. Угадайте, у кого какие?

- у белки?   -   бельчата

- у лисы?   -   лисята

- у медведя?   -   медвежата и т.д.

Один – много.

Дидактическая задача: Учить образовывать форму В.п. мн.ч. у существительных.

Ход упражнения:

Воспитатель предлагает каждому малышу спрятать картинку, где изображено много коров, коз, собак, кошек. Далее спрашивает: «Кого нет?» - «Нет коров, нет коз и т.д.».

Что я видел?

Дидактическая задача: Совершенствовать лексический запас по теме «Бытовая техника и инструменты». Учить строить 3-словное распространенное предложение, путем введения дополнений.

Ход упражнения:

Педагог показывает детям две предметные картинки по теме, затем их  переворачивает и спрашивает: «Что ты видел?» Ребенок отвечает: «Я видел молоток и утюг».

Четвертый лишний.

Дидактическая задача: совершенствовать лексический запас по какой-либо теме; закрепить обобщающее понятие.

Ход игры:

Воспитатель выкладывает перед ребенком четыре картинки и предлагает детям подумать и показать, какая картинка лишняя.

Кто где, угадай?

Дидактическая задача: учить соотносить осязательные ощущения со знакомым образом.

Ход упражнения:

Взрослый спрашивает у ребенка:

- Какая у нас мама? – Добрая, нежная! (Наклеивается ткань фланель)

- Какой у нас папа? – Строгий! (Шероховатая ткань)

- А чем у нас отличается дедушка? – У него есть борода. (Можно наклеить вату.)

- А бабушка? – Она носит очки. (Можно приклеить фольгу или другой гладкий материал.)

  Затем малышу завязываются глазки, и с помощью осязания он пытается угадать, кто где.

Семья.

Дидактическая задача: Продолжать развивать слуховое внимание и чувство ритма; учить воспроизводить на слух слоги и словосочетания; учить слоговому анализу слов.

Ход упражнения:

Взрослый предлагает «передать по телеграфу» - отстучать кулачком – количество слогов в названиях членов семьи и их имена.

       Примеры слов: па-па, ма-ма, сын, ба-бу-шка, А-ле-на и т.д.

Сломанный телевизор.

Дидактическая задача: продолжать совершенствовать слуховое внимание и восприятие.

Ход упражнения:

Взрослый говорит, что в доме плохо показывает телевизор и теперь диктор произносит слова неполностью. Дети должны угадать, какие же слова говорит диктор.

Мороже…(ное), теле…(фон, визор), ча…(сы), холо…(дильник), пыле…(сос) и т.д.

Кто что делает?

Дидактическая задача: Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2 лица ед.ч. в глаголы изъявительного наклонения 3 лица ед.ч.

Ход упражнения:

Педагог называет действие, которое должен совершить ребенок.

- Коля, пей.

- Что делает Коля? (Пьет.)

- Дима, ешь хлеб.

- Что делает Дима? (Ест.)

- Вова, рисуй.

- Что делает Вова? (Рисует.) и т.д.

Подбери слова.

Дидактическая задача: Развивать умение подбирать слова – действия, слова – признаки.

Ход упражнения:

- Что можно делать с мячом? (Ловить, катать, подбрасывать.)

- Что можно делать с куклой? (Купать, одевать, кормить, расчесывать.)

- Какой мяч? (Круглый, большой, красный.)

- Какая кукла? (Маленькая, красивая, любимая.)

Наоборот.

Дидактическая задача: Учить образовывать слова – антонимы.

Ход упражнения:

Большая - …(маленькая).

Улетела -   (прилетела).

Близко - …(далеко).

Низко - … (высоко).

Большой - … (маленький) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развитие речи у детей.

Игры для развитие речи детей....

Консультация для родителей на тему "Игры по развитию речи для детей от 2-х до 4-х лет"

Описание игр по развитию речи для детей с 2-х до 3-х лет, с 3-х до 4-х лет...

Консультация для родителей на тему "Игры по развитию речи для детей старше 4-х лет"

Описание игр по развитию речи для дошкольников старше 4-х лет...

Интерактивная игра по развитию речи для детей подготовительной группы «Как зовут детей?»

Цель игры: закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена....

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

Интерактивная игра по развитию речи для детей для детей 5-7 лет «Рассели по домикам»

Интерактивная игра по развитию речи для детей для детей 5-7 лет  «Рассели по домикам»...