Конспект-презентация "Звук [Ц]. Буква "Ц".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Берсенева Марина Константиновна

Конспект занятия разработан для детей подготовительной группы с целью закрепления произношения звука [ц] в слогах, словах, предложениях и обучения звуко-слоговому и звуко-буквенному анализу слов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ts._bukva_ts.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

«___»_________ 2016                              Учитель-логопед ГБДОУ д/с 135 Берсенева М.К.

Конспект-презентация открытого занятия:

«Звук [Ц]. Буква «Ц»

(подготовительная группа, второй год обучения)

Цели занятия:

Закрепление правильного произношения звука [Ц] в слогах, словах и фразах.

Обучение звуко-слоговому и звуко-буквенному анализу слов и их преобразованию.

Чтение слогов и слов с буквой «Ц».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепление навыков четкого произношения звука [Ц] в словах и фразах;
  • различение звука на слух и в произношении в словах и предложениях;
  • закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
  • обучение чтению слогов и слов с буквой «Ц».

Коррекционно-развивающие:

  • формирование фонематических процессов;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • развитие общей моторики;
  • пополнение лексического словаря по теме «Весна»;
  • развитие грамматического строя речи.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание познавательного интереса;
  • укрепление физического здоровья детей.

Оборудование: презентация «Звук [Ц], символ звука[Ц], буква «Ц», наборы фишек для выкладывания схем, символы звуков, наборы схематичного изображения слогов, кассы букв, наборы палочек для выкладывания букв, мяч, компьютер, проектор, сказочный персонаж «Юпик».

Организационный момент.

Повторение пройденного материала.

 Логопед:

Садится первым тот, кто назовёт все звуки в словах.

Слова: пила, стол, карта, жаба, радуга, слон, лампа, банан, вилка.

1.Знакомство со звуком [Ц].

Логопед называет слова: цепь, боец, мельница, мыльница, цапля.

Логопед спрашивает:

 –  С  каким звуком будем сегодня  знакомиться?

К магнитной доске прикрепляется символ звука [Ц].

2. Артикуляционный уклад: губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубки, передняя часть языка выгибается и образует смычку, звук произносится с шумом, коротко, воздух не встречает преграды, он не тянется и не поётся.

Хоровое и индивидуальное произношение звука.

3. Характеристика звука [Ц]: звук согласный, всегда твёрдый, глухой.

4. Речевая зарядка:

Проговаривание слоговых рядов (использование мяча).

-ац-оц-уц-иц;

-ацл-оцл-уцл-ицл;

-ца-цо-цу-цы;

-цва-цво-цву-цвы.

4.Дидактическая игра «Светофор».

На столах конвертики с синими карточками. Дети достают синие карточки (символы звука). Логопед читает слова. Дети, услышав  в слове звук [Ц]  поднимают синюю карточку.

Слова: цапля, сенокос, телефон, полицейский, листопад, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, телёнок, мельница, цепь.

5.  Проговаривание слов со звуком [Ц] в предложениях.

 Презентация «Звук [Ц]. Буква «Ц».

Слайд №2. Картинка с персонажем Юпик.

Логопед:

– К нам на занятие прилетел инопланетянин. Его зовут Юпик. Юпик захотел познакомиться со звуком [Ц]. Скажите, что вы знаете о звуке [Ц]? (дети дают характеристику звуку). 

Слайд №3.  Картинка «Весна во дворе».

Логопед:

–Давайте вместе с Юпиком рассмотрим сюжетную картину «Весна во дворе». Отвечайте на вопросы полными предложениями.

Вопросы:

 – Назовите время года?

 Что растёт у дома в цветниках?

 Где сидит скворец?

 Чем и к чему привязан пёс?

 Кто гуляет около дома?

 Что стоит на скамейке?

 Откуда берут воду?

 Что растёт в теплице?

6. Нахождение картинок со звуком [Ц]. 

Нахождение слов со звуком [Ц] с одним, двумя и тремя слогами.

Логопед:

– Назовите картинки со звуком [Ц], разделите на слоги и подберите слоговые схемы к словам-картинкам: цепь, цыплята, овца, скворец, колодец, теплица, курица, цветы.

Слоговые схемы:(-----------), (--------/--------), (------/-----/-----).

Дети достают из конвертиков слоговые схемы, подбирают  к картинкам и объясняют свой выбор (по количеству гласных звуков).

7. Отгадывание загадок.

Логопед:

– Давайте вместе с Юпиком отгадаем загадки и найдём отгадки на картинке.

Загадки.

Вся в завитках,

Пасётся на лугах.

Съем червя,

Бежит по дорожке, коротконожка

Овца.

Попью водицы,

Хлебных крошек проищу

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю.

Курица.  

8. Дидактическая игра «Составь схему слова».

Слайд №4.  Картинка «Курица».

Логопед:

– Вместе с Юпиком составьте звуковую схему слова «курица» из фишек.

Дети анализируют слово, составляют звуковую схему слова «курица»  и сверяют с образцом на слайде.

Слайд №5. «Проверь себя». Картинка «Курица» со звуковой схемой.

9. Гимнастика для глаз “Играем с пальцем ”.

Слайд №6.

Логопед:

  Выполним гимнастику для глаз. Посмотрите на указательный  палец правой руки и начинайте водить глазками по направлению пальца: палец вправо и глазки вправо, палец влево и глазки влево, палец вверх и глазки вверх, палец вниз и глазки вниз, палец на носик и глазки на носик, глазки крепко закрываем и палец отпускаем.

10.Физкультминутка.

Логопед:

–  Произнесите отчётливо: Курица волнуетсяне пугайте курицу.

Имитация движений: курица волнуется (взмах руками 3 раза), не пугайте курицу, (покачивание головой из стороны в сторону3 раза).

11. Знакомство с буквой. 

Слайд №7. Картинка с персонажем Юпик.

Логопед:

 Вместе с Юпиком познакомимся с буквой «Ц». Детям предлагается рассмотреть букву, прочитать.

– Из каких элементов состоит буква «Ц»? (дети описывают букву). 

Напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. Выложите из палочек, найдите в кассе, прочитайте.

12.Чтение прямых и обратных слогов с буквой «Ц».

Слайд №8. Картинка с персонажем «Цыплёнок».

Логопед: 

–  Вместе с Юпиком и цыпленком прочитаем слоги: ац, оц, уц, иц, ец, ца, цо ,цу, цэ.

(индивидуальное и хоровое чтение слогов)

Слайд №9,10.  Картинки «Цветок, курица и цветок».

Логопед:

–  Вместе с Юпиком и цыпленком выложим слово «цветок» из букв разрезной азбуки.

После предварительного звуко-слогового  анализа дети выкладывают слово «цветок» из букв.

 Слайд №11. «Проверь себя». Слово «Цветок».

13. Подбор родственных слов.

Слайд №12 . Картинка «Дерево с картинками». Картинки-слова: цвет, цветок, разноцветная радуга, первоцвет, семицветик.

Логопед:

Вместе с Юпиком познакомимся с родственными словами.

Дети называют слова, логопед объясняет значение каждого слова. Дети составляют предложения.

Слайд №13.  Слоги- пазлы: ло, дец, мо, ни, ца, ум.

Детям предлагается составить слова: умница, молодец.

15. Итог занятия.

Слайд №14. Прощание с Юпиком.

Логопед:

– Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ц. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ц].

Логопед:

–Юпик, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё.

– Ребята, спасибо вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Конспект занятия составлен на основе адаптированной общеобразовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад

№ 135 компенсирующего вида Выборгского района Санкт- Петербурга, рабочей программы учителя-логопеда Берсеневой М.К. для подготовительной группы «Тяжёлое нарушение речи. Общее недоразвитие речи» на  2015-2016 учебный год.

Используемая методическая литература:

1. Бортникова Е.Ф.  Обучение грамоте (для детей 4-6 лет (№1, 2). – Екатеринбург:ООО «Издательский дом Литур», 2009.

2. Кузнецова В.Е, Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи- М.:ТЦ Сфера, 2009.

3. Цуканова С. П., Бетц Л..Л. Я учусь говорить и читать альбомы № 1,2,3 для индивидуальной работы ООО «Издательство ГНОМ» 2011