Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Мозгарева Ольга Алексеевна

·   Развитие мелкой моторики и речи у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики и развивающих игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrab.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи».

Подготовила воспитатель МБДОУ ДС №29 «Солнышко» г. Туапсе Мозгарева О.А.

 Цель:

  • развитие мелкой моторики и речи у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики и развивающих игр Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

Задачи: 

  • проанализировать методическую литературу по данной теме;
  • совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики и речи;
  • развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста;
  • развивать тактильную чувствительность рук детей;
  •  разработать план работы по развитию мелкой моторики и речи младших дошкольников;
  • проведение консультаций с родителями на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста», «Играем пальчиками – развиваем речь».

Средства достижения поставленных задач:

- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

- использование пальчиковой гимнастики в процессе непрерывной образовательной деятельности, на прогулке и т. д.;

- информационные листы для родителей;

- разучивание стихов, потешек;

- использование атрибутов к пальчиковой гимнастики;

- оформление картотеки пальчиковых игр «В пальчики играем - речь развиваем»;

- оформление папок-передвижек и родительского уголка;

- изготовление различных поделок.

Предполагаемый результат:

Дети:

- проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

- отзывы родителей и педагогов;

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Родители:

- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

            На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

         Пальчиковая гимнастика, игры, ручной труд способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

       Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Большинство  родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша  к школе, обращают внимание на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, т. к. развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения речью и  письмом.

       Виды моторики:          

       Крупная моторика                        Мелкая  моторика

        (движение тела)                      (движение пальцев рук)

             Мелкая моторика  (по утверждению М. М. Кольцовой)  - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

    В ходе работы я руководствовалась  следующими фактами: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные приёмы развития и совершенствования мелкой моторики рук.    

Приемы развития мелкой моторики рук.

1.     Массаж  кистей и пальцев рук. (Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти).

2.     Ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками ).

3.     Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)  

4.     Пальчиковый театр.

5.     Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам,  закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, (упражнения выполняются только простым карандашом).

6.     Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7.     Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8.     Выкладывание фигур из счетных палочек

9.     Игры с предметами домашнего обихода.

 В работе по данной теме,  мною применялись  в комплексе различные методы и приемы:

  • личный пример
  • вопросы
  • показ способа действия
  • объяснение
  • игровые
  • совет
  • контроль

 При подборе игровых упражнений я принимала во внимание такие принципы:

  • игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений -  от простого, к сложному.

Развивать мелкую моторику рук необходимо постоянно.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в  домашние дела:

  • перемотка ниток;
  • завязывание и развязывание узелков;
  • водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объяснив и показав предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
  • собирание разрезных картинок
  • разбор круп.

       Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.          

                               Задания для детей  3 - 4 лет:

1.  Пальчик с носиком здороваются.

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод.   Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2.  Уложи монеты в коробку.

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

 на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод.   Нормой считается правильность и время выполнения: для  ведущей  руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3.  Нарисуй пальцами кружочки.

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4.  Давай поздороваемся  (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).

Взрослый предлагает ребенку протянуть:

 а) левую руку для приветствия – «поздороваемся»

6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод.   Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

      Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что тема  была выбрана не зря. Дети очень эмоционально реагировали на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, проявляли интерес и желание играть в данные игры, с интересом выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук. Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным.

      Считаю целесообразным и в дальнейшим продолжать работу по этой теме, т. к. целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использованию различных игр для развития мелкой моторики и ручного праксиса, методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволит добиться положительных результатов.

Методическая литература:

Л. В.Белкина "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ", Воронеж, 2006г.

А. Кузнецова " Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет", Москва 2009г.

Е. Косинова "У солнышка в гостях" (пальчиковые игры для самых маленьких);

Периодические издания по дошкольному воспитанию;

Публикации на сайтах образования.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелко...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими услови...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средстворазвития речи у детей с речевыми нарушениями»...

Методическая разработка по работе с родителями Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Практические советы для родителей дошкольников по развитию речи детей через развитие мелкой моторики...