конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Коваленко Татьяна Николаевна

методическая разработка конспект "Эта волшебница водица" для младшей группы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv_rechi.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Образовательная область «Коммуникация».

Тема: «Эта волшебница вода».

                                                                           Выполнила: Коваленко Т.Н.

Москва 2016г

« Эта  волшебница- вода»

 Цель  - формировать экологическую  воспитанность у детей старшего  дошкольного  возраста, активизировать мыслительно-поисковую деятельность  по  изучению  свойств  воды, активизировать словарь. 

Реализовать  данную цель можно через решения следующих  задач:

Образовательные:

-Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде;

-Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – очень ценный  продукт  без  которого  невозможна  жизнь;

-Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность;

 -Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов;

-Формировать  представление о переходе  веществ  из твёрдого состояния  в жидкое, и  наоборот;

Развивающие:

-Развивать наблюдательность, смекалку, кругозор;

-Совершенствовать  долговременную  память, непроизвольное  внимание, наглядно- образное   мышление;                                                                           

- Развивать связную речь, обогащать словарь детей;

- Продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;

- Активизировать словарь по теме: эксперимент, лаборатория, водопровод, учёные;

- Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;

- Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

-Закреплять употребление существительных, прилагательных;

- Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

- Способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

Воспитательные:

-Прививать  бережное отношение  к  использованию  воды;

-Воспитывать желание заботиться  о чистоте водоёмов;

 

Оборудование:

Раздаточный  материал: 2 одноразовых  стакана; полоска  бумаги; кисточка; краска; блюдце; чашка (на одного  ребёнка).

Демонстрационный  материал: иллюстрации  морей, озёр; правил обращения  с водой.

Игровой  персонаж – Капитошка; костюм для  героя; капельки, вырезанные из картона; глобус.

Техническое  обеспечение:  музыкальный  центр  с записью  бегущей  воды; Место  проведения: групповая  комната.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

 «Если на нос сели кляксы

Кто тогда наш первый друг

Снимает грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба ,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без воды!»

Воспитатель: - Где встречается капелька воды?

Дети: - В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

(Звучит мелодия  реки (А.Вивальди). Появляется девочка – Капелька) Воспитатель: - А кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: - Я капелька, а зовут меня  Капитошка.

Воспитатель: - А зачем ты к нам пришла?

Капелька: - Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут  у  вас в  группе.                                                                                               Воспитатель: - У нас в группе? Ребята, а  вы  знаете, где  живут сестрички -капельки? Тогда давайте  покажем  Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.

«Один, два, три, четыре, пять - будем капельки искать»

Воспитатель: - Подумайте, живут ли капельки в уголке природы?

Дети: - Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима (приклеивают капельку).

Воспитатель: - А в аквариуме, живут капельки?

Дети: - Рыбки живут в воде, они без воды погибнут (приклеивают капельку).

Воспитатель: - Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевым режимом)

Дети: - В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).

Воспитатель: - А как вы думаете, в игровом уголке мы можем приклеить капельку? Почему?

Дети: - Вода нужна,чтобы мыть игрушки и стирать куклам одежду (приклеивают капельку).

Воспитатель: - Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек - капелек живет, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? Повторите.

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас  вместе  с  Капитошкой  в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся  в таких  учёных  и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

Опыт №1. «Вода жидкость»

Капитошка: - Не  понимаю, почему  хлеб  кладём  в  тарелку, сахар  насыпаем  в  чай, а  воду  наливаем? Почему  так  говорят? Как проверить?

Предположения детей.

Воспитатель: - Перед вами 2 стакана :1 -с водой, другой –пустой. Переливаем воду из 1 стакана в другой. Что  происходит? Почему?

Вывод  детей: - Вода льется. Она  жидкая.

Опыт № 2. «Вода не имеет формы»

Воспитатель: -Будем мы сейчас играть воду в вазу, в стакан, в блюдце наливать.1,2,3- что же будет посмотри!

Капитошка: Я  тоже  хочу  наливать воду в посуду разной формы. Для  чего  это  нужно?

Воспитатель: - Обратите внимание: в вазе вода принимает форму вазы, в стакане – форму стакана, в блюдце форму блюдца. Сделайте вывод?  

 Вывод  детей: - Вода не имеет  своей  формы, а  принимает  форму  сосуда  куда  попадает.

Опыт №3 «Вода прозрачная»

Капитошка: - Как вы  думаете какого цвета вода? Как  узнаем? Воспитатель: - На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (нет). Какого же цвета вода? (Бесцветная, прозрачная) Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан  с водой на что-нибудь: на рисунок, на соседа) Вывод: - Вода прозрачная.

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратим прозрачную воду в цветную. Как  это  можно  сделать? С помощью кисточки капнем в стакан с водой краску, и размешаем. Посмотрите, что произошло. Вода окрасилась, а значит - приобрела цвет.

Вывод: - Вода приобретает цвет того вещества, которое в нее добавили.

Опыт №4 «У воды нет вкуса»

Воспитатель: - Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта, а  воды?

( Предположения  детей)

Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.   Ответы  детей.

Вывод: - Вода не имеет вкуса.

Опыт №5 «У воды нет запаха»

Воспитатель: - Когда  мама  печет  пирожки  и  булочки, аппетитный  запах вы почувствуете за дверями  квартиры. Тонкий  аромат  издают цветы, духи. Как  же  проверить, чем  пахнет  вода? ( Предположения  детей). Нужно понюхать воду.

Вывод: - Вода не имеет запаха.

Воспитатель:  - Итог экспериментов–  вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами. Перечислите их пожалуйста:

Дети:

- вода – это жидкость;                    

- прозрачность;

-нет  формы;

- нет запаха;

- без вкуса.

Воспитатель: Молодцы, а вы знаете загадки о том, в каком виде встречается нам вода в природе?

«Я и туча, и туман, и ручей, и океан

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» (вода)

«Бело покрывало на земле лежал, лето пришло, оно все сошло» (снег)

«В огне не горит, в воде не тонет» (лед)

«Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже ,тем дождик ближе» (облако ,туча)

 «С неба пришел, в землю ушел» (дождь)

 «Что вверх ногами растет?» (сосулька)

Воспитатель: - Вы хорошо работали, а теперь предлагаю отдохнуть.  

Физкультминутка  «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

Капитошка: - Ребята, а  что  это  такое  круглое, синее? Мяч  наверное?

Воспитатель: - Капитошка, да  ведь это  глобус – модель  нашей  планеты. Посмотрите  на  глобус. Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на  самом  деле очень мало. Какую воду мы пьем? (соленую или пресную?)

Дети: пресную.

Воспитатель: Человек не может пить соленую воду, а её как раз на Земле больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например ,берем из крана чистую воду, а выливаем  в раковину грязную, уже использованную, и  она  загрязняет водоёмы. Значит - воду надо беречь. А умеете ли вы беречь воду. Как?

Дети:

-Помыл руки или лицо - не забывай закрыть кран.

-Если видишь, что из крана течет вода  или он не исправный – закрой кран.

-Чистить зубы нужно не под проточной водой, а использовать стаканчик.

Воспитатель: - Молодцы! Видишь  Капитошка  дети  показали  хорошие знания о твоих сестричках- капельках.

 Что вам понравилось? С чем вы справились легко? В чем были затруднения?

(Ответы детей).

Капитошка: - Спасибо, ребята! Сколько нового и интересного вы рассказали о моих сестричках-капельках. За это я хочу подарить вам необычный подарок:

«Минеральная вода! Она полезная всегда.

Любим пить мы эту воду! Бережем свою природу!» (Угощает  детей  минеральной  водой).

Воспитатель: - На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...