"Как аукниться так и откликнится"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

малолеткина наталья владимировна

План конспект по развитю речи в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_auknitsya_tak_i_otkliknitsya.doc440 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Как аукнится, так и откликнится»

             «Посидим в тишине»

               (чтение художественного произведения)

Воспитатель: Малолеткина Наталья Владимировна.

Цель:    Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказывать

              высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать, воспитывать    

              доброе, заботливое отношение к маме, вызывать желание помогать ей,

              во всех делах по мере своих сил.

Материалы: зеркало, аудиозаписи сказки «Айога» и стихотворения «Посидим в тишине»

                     Два рисунка с изображением девочек.

 НОД:

Воспитатель биседует с детьми.

- Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало?

  (ответы детей)

- Как вы думаете, часто смотреть в зеркало – это хорошо или плохо?

-Почему хорошо?

 (приводишь себя в подарок, причесываешься, умываться, завязывать бант)

-Почему плохо?

(можно много проводить у зеркала любоваться собой, кривляться, не успевать делать нужные дела: помогать маме, папе, бабушке и.т.д)

-Ребята возьмите в руки зеркало и рассмотрите себя, расскажите о себе, какие вы.

(дети рассматривают и рассказывают)

- Ребята зеркало- это очень полезный предмет, но сним надо обращаться очень осторожно. Если много любоваться, то произойдет беда. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала, то не было.

Слушаем аудиозапись сказки «Айога»

Нанайская народная сказка.
Айога.


В роду Самар жил один нанаец - Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет - ни в этом, нив каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит - и не может оторваться. Глядит - не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.

Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:

- Принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

- Я в воду упаду.

- А ты за куст держись, - говорит ей мать.

- Куст оборвется, - говорит Айога.

- А ты за крепкий куст возьмись.

- Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

- Рукавицы надень.

- Изорвутся, - говорит Айога.А сама все в медный таз смотрится - какая она красивая!

- Так зашей рукавицы иголкой.

- Иголка сломается.

- Возьми толстую иголку, - говорит отец.

- Палец уколю, - отвечает дочка.

- Наперсток возьми…

- Наперсток прорвется.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

- Давай за водой схожу, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

- Дай мне лепешку, мать!

- Горячая она, руки обожжешь, - отвечает мать.

- А я рукавицы надену, - говорит Айога.

- Рукавицы мокрые…

- Я их на солнце высушу…

- Покоробятся они, - отвечает мать.

- Я их мялкой разомну.

- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет. Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:

- Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.

- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:

- Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красива...

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

- Айога-га-га! Айо-га-га-га!

Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.

- Ребята посмотрите пожалуйста внимательно и скажите, какая из них Айога?

Как вы догадались?

Айога ленивая, а соседская девочка какая?

(трудолюбивариваться)

Айога злая, а другая девочка.

(щедрая)

О чем просила дочку мать?

(принести воды)

Как поступила Айога?

(стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не идти)

Какая Айога?

(горделивая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, невнимательная к людям)

Какая у Айоги мать?

(терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая)

Кто помог матари?

(соседская девочка)

Какая она?

(трудолюбивая, добрая, послушная, вежливая, внимательная, независтливая)

Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему?

- Мать поступила по справедливости, в народе есть мудрая пословица «Как аукниться, так и откликниться»

Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей.

А в стихотворении Е. Благининой « Посидим в тишине» мы узнаем совсем про другую девочку и увидим, как она относиться к своей маме.

И как можно обьяснить в этом случае пословицу «Как аукниться, так и откликниться»

Ребята слушают аудиозапись стиховорения «Посидим в тишине»

Посидим в тишине

Елена Благинина

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..

Ребята вам понравилась эта девочка в этом стихотворении?

(ответы детей)

- Какими словами ее можно охарактерезовать?

(добрая, внимательная, послушная, умная, тихая, милосердная)

-Как вы думаете; когда ее мама проснется и попросит дочку что нибудь сделать, как поступит девочка?

Ответы детей.

Как отнесется мама к послушной дочери?

Ответы детей.

-Правильно любая мама любит своих детей, какие бы они не были. И если мама наказывает своих дочерей и сыновей, то это по мудрости и справедливости.

-Всегда старайтесь слушать своих мам. И всегда помогать во всех делах. Пусть не большую помощь, но оказать. Ведь не даром говорится, что «Маленькое дело лучше большого безделья»

Всем спасибо за внимание!