Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Казакова Татьяна Леонидовна

Тема "Скоро в школу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия

по развитию речи и  ознакомлению с окружающим

Тема: «Скоро в школу»

в подготовительной  группе компенсирующего развития для детей с ТНР №8 «Речецветик»

Воспитатель: Казакова Т.Л.

Цель: Обобщить знания детей, полученные в течение учебного года.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение употреблять сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.
  • Развивать умение употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.
  • Упражнять в умении составлять рассказы по сюжетной картине (по заданному плану)
  • Активизировать в речи слова: рассказ, название птиц, примет времён года, первоцветов, название сказок.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение обобщать, подбирая изображения по заданному признаку, развивать и активизировать активный и пассивный словарь действий и признаков, развивать логическое мышление.
  • Упражнять детей делать самостоятельно умозаключения и отражать их  в речи, развивать мыслительные способности, зрительную и слуховую память.
  • Развивать мышление, внимание, интерес к окружающему миру, осознавать ценность помощи человека природе.

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать умение выразительно, с естественными эмоциями читать стихи,  рассказывать пословицы, поговорки.
  • Воспитывать интерес  к занятиям физическими упражнениями.

Виды детской деятельности.                    

Формы работы.

Игровая

Словесные игры: «Подскажи словечко», «Продолжи предложение», «Скажи, что это и для чего», «Закончи предложение», «2 из 4х»

Продуктивная

Работа за столами(д/и«Накорми птиц»), рассказы по картинам, беседа

Место проведения: группа

Количество детей:8

Оборудование и материалы:

  • Картина «Весна», «Осень»
  • Зашумленные картинки
  • Д/ и  «2 из 4 –х»
  • Д/и «Игровизор», изображения птичьих следов
  • Коврик
  • Школьные принадлежности
  • Художественная литература:С.Т.Аксаков «Аленький цветочек», Ш. Перро «Кот в сапогах» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,  В.Осеева «Волшебное слово»

Ход:

Воспитатель: Ребята! Встали в круг. Я рада вас видеть.

Давайте создадим хорошее настроение. (Психологический настрой).

- Улыбнитесь друг другу. Скажите друг другу добрые слова: хороший, добрый, ласковый, нежный, внимательный, счастливый.

Воспитатель обращает внимание детей на ковёр, в котором отсутствуют буквы.

Что случилось с нашим ковром? (Исчезли буквы)

Что будем делать? (Искать)

Воспитатель:

Я приглашаю вас в путешествие с разными заданиями.  За правильно выполненное задание мы будем получать одну букву.  Если мы всё сделаем правильно, то в конце нас будет ждать новость.

Воспитатель обращает внимание детей на картины.

Ребёнок загадывает загадку:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети – Это весна.

Воспитатель: Покажите эту картину.

Какое время года изображено ещё?  (Осень)

Воспитатель: Повстречались однажды весна с осенью и стали хвалить себя.

А рассказывали они вот о чём:

  1. Какая погода бывает в это время года? Какое небо?
  2. Рассказали  о птицах, деревьях.
  3. Что видели  на земле
  4. Как дети помогали природе?

Кто из вас хочет стать осенью и весной и рассказать( Воспитатель прикрепляет символические изображения весны и осени детям- рассказчикам)(Рассказы детей)

Воспитатель: Понравились вам рассказы и чем?  (Ответы детей)

Назовите пословицы о весне.

  • В марте курочка под порожком воды напьётся
  • Март с водой, апрель с травой
  • Увидел скворца – весну встречай
  • Грач на горе – весна на дворе

Назовите приметы о весне.

  • В марте облака плывут быстро и высоко к хорошей погоде.
  • Длинные сосульки — к долгой весне.

Воспитатель: Почему весной вся природа оживает?

А вот  и первая буква из нашего коврика.  (Ш)

Воспитатель: Что лежит на полу? Чьи это следы?  (Птичьи)

Подумайте и скажите, что страшней птицам зимой – холод или голод?

Назовите птиц, которым мы помогли перезимовать.

Посмотрите, куда нас ведут птичьи следы?  (К столам)

Работа за столами

Д/у «Накорми птиц» Во время работы звучит запись птичьих трелей.(Взаимопроверка) – Один ребёнок делает у доски

А вот  вторая буква из нашего коврика.  (К)

Воспитатель: Подойдите ко мне (работа на ковре). Скажите, по утрам лужи покрыты чем? (Льдом)  Что можно сделать, чтобы льдинок стало много?  (Потоптать, разбить и т. д.)

Обуйте сапоги и встаньте в лужи.

Физкультурная минутка

 Мы сначала будем топать,

А потом мы будем хлопать,

А потом мы повернёмся

И все вместе улыбнёмся.

Воспитатель: Посмотрите, у вас выпала одна льдинка. Возьмите её. Что видите на льдинке? Назовите лишний предмет. (Д/и «4й лишний») У меня тоже есть льдинка с заданиями.

  • Сосульки под солнцем....(тают, капают)
  • на деревьях почки....(набухают, лопаются)
  • Весной птицы птенцов...(выводят, вскармливают)
  • Весной насекомые после зимы...(оживают)
  • Весной лёд на реке....(лопается, трещит, тает)
  • На проталинах первые цветы... (вырастают, распускаются, расцветают)

Про каких животных говорят: хитрая, колючий, злой,  неуклюжий, косой…

Вот  ещё одна буква.  (О)

СНИМИТЕ САПОГИ!

Воспитатель: Если отгадаете мою загадку, то узнаете, где находится следующая буква.

Снаружи смотришь - дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены собрались сказки старины,

И Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай…

Как называют этот дом? Попробуй, отгадай  (Библиотека)

Воспитатель предлагает пройти к библиотеке.

В нашей библиотеке я предлагаю вам игру «2 из 4-х» Найдите 2 картинки, объединённых одним сюжетом и назовите. (Работа детей)

А сейчас послушайте

Автор. Я.Аким «Апрель»

 Что послушали? (Стихотворение)

Воспитатель показывает книгу. Как называется книга?  («Аленький цветочек»)

Какие ещё знаете сказки? Показ  книги  В.Осеевой «Волшебное слово» Назовите рассказ из этой книги, который мы читали? («Волшебное слово»)я? Эта сказка или рассказ.

Скажите, чем отличается сказка от рассказа.

Воспитатель: А вот и буква на полке (Л) Давайте её возьмём.

Дети подходят к столу, на котором находятся школьные принадлежности, накрытые салфеткой.

Воспитатель: Нам осталось найти одну букву и выполнить последнее задание. Назовите предметы. Как их можно назвать одним словом? (Школьные принадлежности). Выбери себе предмет, назови его и расскажи, для чего он нужен в школе.

Если отгадаете загадку, то узнаете, где лежит последняя буква.

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься

Дал бы кто мне пару ног

Я б такой исполнил танец.

Но нельзя, я школьный…. (ранец)

Воспитатель достаёт букву А.

Послушайте звуки и узнаете новость о том, что вас ждёт этой осенью.

Ш, К,О,Л,А

Давайте выложим это слово  из букв. Читаем.

Конец занятия.