Рекомендации по построению развивающей речевой среды в дошкольной образовательной организации в соответствии c ФГОС.
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя группа) по теме

Саженкова Исана Борисовна

Консультирование педагогов ДОУ в форме буклетов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ –               это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения)                   и интонационные средства выразительности речи в                        их совокупности.

Речевая компетенция предусматривает         лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.

Лексическая компетенция – предполагает наличие опре-делённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, посло-вицы, поговорки, фразео-логизмы.                                                 Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, род-ственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения.                  По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм.                                                     Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой вырази-тельности речи.

Диалогическая компетенция – предусматривает сформи-рованность диалогических умений, обеспечивающих               конструктивное общение с окру-жающими людьми. Её содер-жательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.

Монологическая компетенция – предполагает сформирован-ность умения слушать и понимать тексты, пересказы-вать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

Грамотная организация речевой развивающей среды      в детском саду:                                                                           *Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной дея-тельности.  

*Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей.                    

*Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разго-ворной речи.

МДОУ № 18 «Теремок» ЯМР

ЧТО ТАКОЕ

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

РЕБЕНКА?

Подготовила                                          учитель-логопед                       Саженкова И.Б.



Предварительный просмотр:

Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность.

Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры.

Речь педагога должна отвечать следующим качествам:

1). ПРАВИЛЬНОСТЬ –  соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2). ТОЧНОСТЬ – точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3).  ЛОГИЧНОСТЬ – наличие в высказывании трех смысло-образующих компонентов: начала, основной части и конца высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4). ЧИСТОТА – отсутствие                  в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимст-вованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5). ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захва-тывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмо-ционального сопереживания.

6). БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это исполь-зование говорящим пред-ложений: простых и сложных, полных и неполных, сложно-сочинённых, сложноподчинён-ных, бессоюзных и т.д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7). УМЕСТНОСТЬ –  употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предус-мотреть работу по их усвоению.

Одной из важнейших составляющих развития речи детей является грамотная речь педагога, так как именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания.

Качество                           языкового содержания                                      речи педагога                    обеспечивает                      высокие результаты                 его труда.

МДОУ № 18 «Теремок» ЯМР

Требования к речи педагога

Подготовила                                          учитель-логопед                       Саженкова И.Б.

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ –               это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения)                   и интонационные средства выразительности речи в                        их совокупности.

Речевая компетенция предусматривает         лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.

Лексическая компетенция – предполагает наличие опре-делённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, посло-вицы, поговорки, фразео-логизмы.                                                 Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, род-ственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения.                  По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм.                                                     Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой вырази-тельности речи.

Диалогическая компетенция – предусматривает сформи-рованность диалогических умений, обеспечивающих               конструктивное общение с окру-жающими людьми. Её содер-жательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.

Монологическая компетенция – предполагает сформирован-ность умения слушать и понимать тексты, пересказы-вать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

Грамотная организация речевой развивающей среды      в детском саду:                                                                           *Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной дея-тельности.  

*Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей.                    

*Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разго-ворной речи.

МДОУ № 18 «Теремок» ЯМР

ЧТО ТАКОЕ

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

РЕБЕНКА?

Подготовила                                          учитель-логопед                       Саженкова И.Б.



Предварительный просмотр:

1. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, сухие листики и т.п.).

2. «ЛОТО»  по лексическим темам:

«Семья»

«Игрушки»

«Туалетные принадлежности» «Одежда»

«Обувь»

«Головные уборы»

«Мебель»

«Продукты питания»

«Посуда»
«Домашние птицы и животные»

«Дикие птицы и животные» «Транспорт»

«Цветы»
«Насекомые»

Игры и игровые упражнения:

ИГРА «Оденем куклу»

ИГРА «Что ты видишь» - употребление имён существительных в винительном падеже единственного числа без предлогов. (Предполагаемый ответ ребенка — «куклу», а не «кукла»)

ИГРЫ: «Назови, что это»,  «Выбери (назови) предметы (одежды), ...» - употребление имён существительных в именительном падеже единственного числа без предлогов. (Предполагаемый ответ ребенка — «кукла»)

ИГРА «Назови предмет  ласково»

ИГРА «Предмет и его части»

ИГРА «Один-два-пять»

ИГРА «Для чего нужен предмет?»

ИГРА «Кого (чего) не стало?» - употребление имён существительных в родительном падеже единственного и множественного числа без предлогов.

ИГРА «Чего не хватает?»

3. Картотека предметных картинок по лексическим темам:

Игрушки
Одежда

Обувь

Головные уборы
Мебель

Посуда

Домашние, перелетные, зимующие птицы
Домашние животные

Дикие животные

Транспорт
Полевые, луговые, садовые цветы
Насекомые

Игры и игровые упражнения: 

ИГРА "Назови части предмета"

ИГРА «Как рычат (мишки)?», «Зачем нужна (кастрюля)?»

ИГРА «Это хвост кого?» - употребление имён существительных в родительном падеже единственного числа без предлогов

4. Сюжетные картинки по лексическим темам

5. Картинки с изображениями   слов-паронимов.

(удочка-уточка, …)

6. Предметы и картинки разные по форме, величине, цвету.

Игровые упражнения:

ИГРА «Большой-маленький»

ИГРА «Четвертый лишний»

ИГРА «Скажи какого цвета, ...»

ИГРА «Скажи наоборот»

7. Картинки с изображениями действий. Составление простых предложений по картинке (из 2-3 слов).

Игровое упражнение:

«Что делает (предмет)?»

8. Выполнение заданий по инструкции:

«Положи мяч в коробку, на стол, под стол, за коробку»

9. Серии последовательных  сюжетных картинок.

10. Алгоритмы описания

игрушки, фрукта, овоща, …

Игровое упражнение:

«Что сначала, что потом».

11. Наборы игрушек для инсценирования сказок.

12. Тренажеры и картотека прописей для детей по развитию графомоторных навыков;

коробка с бросовым материалом для развития инициативной речи (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками, лоскутки тканей).

К.Д Ушинский писал:

 «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает               не одни только слова,            их сложения и видоизменения,                      но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов…».

МДОУ № 18 «Теремок» ЯМР

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПОЛНЕНИЮ РЕЧЕВОГО УГОЛКА

В ГРУППОВОМ ПОМЕЩЕНИИ

ВОЗРАСТ 3-5 лет

Подготовила                                          учитель-логопед                       Саженкова И.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция на тему: «Создание условий поддержки развития детей в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС в ДО»

Примерные центры, которые созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС....

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС.

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС.Цель: повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей ...

Консультация для воспитателей "Портрет выпускника дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС"

Консультация для воспитателей "Портрет выпускника дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС"...

Виды контроля в дошкольной образовательной организации в соответствии требованиям ФГОС ДО

Виды  контроля в  дошкольной образовательной организации в соответствии требованиям ФГОС ДО...