Главные вкладки

    Речевые игры для старших дошкольников
    консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

    Емельянова Елена Владимировна

    Речевые игры для старших дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rechevye_igry_dlya_starshih_doshkolnikov.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевые игры для старших дошкольников

    Король (Народная игра)

    Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.

    Организация. Кто-то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

    — Здравствуй, Король!

    — Здравствуйте! — отвечает он.

    — Нужны вам работники?

    — Нужны.

    — Какие?

    Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль.

     

    Коршун (Народная игра)

    Цель. Активизировать употребление глаголов.

    Ведущий — Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог.

    — Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.

    — Коршун, что делаешь?

    — Ямочку рою.

    — Зачем ямочка?

    — Денежку ищу.

    — Зачем тебе денежку?

    — Иголку купить.

    — Зачем тебе иголка?

    — Мешочек сшить.

    — Зачем мешочек?

    — Камешки класть.

    — Зачем камешки?

    — В твоих детей бросать.

    — За что?

    — Они ко мне в огород лазят.

    — Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их!

    Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда переловит всех.

     

    Как тебя зовут? (Народная игра)

    Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение.

    Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.

    Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает:

    Кто ошибется,

    Тот попадется!

    Кто засмеется,

    Тому плохо придется!

    После этого он спрашивает:

    — Кто ты?

    — Метла.

    Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает:

    — А это у тебя что?

    — Метла.

    Вожак показывает на руки:

    — А это у тебя что?

    — Метлы!

    Вожак показывает на ноги:

    — А это?

    — Метлы.

    — А что ты ел сегодня утром?

    — Метлу!

    — А на чем ты ездишь по городу?

     

    Какая бывает собака?

    Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.

    Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п.

     

    Угадай, кто мой друг.

    Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.

    Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.

    Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

     

    Назови слово

    Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч.


    Местоимения.

    Один бросает мяч -  называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она - картина; он - чемпион; оно - солнышко.

    Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.

    Суффиксы существительных. 

    Задание: придать слову уменьшительно-ласкательное значение (вариант: увеличивающее или устрашающее значение).

    Пример: дом-домик (домище).
    а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос, зонт…,
    б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей…,
    в) погода, пианино, число, фабрика… .

    Приставки.

    Задание: подобрать слову подходящее ?начало? (приставку). Пример: рвать-нарвать.
    а) сесть, зреть, шитый, ход, брать, селение, гнать, делать, падать,
    б) сыпь, кто, жалостный, внук, данный…

     

    Отвечай быстро!

    Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:

    Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)

    высокий, прочный, кирпичный ... (дом)

    рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)

    зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)

     

    Кто больше?

    Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков - например мяч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.

    Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)


    Задание детям -

    1.Кто больше назовет свойств предмета.

    2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.

    Скажи по-другому.

    Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)

     

    В чем причина?

    Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевые игры для старших дошкольников

    Подбор игр по развитию речи для детей 5 - 7 лет...

    Речевые игры для старших дошкольников

    Подборка игра для развития речи....

    «Речевые игры для старших дошкольников»

    Речевые игры для старших дошкольников...

    Консультация "Речевые игры для старших дошкольников"

    Речевые игры, представленные в консультации, не требуют специального времени: в них можно играть в машине, на кухне, на прогулке....

    Речевые игры для старших дошкольников

    В данной презентации представлены речевые игры для детей старшего дошкольного возраста....

    Речевые игры для старших дошкольников

    Игры , развивающие речь и мышление, причинно-следственные связи....

    Игры для развития речевых навыков у старших дошкольников.

    Всем известно, что игра для дошкольника  – основной (и любимый) вид деятельности. Именно играя, ребенок учится и развивается.Речевые навыки – не исключение. Научить ребенка гово...