Методическая разработка Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Климович Наталья Юрьевна

Управление народного образования

Городского округа города Бор

 

 

 

Тема:

 

«Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

воспитатель 1 квалификационной категории

Климович Наталья Юрьевна

МБДОУ «Рукавичка»

 

 

 

 

 

 

Городской округ города Бор

 

 

Цели и задачи  речевого развития дошкольников.

 Используя специальные приёмы, направленные на развитие связной речи –  моделирование и технология ТРИЗ,  помогает детям     при пересказах текстов, при рассказывании по картине, при  описании предметов, при  сочинении сказок и  по созданию к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики, при создании различных моделей-сценок с использованием игрушек – маленьких человечков – при обучении детей грамоте.  Общаясь с детьми, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию коммуникативных навыков,  были сделаны выводы, что труднее всего дети осваивают связную речь (рассказы по плану и по картинкам, описание различных предметов и времен года). В начале года дети испытывали трудности при выполнении следующих заданий:

- для многих составляло трудности самостоятельно определить главные свойства и признаки предмета;

- установить последовательность выявленных признаков;

- удерживать в памяти эту последовательность, которая является планом;

- чётко и последовательно изложить  свою мысль;

- самостоятельно пересказать текст или рассказать по картине.

В работе были определены  задачи:

Образовательные задачи.

1. Обучать составлению описательных рассказов по картине.

2.Учить детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

3.Учить устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней.

4.Совершенствовать умение детей пространственной ориентировке по картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

5.Учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины.

Воспитательные задачи.

1.Воспитывать умение внимательно и целенаправленно, последовательно рассматривать художественное произведение (предмет), сопереживать герою, настроению, содержанию произведения.

2.Соотносить воспринятое с опытом своих положительных и отрицательных поступков, состояний, настроений, давать доказательную оценку, высказывать свое мнение.

3.Воспитывать духовно-богатую личность.

Развивающие задачи.

1.Развивать способность выразить свои впечатления, свое творческое «Я».

2.Развивать умения составлять рассказы  по картинам с последующим развивающимся сюжетом, рассказы о событиях из личного опыта, пересказывать небольшие тексты.

Первое, что я сделала, – это разбила предстоящую работу с детьми на несколько этапов.

Этапы работы.

Формы и методы работы.

Формы организации работы:

·        непосредственно образовательная деятельность

·        совместная деятельность

·        самостоятельная деятельность

·     индивидуальная работа (ведется  дифференцированная работа  с детьми, требующими большего внимания и помощи со стороны педагога;  с детьми талантливыми работа строится на углублении знаний, навыков, умений).

    Только синтез всех этих форм дает  ощутимый результат в работе с детьми. Они приобретают опыт в работе со звуком, словом, предложением, текстом.

    По результатам диагностики были поставлены задачи:

1.Формирование разговорной речи.

2.Формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать их.

3.Развивать умение составлению творческих  рассказов по картине.

4.Применять  новые технологии  работы со словом и текстом.

Для решения этих задач  в  работе с детьми  используются  методы и приемы:

на информационно - рецептивном этапе - интегрирующее начало. Наглядные: репродукции картин, схемы - модели. Словесные: аудизаписи стихов, рассказов, сказок  в исполнении артистов, беседы, загадки, игровые приемы.

Репродуктивный  этап. Методы этого этапа направлены на закрепление и уточнение знаний детей. Все наглядные и словесные методы повторяются, но дополняются участием самих детей: упражнения-задания, познавательные игры, моделирование, диалоги с игрушкой (предметом), беседы по темам, совместная и коллективная  работа по составлению рассказов, рассказывание по плану - схеме, по картине, экспериментирование, классификация предметов и выделение общего признака.  Активно используются вопросы.

  Творческий этап.  Используются творческие и исследовательские методы. Это и проблемные ситуации, анализ подсистем, приемы разрешения противоречий, прием фантазирования,  творческие пересказы,  придумывание  своего окончания сказки, путешествие в прошлое или будущее, метод маленьких человечков и др.

   Последовательное усвоение знаний, навыков, умений, способов действий, сопровождаемых усложнением задач, подобранными методами, использованием  технологий, а также соблюдением структуры образовательной деятельности, предварительной работы - все это очень влияет на обучение детей пересказу, творческому рассказыванию, придумыванию своих загадок, рассказыванию по картине,   иллюстрациям с последующим развитием действия.

Приемы обучения дошкольников рас­сказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений де­тей, от их активности, самостоятельности.

Самое главное – ребенок становится активным, внимательно слушает других,  не боится говорить, рассуждать, творить сам.

Мне бы хотелось более подробно остановиться на обучении рассказыванию по картине. Старших дошкольников мы учим составлять творческие рассказы 2-х типов.

 

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

 

    Я обратилась к обучению детей  составлению двух типов творческих рассказов по картине и рассмотрела этапы работы с ними.

                     1-ый тип: "Текст реалистического характера".

Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине:

  • рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей;
  • описание картины как раскрытие темы;
  • словесно-выразительное описание, изображенного на картине с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений.

               2-ой тип: "Текст фантастического характера".

Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине:

  • фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени;
  • рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой;
  • сказки по мотивам содержания картины.

    Оба типа рассказов относятся к творческой речевой деятельности разного уровня. Обучение ребенка осуществляется в процессе его сов

местной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

1 этап:   "Определение состава картины".

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

    Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине использовали прием "подзорная труба". Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Для определения деталей одного объекта я использую приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.                      Советы воспитателям:

  • Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.
  • Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов (дети при быстром темпе работы более внимательны, сосредоточены).
  • Предварительно должен быть составлен тематический словарь.

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины:

1.     Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).

2.     Моделирование объектов.

3.     Группировка по заданному признаку.

4.     Обобщение перечисленных объектов.

2 этап:   "Установление взаимосвязей между объектами

на картине".

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

     Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей - касание, давление;  на уровне эмоциональных связей - нравится - не нравится, заботится, не любит; на уровне родственных связей - брат - сестра, мама - дети.

     Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагали следующие творческие задания:

  • Пришел волшебник "Объединяй" и объединил два.
  • "Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.
  • "Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат".
  • "Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит" - объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами.                        Советы воспитателям:
  • Вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце - подтверждение (вывод).

Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине:

1.     Выделение двух объектов на картине.

2.     Обоснование связей между ними.

3.     Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.

3 этап:  "Описание на основе возможного восприятия

объектов картины разными органами чувств"

Цель:  учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

      У человека пять органов. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д. Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, использовали прием "вхождения в картину": побуждает  детей к описанию возможных ощущений и предлагает  прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. При этом даются творческие задания:

  • Пришел волшебник "Я слушаю" (и другие).
  • Назови объекты, которые могут издавать звук.
  • Я ощущаю лицом и руками…

     Советы воспитателям:

  • Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …". Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.
  • Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.

           Алгоритм мыслительных действий:

1.     "Вхождение в картину".

2.     Выбор органа чувств, который помогает "путешествовать" по картине.

3.     Речевая зарисовка ощущений.

4 этап:   "Составление загадок и метафор по картине".

Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор  (термин для педагогов); сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок.

     Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.).                       

 Советы воспитателям:

  • Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

       Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок:

1.     Выбор объекта на картине.

2.     Выбор модели загадки.

3.     Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.

4.     Выбор наиболее удачных сравнений.

5.     Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: "как", "но не так".

 Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор:

1.     Выбор объекта на картине.

2.     Выбор модели метафоры.

3.     Подбор характеристик.

4.     Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.

5 этап:  "Преобразование объектов во времени".

Цель:  учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

     Для обучения рассказыванию по картине детям предлагали представить, как развивается сюжет во времени. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования. Особое значение придается длине временного отрезка: далекое – близкое.  Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени использовали прием перемещения во времени ("Машина времени"): выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем  (метод ТРИЗ).                   

Советы воспитателям:

  • В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень,  раньше - позже, до того - после того).
  • Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего.
  • Придумывать название рассказа-фантазии.

 

Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта

                          во времени:

1.     Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать.

2.     Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.

3.     Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта.

4.     Назвать рассказ.

6 этап:  «Описание местонахождения объектов на картине».

Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины.

     Необходимо активизировать соответствующий словарный запас детей: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины.   Вводятся слова:  ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после. Для обучения детей пространственной ориентировке на картине использовали игры: "Да - Нет", "Ожившая картина". Постепенно выстраивается композиционная модель картины.            

  Советы педагогам:

  • Дети должны знать правила игры в "Да - Нет": вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог ответить только "Да" или "Нет". Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишней части плоскости.
  • После того, как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов.

Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине:

1.     Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.

2.     Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

а) с позиции постороннего наблюдателя; 
б) в роли самого объекта.

        7 этап:  "Составление рассказов от лица разных объектов".

Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания:

·        об разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях. (грустный - веселый, радостный - печальный, спокойный – возбужденный);

·         об  разнообразных чертах характера-  (добрый - злой, трудолюбивый - ленивый, вежливый - грубый, умный - глупый…)

·        о  признаках проявления того или иного эмоционального состояния: веселый - улыбается,  все его радует,  вызывает смех;  грустный - вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый;  добрый - всех любит, заботится, помогает, хлопочет.

·         о разнообразных средствах интонационной выразительности речи -  темп речи, сила голоса, тембр; правилах их применения.

    Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи. Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица проводили творческие задания, которые имеют следующее содержание:

·         "Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот".

·         "Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств".

·         "Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства".

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой использовали прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера.                                    Советы воспитателям:

  • От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный).
  • Возможны разные формы организации работы с детьми:

коллективные,  на  которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя;

подгрупповые, на которых воспитатель дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя. Рассказ идет об окружении героя, но через призму разных его эмоциональных состояний;

индивидуальные задания,  которые могут быть предложены воспитателем или самостоятельно выбраны ребенком.                     

 Алгоритм мыслительных действий:

1.     Выбрать объект (героя) на картине.

2.     Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.

3.     Войти в образ героя.

4.     Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.

9 этап:  "Составление рассказов-фантазий".

Цель: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять рассказы фантастического содержания.

    Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:

  • "Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта);
  • "Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями);
  • "Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или статики);
  • "Специализация - универсализация" (расширение либо ограничение ресурсов объекта);
  • "Наоборот" (приобретение объектом инверсных свойств);
  • "Ускорение - замедление" (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).

    Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром. Для обучения детей составлению рассказов по картине использовали игровой прием "Пришел в гости волшебник…".

Приглашаются волшебники:

1.     Волшебник «Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).

2.     Волшебник « Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).

3.     Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).

4.     Волшебник  «Могу Все» - «Могу Только» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).

5.     Волшебник «Наоборот» (у объекта выявляется какое-либо свойство и оно меняется на противоположное).

6.     Волшебник «Времени»- этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов.

При этом я предлагаю  детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы:

  • Что происходит с этим объектом?
  • Какие ощущения он испытывает?
  • Как он теперь воспринимает окружающий мир?                           

                              Советы воспитателям:

  • Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого "Волшебника".
  • Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается.
  • Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно.
  • В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана.
  • Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами.

 Алгоритм мыслительных действий при составлении    рассказов- фантазий:

1.     Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть.

2.     Пригласить одного из Волшебников.

3.     Преобразовать объект или его часть.

4.     Составить фантастический рассказ.

10 этап:  "Составление сказок нравственно-этического характера".

Цель: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки.

     Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место,  где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом. Например: лужайка около леса. Далее перечисляются объекты, изображенные на картине,  неодушевленного плана: елка, лужа, прутик, трава, цветы.  Объекты наделяются свойствами или чертами характера  человека:  елка - мудрая, лужа - грязнуля, прутик - труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливы.  Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления (в лужу упал мяч). Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю. Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств.

    Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст  сказки и придумывается ее название.

                   Работа с детьми:

  • Предложить детям сочинить сказку по картине.
  • Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки.
  • Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.
  • Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).
  • Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.
  • Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике.
  • Обсуждение мнения каждого героя.
  • Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.
  • Придумывание названия сказки.                            

 Советы воспитателям:

  • Давать возможность детям в процессе сочинения сказки включать приемы театрализации.
  • При обозначении героев сказки целесообразно использовать приемы моделирования (схематическое обозначение объектов и буквенное обозначение черт характера).
  • От коллективного сочинения сказки (с помощью "мозгового штурма") необходимо переходить к индивидуальному сочинительству.
  • При коллективном сочинении каждому ребенку предлагается придумать собственное название сказки и сообщить его педагогу по секрету. Воспитатель записывает название сказок, затем объявляет конкурс названий.
  • По мотивам сказки можно предложить детям сделать рисунки или организовать театральное действие.

Алгоритм мыслительных действий:

1.     Определить место событий.

2.     Выбрать героев, наделить их человеческими свойствами или характеристиками.

3.     Объявить Случай.

4.     Составить  сказку.

5.     Придумать название сказки.

Разобрав все этапы работы по составлению творческих рассказов по картине, можно выделить модель работы с картиной как целостной системой. Это:

  • выделение объектов, изображенных на картине;
  • установление взаимосвязей между объектами;
  • характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств);
  • описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, метафоры);
  • представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после);
  • описание местонахождения объектов на картине;
  • представление себя на картине в качестве одного из объектов;
  • поиски многозначности смысла сюжета картины;
  • составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине;
  • создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине;
  • составление рифмованных текстов по содержанию картины.

Проблема обучения  дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабатывает мыслительные операции детей по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей этой системы.

    Чтобы работа педагога была успешна, я постоянно обращаюсь к родителям своих воспитанников. Для достижения тесного сотрудничества с родителями по решению  связной речи детей я решаю задачи:

·        формирование единства в работе детского сада и семьи по данной теме;

·        оказание помощи  родителям в руководстве по развитию связной речи у детей.

    Для этого были использованы традиционные и нетрадиционные методы работы: родительские собрания, анкетирование, презентации, буклеты, развлечения и праздники, флеш - карты, консультации, папки-передвижки, индивидуальные беседы. Тесное сотрудничество с родителями  и педагогическое просвещение помогает мне заинтересовать их в целенаправленной работе над развитием связной речи их детей.

    Что касается предметно-развивающей среды, то она постоянно пополняется с помощью родителей  репродукциями картин русских и российских художников, новыми схемами-моделями.

 

 

Библиография

1.Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - с. 240.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: «Академия», 1998.

3.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: «Академия», 1998

4.Богат, Нюкомов.  Развивать творческое мышление. // Дошкольное воспитание, 1994, № 1.

5.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

6.Выготский Л.С. Воображение и его развитие. // Собр. соч. в 6 т., М., 1983, т.2.

7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.

8.Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.

9.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984.

10.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1994.

11.Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников. // Вопросы психологии, 1988, №2.

12.Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения. // Вопросы психологии, 1980, №2.

13.Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей. // Дошкольное воспитание, 1993, №8.

14.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. – СПб.:  Златоуст, 1998.

15.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

16.Литературный энциклопедический словарь. – М., 1998.

17.Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1994.

18.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996.

19.Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.

20.Новлянская З. Н.  Почему дети фантазируют. – М., 1987.

21.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1986.

22.Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984.

23.Развитие речи и творчества дошкольников. / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

24.Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.

25.И.Л.Саво. Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи. //Дошкольная педагогика. 2009.

26.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - Ульяновск, 1997. - 74с.

27.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ - инфо". 2000. - 44 с.

 

28.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Гринго, 1996.

29.Словарь русского языка. М., 1998, т.4.

30.Смолярчук И. Развивать творческие способности детей. // Дошкольное воспитание, 1993, №8.

31.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

32.Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. - М.: 2005.

33.Творческое рассказывание : обучение детей 5-7 лет/ авт.-сост. Л.М. Граб. -Волгоград: Учитель, 2011.

34.Туник Е. Психодиагностика творческого мышления. – СПб, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление народного образования

Городского округа города Бор

Тема:

«Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»

Выполнила

воспитатель 1 квалификационной категории

Климович Наталья Юрьевна

МБДОУ «Рукавичка»

Городской округ города Бор

Цели и задачи  речевого развития дошкольников.

 Используя специальные приёмы, направленные на развитие связной речи –  моделирование и технология ТРИЗ,  помогает детям     при пересказах текстов, при рассказывании по картине, при  описании предметов, при  сочинении сказок и  по созданию к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики, при создании различных моделей-сценок с использованием игрушек – маленьких человечков – при обучении детей грамоте.  Общаясь с детьми, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию коммуникативных навыков,  были сделаны выводы, что труднее всего дети осваивают связную речь (рассказы по плану и по картинкам, описание различных предметов и времен года). В начале года дети испытывали трудности при выполнении следующих заданий:

- для многих составляло трудности самостоятельно определить главные свойства и признаки предмета;

- установить последовательность выявленных признаков;

- удерживать в памяти эту последовательность, которая является планом;

- чётко и последовательно изложить  свою мысль;

- самостоятельно пересказать текст или рассказать по картине.

В работе были определены  задачи:

Образовательные задачи.

1. Обучать составлению описательных рассказов по картине.

2.Учить детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

3.Учить устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней.

4.Совершенствовать умение детей пространственной ориентировке по картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

5.Учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины.

Воспитательные задачи.

1.Воспитывать умение внимательно и целенаправленно, последовательно рассматривать художественное произведение (предмет), сопереживать герою, настроению, содержанию произведения.

2.Соотносить воспринятое с опытом своих положительных и отрицательных поступков, состояний, настроений, давать доказательную оценку, высказывать свое мнение.

3.Воспитывать духовно-богатую личность.

Развивающие задачи.

1.Развивать способность выразить свои впечатления, свое творческое «Я».

2.Развивать умения составлять рассказы  по картинам с последующим развивающимся сюжетом, рассказы о событиях из личного опыта, пересказывать небольшие тексты.

Первое, что я сделала, – это разбила предстоящую работу с детьми на несколько этапов.

Этапы работы.

Формы и методы работы.

Формы организации работы:

  • непосредственно образовательная деятельность
  • совместная деятельность
  • самостоятельная деятельность
  • индивидуальная работа (ведется  дифференцированная работа  с детьми, требующими большего внимания и помощи со стороны педагога;  с детьми талантливыми работа строится на углублении знаний, навыков, умений).

    Только синтез всех этих форм дает  ощутимый результат в работе с детьми. Они приобретают опыт в работе со звуком, словом, предложением, текстом.

    По результатам диагностики были поставлены задачи:

1.Формирование разговорной речи.

2.Формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать их.

3.Развивать умение составлению творческих  рассказов по картине.

4.Применять  новые технологии  работы со словом и текстом.

Для решения этих задач  в  работе с детьми  используются  методы и приемы:

на информационно - рецептивном этапе - интегрирующее начало. Наглядные: репродукции картин, схемы - модели. Словесные: аудизаписи стихов, рассказов, сказок  в исполнении артистов, беседы, загадки, игровые приемы.

Репродуктивный  этап. Методы этого этапа направлены на закрепление и уточнение знаний детей. Все наглядные и словесные методы повторяются, но дополняются участием самих детей: упражнения-задания, познавательные игры, моделирование, диалоги с игрушкой (предметом), беседы по темам, совместная и коллективная  работа по составлению рассказов, рассказывание по плану - схеме, по картине, экспериментирование, классификация предметов и выделение общего признака.  Активно используются вопросы.

  Творческий этап.  Используются творческие и исследовательские методы. Это и проблемные ситуации, анализ подсистем, приемы разрешения противоречий, прием фантазирования,  творческие пересказы,  придумывание  своего окончания сказки, путешествие в прошлое или будущее, метод маленьких человечков и др.

   Последовательное усвоение знаний, навыков, умений, способов действий, сопровождаемых усложнением задач, подобранными методами, использованием  технологий, а также соблюдением структуры образовательной деятельности, предварительной работы - все это очень влияет на обучение детей пересказу, творческому рассказыванию, придумыванию своих загадок, рассказыванию по картине,   иллюстрациям с последующим развитием действия.

Приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Самое главное – ребенок становится активным, внимательно слушает других,  не боится говорить, рассуждать, творить сам.

Мне бы хотелось более подробно остановиться на обучении рассказыванию по картине. Старших дошкольников мы учим составлять творческие рассказы 2-х типов.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

    Я обратилась к обучению детей  составлению двух типов творческих рассказов по картине и рассмотрела этапы работы с ними.

                     1-ый тип: "Текст реалистического характера".

Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине:

  • рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей;
  • описание картины как раскрытие темы;
  • словесно-выразительное описание, изображенного на картине с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений.

               2-ой тип: "Текст фантастического характера".

Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине:

  • фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени;
  • рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой;
  • сказки по мотивам содержания картины.

    Оба типа рассказов относятся к творческой речевой деятельности разного уровня. Обучение ребенка осуществляется в процессе его сов

местной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

1 этап:   "Определение состава картины".

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

    Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине использовали прием "подзорная труба". Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Для определения деталей одного объекта я использую приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.                      Советы воспитателям:

  • Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.
  • Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов (дети при быстром темпе работы более внимательны, сосредоточены).
  • Предварительно должен быть составлен тематический словарь.

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины:

  1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
  2. Моделирование объектов.
  3. Группировка по заданному признаку.
  4. Обобщение перечисленных объектов.

2 этап:   "Установление взаимосвязей между объектами

на картине".

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

     Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей - касание, давление;  на уровне эмоциональных связей - нравится - не нравится, заботится, не любит; на уровне родственных связей - брат - сестра, мама - дети.

     Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагали следующие творческие задания:

  • Пришел волшебник "Объединяй" и объединил два.
  • "Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.
  • "Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат".
  • "Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит" - объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами.                        Советы воспитателям:
  • Вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце - подтверждение (вывод).

Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине:

  1. Выделение двух объектов на картине.
  2. Обоснование связей между ними.
  3. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.

3 этап:  "Описание на основе возможного восприятия

объектов картины разными органами чувств"

Цель:  учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

      У человека пять органов. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д. Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, использовали прием "вхождения в картину": побуждает  детей к описанию возможных ощущений и предлагает  прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. При этом даются творческие задания:

  • Пришел волшебник "Я слушаю" (и другие).
  • Назови объекты, которые могут издавать звук.
  • Я ощущаю лицом и руками…

     Советы воспитателям:

  • Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …". Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.
  • Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.

           Алгоритм мыслительных действий:

  1. "Вхождение в картину".
  2. Выбор органа чувств, который помогает "путешествовать" по картине.
  3. Речевая зарисовка ощущений.

4 этап:   "Составление загадок и метафор по картине".

Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор  (термин для педагогов); сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок.

     Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.).                       

 Советы воспитателям:

  • Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

       Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок:

  1. Выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели загадки.
  3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений.
  5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: "как", "но не так".

 Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор:

  1. Выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели метафоры.
  3. Подбор характеристик.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.

5 этап:  "Преобразование объектов во времени".

Цель:  учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

     Для обучения рассказыванию по картине детям предлагали представить, как развивается сюжет во времени. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования. Особое значение придается длине временного отрезка: далекое – близкое.  Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени использовали прием перемещения во времени ("Машина времени"): выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем  (метод ТРИЗ).                   

Советы воспитателям:

  • В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень,  раньше - позже, до того - после того).
  • Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего.
  • Придумывать название рассказа-фантазии.

Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта

                          во времени:

  1. Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать.
  2. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.
  3. Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта.
  4. Назвать рассказ.

6 этап:  «Описание местонахождения объектов на картине».

Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины.

     Необходимо активизировать соответствующий словарный запас детей: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины.   Вводятся слова:  ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после. Для обучения детей пространственной ориентировке на картине использовали игры: "Да - Нет", "Ожившая картина". Постепенно выстраивается композиционная модель картины.            

  Советы педагогам:

  • Дети должны знать правила игры в "Да - Нет": вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог ответить только "Да" или "Нет". Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишней части плоскости.
  • После того, как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов.

Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине:

  1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.
  2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

а) с позиции постороннего наблюдателя; 
б) в роли самого объекта.

        7 этап:  "Составление рассказов от лица разных объектов".

Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания:

  • об разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях. (грустный - веселый, радостный - печальный, спокойный – возбужденный);
  •  об  разнообразных чертах характера-  (добрый - злой, трудолюбивый - ленивый, вежливый - грубый, умный - глупый…)
  • о  признаках проявления того или иного эмоционального состояния: веселый - улыбается,  все его радует,  вызывает смех;  грустный - вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый;  добрый - всех любит, заботится, помогает, хлопочет.
  •  о разнообразных средствах интонационной выразительности речи -  темп речи, сила голоса, тембр; правилах их применения.

    Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи. Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица проводили творческие задания, которые имеют следующее содержание:

  • "Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот".
  • "Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств".
  • "Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства".

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой использовали прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера.                                    Советы воспитателям:

  • От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный).
  • Возможны разные формы организации работы с детьми:

коллективные,  на  которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя;

подгрупповые, на которых воспитатель дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя. Рассказ идет об окружении героя, но через призму разных его эмоциональных состояний;

индивидуальные задания,  которые могут быть предложены воспитателем или самостоятельно выбраны ребенком.                     

 Алгоритм мыслительных действий:

  1. Выбрать объект (героя) на картине.
  2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
  3. Войти в образ героя.
  4. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.

9 этап:  "Составление рассказов-фантазий".

Цель: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять рассказы фантастического содержания.

    Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:

  • "Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта);
  • "Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями);
  • "Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или статики);
  • "Специализация - универсализация" (расширение либо ограничение ресурсов объекта);
  • "Наоборот" (приобретение объектом инверсных свойств);
  • "Ускорение - замедление" (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).

    Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром. Для обучения детей составлению рассказов по картине использовали игровой прием "Пришел в гости волшебник…".

Приглашаются волшебники:

  1. Волшебник «Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
  2. Волшебник « Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).
  3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
  4. Волшебник  «Могу Все» - «Могу Только» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
  5. Волшебник «Наоборот» (у объекта выявляется какое-либо свойство и оно меняется на противоположное).
  6. Волшебник «Времени»- этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов.

При этом я предлагаю  детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы:

  • Что происходит с этим объектом?
  • Какие ощущения он испытывает?
  • Как он теперь воспринимает окружающий мир?                           

                              Советы воспитателям:

  • Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого "Волшебника".
  • Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается.
  • Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно.
  • В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана.
  • Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами.

 Алгоритм мыслительных действий при составлении    рассказов- фантазий:

  1. Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть.
  2. Пригласить одного из Волшебников.
  3. Преобразовать объект или его часть.
  4. Составить фантастический рассказ.

10 этап:  "Составление сказок нравственно-этического характера".

Цель: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки.

     Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место,  где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом. Например: лужайка около леса. Далее перечисляются объекты, изображенные на картине,  неодушевленного плана: елка, лужа, прутик, трава, цветы.  Объекты наделяются свойствами или чертами характера  человека:  елка - мудрая, лужа - грязнуля, прутик - труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливы.  Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления (в лужу упал мяч). Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю. Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств.

    Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст  сказки и придумывается ее название.

                   Работа с детьми:

  • Предложить детям сочинить сказку по картине.
  • Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки.
  • Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.
  • Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).
  • Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.
  • Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике.
  • Обсуждение мнения каждого героя.
  • Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.
  • Придумывание названия сказки.                            

 Советы воспитателям:

  • Давать возможность детям в процессе сочинения сказки включать приемы театрализации.
  • При обозначении героев сказки целесообразно использовать приемы моделирования (схематическое обозначение объектов и буквенное обозначение черт характера).
  • От коллективного сочинения сказки (с помощью "мозгового штурма") необходимо переходить к индивидуальному сочинительству.
  • При коллективном сочинении каждому ребенку предлагается придумать собственное название сказки и сообщить его педагогу по секрету. Воспитатель записывает название сказок, затем объявляет конкурс названий.
  • По мотивам сказки можно предложить детям сделать рисунки или организовать театральное действие.

Алгоритм мыслительных действий:

  1. Определить место событий.
  2. Выбрать героев, наделить их человеческими свойствами или характеристиками.
  3. Объявить Случай.
  4. Составить  сказку.
  5. Придумать название сказки.

Разобрав все этапы работы по составлению творческих рассказов по картине, можно выделить модель работы с картиной как целостной системой. Это:

  • выделение объектов, изображенных на картине;
  • установление взаимосвязей между объектами;
  • характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств);
  • описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, метафоры);
  • представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после);
  • описание местонахождения объектов на картине;
  • представление себя на картине в качестве одного из объектов;
  • поиски многозначности смысла сюжета картины;
  • составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине;
  • создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине;
  • составление рифмованных текстов по содержанию картины.

Проблема обучения  дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабатывает мыслительные операции детей по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей этой системы.

    Чтобы работа педагога была успешна, я постоянно обращаюсь к родителям своих воспитанников. Для достижения тесного сотрудничества с родителями по решению  связной речи детей я решаю задачи:

  • формирование единства в работе детского сада и семьи по данной теме;
  • оказание помощи  родителям в руководстве по развитию связной речи у детей.

    Для этого были использованы традиционные и нетрадиционные методы работы: родительские собрания, анкетирование, презентации, буклеты, развлечения и праздники, флеш - карты, консультации, папки-передвижки, индивидуальные беседы. Тесное сотрудничество с родителями  и педагогическое просвещение помогает мне заинтересовать их в целенаправленной работе над развитием связной речи их детей.

    Что касается предметно-развивающей среды, то она постоянно пополняется с помощью родителей  репродукциями картин русских и российских художников, новыми схемами-моделями.

Библиография

1.Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - с. 240.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: «Академия», 1998.

3.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: «Академия», 1998

4.Богат, Нюкомов.  Развивать творческое мышление. // Дошкольное воспитание, 1994, № 1.

5.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

6.Выготский Л.С. Воображение и его развитие. // Собр. соч. в 6 т., М., 1983, т.2.

7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.

8.Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.

9.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984.

10.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1994.

11.Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников. // Вопросы психологии, 1988, №2.

12.Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения. // Вопросы психологии, 1980, №2.

13.Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей. // Дошкольное воспитание, 1993, №8.

14.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. – СПб.:  Златоуст, 1998.

15.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

16.Литературный энциклопедический словарь. – М., 1998.

17.Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1994.

18.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996.

19.Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.

20.Новлянская З. Н.  Почему дети фантазируют. – М., 1987.

21.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1986.

22.Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984.

23.Развитие речи и творчества дошкольников. / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

24.Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.

25.И.Л.Саво. Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи. //Дошкольная педагогика. 2009.

26.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - Ульяновск, 1997. - 74с.

27.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ - инфо". 2000. - 44 с.

28.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Гринго, 1996.

29.Словарь русского языка. М., 1998, т.4.

30.Смолярчук И. Развивать творческие способности детей. // Дошкольное воспитание, 1993, №8.

31.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

32.Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. - М.: 2005.

33.Творческое рассказывание : обучение детей 5-7 лет/ авт.-сост. Л.М. Граб. -Волгоград: Учитель, 2011.

34.Туник Е. Психодиагностика творческого мышления. – СПб, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр

Методическая разработкапо обучению детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр...

Консультация для родителей "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине"!

Консультация для родителей "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине"...

Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного образован...

Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине

Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине...

Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине.

Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий....

Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного образован...

Консультация для родителей «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок»

В консультации родителям даны рекомендации по обучению детей рассказыванию по картине и по серии сюжетных картинок....