Проект «Россия – страна мастеров» Виноградова Любовь Ильинична, Знатнова Марина Юрьевна Воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с диагнозом ТНР
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Виноградова Любовь Ильинична

Задачи проекта:

  • Формировать представления об истории и уникальности культуры русского народа.

  • Уточнить представления о быте и традициях русского народа.

  • Воспитывать любовь к Родине.

  • Познакомить с красотой русского языка, выраженной в стихах русских поэтов.

  • Развивать образность речи через знакомство с поэтическим наследием России.

  • Формировать навыки связной речи.

  • Содействовать обогащению словаря детей.

  • Совершенствовать интонационную выразительность речи.

  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

  • Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.

  • Природа – источник вдохновения русских мастеров. Углублять представления о разнообразии цветущих растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rossiya_-_strana_masterov.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

Виноградова Любовь Ильинична,

Знатнова Марина Юрьевна

Воспитатели группы компенсирующей направленности

для детей с диагнозом ТНР

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района

Санкт-Петербурга

Тема проекта

«Россия – страна мастеров»

Тип проекта:

Исследовательский, познавательно - творческий.

Участники проекта:

Воспитатели, дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность проекта: одна неделя

Актуальность:

     В настоящее время с экранов телевизоров, компьютеров, с помощью детских игр и игрушек, рекламирующих монстров, призраков, трансформеров, идет настойчивое навязывание детям ценностей западного общества потребителей, западной эстетики, зачастую искажающей естественную природу человека. Поэтому возникает необходимость приобщения детей к истокам русской национальной культуры, основы которой выработанные тысячелетним опытом  русского народа, помогали выстоять в любые трудные времена, сохранить стремление к прекрасному.  Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

     Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Знакомство с лучшими произведениями русских поэтов раскрывают перед детьми несравненное богатство русского языка: напевность, образность, выразительность, мелодичность.

      Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями русских поэтов и писателей, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и наша страна будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Проблема:

Где русские мастера ищут вдохновение для создания прекрасных предметов домашнего обихода (посуда, подносы, кухонная утварь), которые известны всему миру?

Цель проекта:

Способствовать пробуждению любви к Родине через приобщение к русскому народному искусству, художественному слову, русской природе.

Задачи проекта:

  • Формировать представления об истории и уникальности культуры русского народа.
  • Уточнить представления о быте и традициях русского народа.
  • Воспитывать любовь к Родине.
  • Познакомить с красотой русского языка, выраженной в стихах русских поэтов.
  • Развивать образность речи через знакомство с поэтическим наследием России.
  • Формировать навыки связной речи.
  • Содействовать обогащению словаря детей.
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
  • Природа – источник вдохновения русских мастеров. Углублять представления о разнообразии цветущих растений.
  • Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: садовые, луговые, лесные цветы.
  • Углубить представления о значении, цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
  • Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
  • Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
  • Развивать интерес к художественным произведениям русских мастеров, воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человека, желание создавать красивые вещи.
  • Познакомить с особенностями жостовской росписи, композиционным решением, колоритом.
  • Учить создавать композиции по мотивам жостовской росписи.
  • Учить рисовать тонкой кистью варианты каймы на полосе: волнистые линии, завитки, веточки.
  • Развивать цветовосприятие, воображение, фантазию.
  • Познакомить с аппликативными приемами «прорезывание», «кант».
  • Объединить усилия воспитателей и родителей при организации работы по приобщению детей к русской национальной культуре.

Ожидаемый результат:

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
  • Расширение кругозора детей, связанного с бытом и культурой русского народа.
  • Формирование чувства национального достоинства.
  • Понимание детьми необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  • Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
  • Формирование умения классифицировать цветы: луговые, садовые, лесные.
  • Знание детьми особенностей жостовского народного промысла, технологии изготовления жостовских подносов (элементарный уровень).
  • Умение создать различными способами (рисунок, аппликация) композицию по мотивам жостовской росписи.
  • Знание детьми стихотворений и умение выразительно рассказать стихи о цветах.
  • Умение придумывать загадки о цветах.

Этапы реализации проекта.

I этап. Организационно-ознакомительный.

  • Изучение литературы по проектной деятельности.
  • Разработка идеи проекта, определение его цели и основных задач. 
  • Определение содержания проекта, его участников;
  • Разработка перспективного планирования работы с детьми, составление плана взаимодействия с родителями и педагогами. Знакомство взрослых участников проекта с идеей проекта.
  • Подготовка презентаций и слайд-шоу для детей, сообщений для родителей.
  • Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, энциклопедий, альбомов, иллюстраций и репродукций по темам: цветы России, жизнь и быт русского народа, народные промыслы, жостовская роспись.
  • Подбор стихотворений, загадок по темам, соответствующих музыкальных произведений.
  • Разработка конспектов занятий, сценария викторины «Цветы, цветы – в них Родины душа».
  • Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение художественной литературы о цветах, иллюстраций, открыток с изображением цветов и жостовских подносов; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; в игровую зону – материалы и атрибуты для игры в магазин «Цветы», «Чаепитие»;
  • В уголок изобразительной деятельности – раскраски с изображением цветов и жостовских подносов, материалы для творческих работ, репродукции картин, пейзажи и натюрморты с цветами.

Мотивация детей.

Показ слайд-шоу «Путешествие в страну мастеров». Постановка проблемных вопросов.

Второй этап. Информационно-творческий.

Организация деятельности детей

Воспитатель с детьми – фронтальная, подгрупповая, индивидуальная обучающая, корректирующая и досуговая деятельность.

Мероприятия для детей.

Познавательное развитие.

  • НОД «Жизнь, быт, традиции русского народа в изображении жостовских мастеров»  С применением ИКТ.
  • НОД «Цветы России. Цветы луга, леса и сада». Последовательность роста и развития цветов. С применением ИКТ.
  • Беседа «Цветы в Красной книге»
  • Экологическая сказка «Встреча на лугу»
  • НОД «Формирование представлений о времени – цветочные часы»: ориентировка на листе бумаги, узор по клеточкам – цветы; составление изображений цветов из палочек Кьюзенера. ФЭМП.
  • Чтение художественной литературы о жизни и быте русского народа, рассматривание иллюстраций.
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций, книг, репродукций на тему цветы России.

Речевое развитие

  • Русские поэты о красоте луговых цветов, чтение и заучивание стихотворений.
  • НОД «Составление описательных рассказов о цветах»  с использованием мнемотаблиц. Учимся загадывать загадки о цветах.
  • НОД «Составление описательного рассказа о жостовском подносе».
  • Пересказ сказок, где героями являются цветы.
  • Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями «Волшебный цветок».
  • Дидактические игры: «Найди тот поднос, который опишу», «Собери цветок», «Какого цветка не стало», «Четвертый лишний», «Что изменилось», «Что сначала, что потом», «Составь букет», «Сложи картинку».
  • Разгадывание кроссвордов и ребусов по теме.
  • Чтение художественной литературы: Х.К. Андерсен «Дюймочка», Э.П. Котляр «В моем саду», А.А. Тюняев «Цветочная полянка», А.В. Смирнов «Цветок солнца», В.П. Катаев «Цветик-семицветик», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», Сборник «Жаворонок»;

стихотворений о цветах: М. Лермонтов, Ю. Мориц, А. Фет, М. Лермонтов, А. Ахматова, Е. Благинина, А. Фет.

Коррекционная деятельность:

  • Пальчиковая гимнастика «Я цветок, и ты цветок», «Наши алые цветы», «Мак».
  • Чистоговорки.
  • Словесные игры.

Художественно-эстетическое развитие

Музыка:

  • НОД. П.И. Чайковский Вальс цветов. Слушание.
  • П.И. Чайковский Вальс цветов. Танцевальная импровизация.
  • Хороводная игра «Мы на луг ходили»

Ознакомление с искусством:

  • НОД «Россия – страна мастеров. Народные промыслы. Сказка о жостовском букете». С показом презентации.
  • Композиционные особенности, колорит жостовской росписи. С использованием ИКТ.
  • Рассматривание альбомов, книг, фотографий, иллюстраций, репродукций по теме русское народное творчество.

Рисование:

  • НОД «Рисование по мотивам жостовской росписи».
  • Раскрашивание книжек-раскрасок.

Аппликация:

  • НОД «Волшебные цветы».

Лепка:

  • Роза – царица цветов.

Физическое развитие.

  • Утренняя зарядка «Мы – цветы», «Клумба».
  • Подвижные игры: «Садовник», «Цветы и ветер».
  • Игры с мячом «Я знаю 5 названий полевых цветов…», «Смотри не ошибись – цветы садовые и полевые».

Социально-коммуникативное развитие.

  • Цветы в жизни человека. Искусство дарить цветы.
  • Беседа: «Красная книга – сигнал опасности», «Если бы я был цветком».
  • Участие в акции «Цветок в подарок» (к 70-летию Великой Победы)
  • Беседа с презентацией «Чайные традиции на Руси».
  • Сюжетно-ролевые игры «Чаепитие», «Цветочный магазин».

Мероприятия для детей и родителей:

  • Создание фотоальбома «Я люблю цветы» (фото и стихи).
  • Мастер – класс «Роза - царица цветов» (пластилин)

Мероприятия для родителей: 

  • Ширма «Цветы России».
  • Привлечение в подготовке к викторине.
  • Информация на стенд «Русские народные промыслы»
  • Информация на стенд «Учите с нами. Стихи русских поэтов о цветах».

Мероприятия для педагогов:

  • Семинар и мастер-класс «Приемы работы с детьми по освоению жостовской росписи».

Совместное творчество родителей и детей:

  • Придумывание сказок о цветах.
  • Конкурс кроссвордов и ребусов по теме цветы.
  • Мастер – класс «Роза - царица цветов» (пластилин)

Третий этап. Заключительный.

Продукты проекта:

  • Детские творческие работы (рисунки, аппликации, лепка) по теме.
  • Фотоальбом «Я люблю русские цветы».
  • Книжки-малышки «Волшебный цветок» (дети и родители).
  • Аудио записи рассказов детей о цветах.
  • Книга с загадками, придуманными детьми.
  • Фотографии и видеоматериалы викторины.

Итог проекта:

  • Выставка творческих работ детей по теме (рисунки, аппликации, лепка).
  • Викторина «Цветы, цветы - вы Родины душа» (дети и родители).

Литература

Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду.

Планирование и конспекты [Текст] /

Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005.

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.

Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по

экологическому воспитанию [Текст]. Вако, 2008. – 240 с.

Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и

факты, 1996. – 40 с.

Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и  младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ М.: Аркти, 2004. – 320 с.

Шорыгина Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей М.:ГНОМиД, 2002. – 64 с.

Богатеева З.А. «Аппликация по мотивам народного орнамента в

детском саду» М. «Просвещение», 1982г.

Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников» М., «Просвещение»,1988г.

Вишневская В.Н. «Программа духовно-патриотического воспитания

детей 5-7 лет «СВЕТ РУСИ» М. Издательство АРКТИ, 2004г.

Гризик Т.И. «Познаю мир» М. Просвещение, 2000г.

Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации». М.  ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» М. 2 Просвещение» 2007г.

Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России» М., издательство «Аркти», 2003г.

О.В.Дыбина О.В. «Что было до …» М., издательство «Творческий Центр «СФЕРА»»,2002г.

Давыдова М.А. «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников» М., «ВАКО», 2007г.

Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки». М. «Просвещение», 1976г.

Зеленова Н.Г., Л.Е.Осипова «Мы живем в России», М., ООО «Издательство Скрипторий 2003» ,2007г.

Осокина Т.И. «Детские подвижные игры народов СССР» М. «Просвещение», 1989г.

Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина…» М., Издательство «Аркти», 2005г.

Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», М., Творческий Центр СФЕРА, 2004г.

Иванова Н. Азбука этикета для малышей. Ростов-на-Дону: Феникс 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материалах рассказывается об эффективных  формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...

Перспективное планирование по конструированию воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха на 2015-2016 уч.г.

Представлено перспективное планироавние по конструированию воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха на  2015-2016 уч.г....

Рабочая программа воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями старшего дошкольного возраста

В условиях модернизации образования на основании инструктивного письма от 02.06.1998 года № 89/34 – 16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педаг...

«Развитие самостоятельной фразовой речи и речевого общения у дошкольников посредством реализации педагогических технологий при взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»

При эффективном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей у  детей успешно формируются разные виды речи: повествовательная, описательная, рассудительно-доказательная, развиваются коммуникати...

Взаимосвязь учителя-дефектолога и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Журнал рабочих контактов учителя-дефектолога с воспитателями группы компенсирующей направленности  для детей с ЗПР...

Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (5-6 лет).

Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности создана на основе «Адаптированной основной образовательной программы  для детей с нарушением речи» и  предназна...