Главные вкладки

    Из опыта работы "Система работы по обучению детей связной речи при составлении рассказов по картинкам с детьми старшего дошкольного возраста"
    консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

    Оксана Викторовна Клочко

    Обучение детей рассказыванию по картине

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obuchenie_svyaznoy_rechi.docx21.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы

    воспитателя группы компенсирующей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская Оксаны Викторовны Клочко.

    «Система работы  по обучению детей связной речи при составлении рассказов по картинкам с детьми старшего дошкольного возраста»

    2016 г.

       Известный педагог К.Д.Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он  заговорит».

         В нашей группе компенсирующей направленности система работы по обучению детей связной речи при составлении рассказов по картинам, заключается в последовательном использовании нескольких видов картин:

    1. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию В.В.Гербовой;
    2. Серия картин о природе «Времена года» Н.В.Нищевой;
    3. Серия картин о животных «Мир природы» Н.В.Нищевой;
    4. Серия картин на социальную тематику «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников» Т.А.Ткаченко;
    5. А также по репродукциям произведений живописи художников И.Шишкина, И.Левитана, В.Серова и других, рекомендованных «Программой воспитания и обучения в детском саду».

    Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, рисунок), позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

         В своей работе я использую такие виды работы с картиной:

    • Рассматривание;
    • Описание;
    • Рассказывание.

          К нам в группу поступают дети с разными речевыми проблемами и первая задача, которую мы ставим перед собой – это обогащение лексики. Прежде чем ребёнок научится связно говорить, нужно провести большую предшествующую работу. Я строю эту работу поэтапно:

    I этап – рассматривание предметных картинок.

         Например, перед рассматриванием сюжетных картин «Осенний денёк», «Зимние забавы» это будут предметные картинки «Одежда», «Дети в сезонной одежде», «Деревья», «Кустарники», «Птицы». Перед рассматриванием картин о животных – предметные картинки «Взрослое  животное», «Животное с детёнышем», «Животное разного окраса»(кошка, собака) и т.д. При описании детьми предметов я всё время дополняю описание словами, которые дети мало или совсем не употребляют: кошка – трёхцветная, полосатая, прыгучая, дерево – раскидистое, тенистое и т.д.  

         Для активизации словаря при рассматривании картинок  использую такой приём, как словесное дидактическое упражнение:

    «Кто скажет точнее?», «Скажи наоборот» - на использование антонимов;

    «Кто скажет иначе, по-другому» - на подбор синонимов;

    «Кто заметит больше?», «Опиши предмет» - на подбор качеств, признаков, деталей предмета;

    «Найди сходство и отличия», «Скажи ласково» - на употребление слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

    Степень частоты рассматривания картинок зависит от детей, с некоторыми возможно за один-два раза решить все речевые задачи, а с другими повторяю неоднократно.

    II этап – рассматривание мало сюжетных картинок с изображением объектов в действии:

    «Мальчик катается на санках»,

    «Девочка собирает осенние листья»,

    «Кошка сидит на крыше»,

    «Собака ест из миски» и т.д.

    Здесь я ставлю перед собой задачу по обогащению словаря глаголами, а в дальнейшем использую эти картинки для составления повествовательных рассказов, когда ребёнок описывает (придумывает) события, предшествовавшие изображённым и завершающие их.

    III этап – это работа с серией (три-четыре картинки, связанные одним сюжетом):

    «Придумай рассказ по картинкам»,

    «Что сначала, что потом».

    Для усвоения структуры рассказа использую такие приёмы:

    • Выставляю картинки в алогичном порядке и предлагаю детям догадаться, где здесь начало, середина, конец;
    • Выставляю картинки, где закрыта первая картинка, или последняя и предлагаю додумать, что было «до» и «после»;
    • Сама принимаю участие в составлении рассказов, придумывании концовок начатых детьми рассказов;
    • Использую модель «Трёхцветный круг» для определения начала (зелёная часть), середины (красная часть), конца (синяя часть) рассказа (по методике О.С.Ушаковой, А.Г.Арушановой);
    • Один ребёнок начинает рассказ, второй продолжает, третий заканчивает и только потом ребёнок составляет рассказ сразу по всем картинкам. 

    IV этап – это использование дидактических игр. Они могут быть словесными и с использованием наглядного материала. Учитывая специфику группы компенсирующей направленности, провожу эти игры ежедневно: утром, на прогулке, вечером.

    Это игры на группировку и классификацию предметов, на активизацию словаря:

    «Похожи, не похожи»,

    «Подбери слово»,

    «Кто больше назовёт действий?»,

    «Назови одним словом»,

    «Что лишнее?»,

    «Продолжи сам»,

     «Назови пять предметов» и многие другие.

    На грамматический строй и развитие связной речи:

    «Скажи правильно»,

    «Что из чего?»,

    «Отгадай-ка»,

    «Что изменилось?»,

    «Закончи предложение»,

    «Почемучка»,

    «Что не так?»,

    «Скажи со словом…» и многие другие.

    V этап – это знакомство детей с сюжетной картиной, описание и рассказывание по ней.

    Полнота и содержательность восприятия картины, качество детских рассказов, в значительной мере обуславливаются беседой в процессе её рассматривания. При подготовке и проведении беседы ставлю перед собой следующие задачи:

    • Включение вопросов, требующих ответов-описаний (объектов, действий, пейзажа), например:

    - Какое время года изображено на картине и почему ты так подумал?

    - Как одеты дети? Чем занимаются?

    - Чем похожи и чем отличаются? (Взрослое животное и детёныш, мальчик и девочка, куст и дерево и т.д.)

    • Включение вопросов, требующих ответов-размышлений, например:

    - Почему ты так подумал?

    - Что может произойти, если…?

    - Как ты думаешь зачем…? (Зачем украшать новогоднюю ёлку? Зачем  дети ходят зимой на прогулку? Зачем  иметь дома домашнее животное? и т.д.)

    - Как вы думаете почему эту картину так назвали?

    • Включение вопросов, сгруппированных так, чтобы при ответе у ребёнка получился законченный рассказ по одному из фрагментов картины, например:

    - Кто нарисован на переднем плане картины?

    - Опиши, как он выглядит?

    - Что делает? И т.д.

         Конечно, умение детей связно составить рассказ по картине, приходит не сразу, большую помощь здесь оказывает и образец рассказа воспитателя, и план рассказа, и картинки-схемы, опираясь на которые, ребёнок более полно раскрывает содержание картины.

         Для развития интереса у детей к рассказыванию, очень важен и анализ рассказов детей воспитателем: «Как много ты использовал слов при описании…», «Как ты красиво сказал!», «Я сразу себе представила, как это было!» и т.д.

         В результате такой целенаправленной работы дети существенно пополнили свой словарный запас, умеют анализировать, рассуждать, отвечая на вопросы воспитателя, составлять самостоятельно и при помощи воспитателя описательный рассказ по картине.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи в процессе совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

     Обучение в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: в игровой и художественной деятельности, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлени...

    Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни (ОБЖ) с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста. Правила личной гигиены.

        Программное содержание: 1. Продолжение беседы с детьми о ценности здорового образа жизни.2.Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения...

    Тематический план работы по подготовке и проведению праздника «День матери» в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.

    Тематический план работы окажет помощь воспитателям подготовительной группы разнообразить формы работы в работе с родителями и детьми....

    Конспект ОД по развитию речи "Прятки на лесной полянке" с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста

    Коррекция заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки....

    Творческое составление по схеме «сказки наоборот» детьми старшего дошкольного возраста.

    Как злой Колобок будет вести себя при встрече со зверями?  Что можно придумать, чтобы лиса и Колобок стали добрыми и подружились? Дети думали, воображали, выражали свои мысли вслух, помогали друг...

    Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста

    Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста...