Консультация для педагогов «Заучивание стихотворений и пересказ текстов с использованием денотативного плана»
консультация по развитию речи на тему

Консультация дает представление о работе с денотативным планомпо методике Г.Е. Сычевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_denotativnyy_plan.docx576.33 КБ

Предварительный просмотр:

E:\мама\рамки\BORDER2\ORNAMEN3.jpg

Консультация для воспитателей

«Заучивание стихотворений и пересказ текстов с использованием денотативного плана»

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)

Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие их связной речи. В развитии всех речевых аспектов может помочь системное использование денотативного плана.

    Денотативный план - это картинный план, не графический, не мнемотаблицы. Графические изображения вызывают сложности даже у детей с нормальным речевым статусом. Не у всех детей хорошая вербальная память и логическое мышление. Не все могут осуществлять перенос одного и того же символа на различные лексические единицы (слова). Если у ребенка хорошее логическое мышление он может перенести один и тот же символ на разные объекты. Змейку в 1 стихотворении – это ветер, в другом - ручей, в 3 – река, в 4 змея. Если у ребенка нарушено логическое мышление или дети, имеют недостаточный лексический багаж, то они будут испытывать затруднения при работе с символами.

     Поэтому была разработана Сычевой Г.Е. «Методика заучивания стихов и пересказа по денотативному плану». При регулярном использовании эта методика дает очень хороший выход детей в самостоятельную связную речь. Мы закладываем на основе картинок план, внутреннюю схему высказываний и ребенок, опираясь на последовательное изображение, продуцирует свое высказывание.

     Детанат - это предмет, который можно изобразить. Стул, дерево, солнце это - детанат, все, что можно изобразить графически. Радость, апрель - это не детанат.

     Если последовательно работать по этой методике, то к тому моменту, когда мы выходим на продуктивные виды речевого высказывания (рассказы-описания, рассказы по сюжетным картинкам и по сери картинок), детям не составляет труда выделять субъекты и объекты, тот, кто действует и на кого направлено действие не составляет труда правильно выражать свои мысли и составлять рассказы.

     Дети, строя свои высказывания, могут научится структурировать и выбирать то, о чем они хотят рассказать и в какой последовательности они хотят рассказать, потому как мы закладываем динамический, зрительный и вербальный стереотип.

  Заучивание стихотворений по денотативному плану нужно не только для того, чтобы развить память ребенка, но и для того, чтобы развить навыки построения внутреннего связанного речевого замысла. Продуктивность речи зависит от того, как мы построим внутренний план: то, о чем мы хотим сказать, как это хотим сказать, выбираем лексические единицы (слова) и строим речевое высказывание. Перед тем, как заучивать стихотворение  надо проводить лексико-сематическую работу, работу по звуковой структуре слова.

E:\мама\рамки\BORDER2\ORNAMEN3.jpg

Фрагмент непосредственно образовательной деятельности (заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель»)

Цель: расширение и активизация словарного запаса;

формирование внутреннего плана рассказа; 

развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование: магнитная доска, портрет С.Я. Маршака, сюжетная картинка «Апрель», предметные картинки: капель, ручьи, лужи, муравьи, медведь, птицы, подснежник.

Ход занятия

Педагог, прикрепляя к магнитной доске картинки сверху вниз одну под другой, читает стихотворение:

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи.

 На дорожках лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи;

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь

http://media.merchantcircle.com/29360348/birds-singing_full.jpegC:\Users\Ксения\Desktop\wgWxr9g1Hqg.jpg

И расцвёл подснежник.

C:\Users\Ксения\Desktop\vavpa3.png

 

E:\мама\рамки\BORDER2\ORNAMEN3.jpg

Поочерёдно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чём говорилось в каждой строке стихотворения. Затем дети по цепочке рассказывают всё стихотворение. По окончании, педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести стихотворение. После успешного рассказа стихотворения можно перевернуть все картинки.

При возникновении затруднений, ребёнок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восстановить содержание строки стихотворения.

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, так как речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения.

Монологическая речь, одним из видов которой является пересказ, более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряжённого внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе разговора, диалога. Для того, чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространённые предложения, более точный словарь.

Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребёнок при пересказе пользуется готовой речевой формой автора. Но важно, чтобы ребёнок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора.

Обучение детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов вызывает большие трудности. Но использование денотативного плана позволяет преодолеть эти трудности.

Денотативный план призван обучить детей созданию внутреннего речевого плана высказывания. Денотативное подкрепление каждой синтаксической единицы позволяет ребёнку последовательно и легко передать содержание прочитанного.

одновременно с Использование денотативного плана при заучивании стихов, а также при пересказе текстов способствует тому, что речью развиваются и активизируются другие познавательные функции: слуховое и зрительное внимание и восприятие, память и логическое мышление.

Тема: Развитие связной речиE:\мама\рамки\BORDER2\ORNAMEN3.jpg

Цель: обучение пересказу;

расширение и активизация словарного запаса; формирование внутреннего плана пересказа; развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование:

магнитная доска (наборное полотно);

сюжетная картинка «Зима» и предметные картинки:

Дед Мороз, медведь, заяц, воробьи, деревья, Маша;

карточка с восклицательным знаком (!).

Примечание. Педагоги должны дополнить комплект картинок карточкой с восклицательным знаком, которая будет обозначать предложения, отражающие оценку событий, отношение к происходящему. Например: Ах, как хорошо было у бабушки в деревне! «Вот так чудеса, — подумала Маша, — я мечтала именно о таком!» и т.п.

Ход занятия

Педагог, прикрепляя к магнитной доске (наборному полотну) картинки сверху вниз одну под другой*, читает текст:

         Дед Мороз исполняет все желания, нужно только написать ему в письме, о чем ты мечтаешь. Медведь в берлоге мечтает о бочке меда. Заяц — о вкусной хрустящей морковке. Воробьи — о кормушке, полной зерен и хлебных крошек. Деревья — о том, чтобы скорей наступило лето. А Маша мечтает о забавном неуклюжем щенке.

E:\мама\рамки\BORDER2\ORNAMEN3.jpg

  Примечание: Такое расположение картинок объясняется тем, что на последующих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений.

Поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.

Примечание. При возникновении затруднений ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восстановить содержание предложения.

После успешного пересказа можно перевернуть все картинки. Количество карточек на доске будет соответствовать количеству предложений в тексте.

Примечание. Обратите внимание - в текстах будут встречаться предложения с однородными членами. В этом случае в одном ряду могут располагаться две картинки. А количеству предложений в тексте будет соответствовать количество рядов картинок.

В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить картинки в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания, после чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.E:\мама\рамки\BORDER2\ORNAMEN3.jpg

Литература:

Сычёва Г.Е. Методические рекомендации. Опорные картинки для пересказа текстов. – М.: Национальный книжный центр, 2012. -8 с. (Развитие связной речи.)

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. – 352 с.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико – семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 104 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ"

Обогащение активного и пассивного словаря, развитие речи  детей дошкольного возраста при помощи заучивания стихотворений...

Консультация для педагогов. "Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм"

Все мы стремимся к тому, чтобы ребенок любил поэзию и знал как можно больше стихотворений. Ведь поэзия расширяет кругозор, развивает чувство прекрасного, способствует формированию общего уровня культу...

Консультация для родителей:"Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе текста."

Консультация предназначена для ознакомления родителей с мнемотехникой.Рассказывает родителям о том,что мнемотехника способствует овладению детьми всеми компонентами речевой системы,увеличивает обьем п...

Консультация для родителей «Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений и пересказе текста» .

В данной консультации говрится о том, как с помощью мнемотаблицы легко заучить стихотворение и пересказать текст....

Консультация для родителей «Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений и пересказе текста»

Консультация предназначена для ознакомления родителей с мнемотехникой.Рассказывает родителям о том,что мнемотехника способствует овладению детьми всеми компонентами речевой системы,увеличивает обьем п...

Консультация на тему "Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений и пересказе текста".

Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе и заучивании стихотворений помогает лучше и быстрее запомни...

Консультация для педагогов "Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники"

   Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей за­учивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое ...