Метод интервьюирования нетрадиционная форма работы по развитию коммуникативных умений у детей с ТНР
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Развитие основ диалогического общения в системе коммуникативного поведения дошкольников.

Учим детей задавать вопросы различной типологии.

Прилагается презентация "Метод интерьюирования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида «Тополёк»

Выступление

на методическом объединении учителей-логопедов:

Метод интервьюирования

нетрадиционная форма работы

 по развитию коммуникативных умений у детей с ТНР

Учитель-логопед высшей категории:

Михайленко Н.И.

г.Волгодонск 2013.

        Дети с ОНР затрудняются длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны, у них слабо сформированы навыки рассуждения, отсутствует аргументация. Каждый ребёнок говорит о своём и не слышит партнёра, не отвечает эмпатией на собеседника. Вследствие нарушений эмоциональной сферы возникает приглушенность выразительности лица и движений.

        Как известно, в педагогической среде (детский сад, школа) вопросы задаёт педагог. В нашем учреждении педагоги задались целью научить детей задавать вопросы.  Сам знак вопроса можно сравнить с  «рыболовным крючком», таким образом задавание вопросов сравнивается с выуживанием информации у собеседника.

Практическое обучение умению задавать вопросы мы начали с использования, так называемого,  приёма «коммуникатора».  Где взрослый просит «ребёнка-коммуникатора» задать вопрос другому ребёнку по образцу: «Коля, спроси у Кати на чём она приехала в детский сад». Коля подходит к Кате и, глядя ей в глаза вежливо спрашивает:  «Катя, на чём ты приехала в детский сад?» (педагог –ребёнок - ребёнок).

Следующий шаг – взрослый выступает в роли отвечающего, (ребёнок – педагог) и наоборот (педагог – ребёнок).

Цель следующего шага – самостоятельное общение  детей (ребёнок - ребёнок). Педагог оказывает помощь на всех этапах общения.

Мы предлагаем вашему вниманию видеозапись игры  «Бюро находок». В начале видео вы увидите как педагог и дети проговаривают правила речевого общения, опираясь на созданные ими схемы-подсказки.

Видео «Бюро находок».

Коллеги, как вы видели, дети использовали в беседе между диспетчером и человеком, потерявшим вещи, вопросы описательного характера. Умение детей задавать такого типа вопросы мы формируем на занятиях по развитию связной речи, где работаем над описательным рассказом. Если раньше целью такого занятия  был монологический рассказ описательного характера, то сейчас, на основе схемы, дети задают вопросы собеседнику – выстраивается диалог («Мой дом»).  

Собеседники могут задавать друг другу вопросы разного характера. Можно, играя, разделить все вопросы на две категории:  «тонкие»  вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ  и  «толстые» вопросы, на которые предполагается развёрнутый, «долгий», обстоятельный ответ.

        Для развития диалогического общения, просодической стороны речи и эмоциональных проявлений у детей, педагогам – практикам будет интересна нетрадиционная форма проведения логопедического занятия – интервьюирование.

        Данный метод позволяет:

-  развивать личностные качества детей;

-  учить преодолевать скованность;

-  быть активным и самостоятельным собеседником;

- развивать уверенность в себе и в своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру речевого общения;

-  вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;

-  устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время её, а также аграмматичное использование слов в структуре связного высказывания;

-  овладевать умением пользоваться различными типами предложений.

Метод интервьюирования повышает эффективность логопедических занятий.  При подготовке к такому занятию воспитанники вместе с логопедом составили загадку о представителе одной из важных профессий.

-У неё много детей, она их очень любит, но это не…мама.

-Она всегда занимается с детьми, но это не…воспитатель и не логопед.

- Она даёт детям знания, но это не… книга.

- Она заботится о детях, но это не… мама и бабушка.

 Вашему вниманию предлагаются типы вопросов, которые обеспечивают и развивают познавательный интерес и получение достаточного объёма информации. На основе их может строится диалогическое общение. Для повышения мотивационной составляющей нашего занятия можно эти вопросы представить в виде ромашки.

Типология вопросов следующая. Внимание на экран и приложение.

Описательные.   Кто? Что? Какой? Что делает? Когда? Где? Куда?

Каузальные.  Почему? Зачем?  Как?  Вопросы раскрывают причинно-следственные связи.

Субъективные.  Что вы знаете об ….? Что вы чувствуете при …?

Воображаемые.  Что было бы если?

Оценочные.  Как вы оцениваете свою работу ( результат своей работы)?

Последующие.  Что бутет происходить в последствии?

Дыбина О.В. «Педагогическая диагностика компетентности дошкольников»

Издательство «Мозаика-Синтез»,  Москва 2010 г.

 Мы предлагаем вашему вниманию видеозапись  «Интервью. «У нас в гостях учитель» - дети подготовительной группы,  пользуясь выработанными умениями задают все типы вопросов одному главному собеседнику - учителю.

И заключительная видеозапись «Корреспондент», где один воспитанник вступает в диалог с представителем профессии («ветеренар»), роль которого  выполняет другой воспитанник.

        Практическое задание.

Преставим себе, что мы на телестудии в гостях у Михаила Ширвинда – автора программы «Хочу знать». Мы хотим узнать о жирафе – представителе животного мира. Попробуем использовать для этого всю типологию вопросов.

Таким образом, коллеги, мы можем убедиться в том, что такая типология вопросов применима на любой лексической теме.  Желаем успехов в развитии коммуникативных умений ваших воспитанников!



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида «Тополёк»

Практикум:

«Развитие основ диалогического общения в системе коммуникативного поведения дошкольников».

Учим детей задавать вопросы различной типологии.

(подготовительная группа)

Учитель-логопед высшей категории:

Михайленко Н.И.

г.Волгодонск 2012

Коррекционно-образовательные цели. Учить детей задавать вопросы разной типологии с помощью графического символа.

Коррекционно-развивающие цели. Развивать речевую активность, интерес к профессии учителя. Развивать коммуникативные умения. Развивать внимание, словесно-логическое мышление, воображение.

Коррекционно-воспитательные цели.  Воспитывать у детей уважение к взрослым . Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.

Оборудование. Схемы - модели (вопросы), написаные вопросы;  микрофон.

Предварительная работа.  Игры – ситуации «На корабле», «Путешественники», беседы на основе картинок, нарисованными детьми. Составление загадки об учителе. Диалог с представителями профессий: психолог, логопед, воспитатель.

Ход занятия.

Уважаемые гости, сегодня наши  дети покажут свои коммуникативные умения.

1.Организационный момент. Дети входят в кабинет и представляясь и знакомясь с гостями, проходят на место («Здравствуйте, я – Яня Мирошниченко, а как вас зовут?»).

2.Беседа.

Логопед:  Друзья, вы много играете в разные игры; в игре «Магазин» - вы – продавец, в игре «Больница» - вы – доктор, а  сегодня мы ждём в гости человека, профессию которого вы должны угадать. Задавайте вопросы, а по моим ответам «Да» и «Нет»  вы поймёте о ком идёт речь.

Дети: Этот человек работает  с  предметами?  Нет. Он работает с людьми? Да. Он работает со взрослыми людьми? Нет. Он работает с детьми? Да. Он – воспитатель? Нет. Он учит детей? Да. Этот человек учитель? Да!  Учительница!

Логопед:  Дети, а вы хотели бы повторить загадку об этой профессии и дополнить её фотографиями, чтобы получилась фото-загадка для других детей, которые также как вы собираются в школу?

3.Составление загадки.

Логопед: Внимание на экран.

У неё много детей, она их очень любит, но это не …мама.

Она всегда занимается с детьми, но это не …воспитатель и не логопед.

Она даёт детям знания, но это не …книга.

Она заботиться о детях, но это не …мама и бабушка (родственники).

4. Беседа с учителем.

И сегодня у нас в гостях учитель. Встречайте, у нас в гостях  Лариса Николаевна!

Учитель: Я пришла к вам по приглашению Н.И. Она мне сообщила, что вы интересуетесь разными профессиями. И особенно вас волнует школа и профессия учителя,  ведь вы готовитесь стать первоклассниками.  У вас есть ко мне вопросы?

Дети с помощью логопеда и опорных сигналов здороваются с учителем и задают ему вопросы.

Логопед: Дети, на мониторе компьютера вы увидите картинки, которые помогут вам сформулировать  вопросы.

Описательные:  Трудная ли у вас профессия? Что вы любите делать на своём рабочем месте? Когда вы приходите на работу? Где находится школа, в которой вы работаете?

Каузальные: Почему вы выбрали эту профессию?  Для чего и зачем,  по вашему мнению, человек должен учиться?  Как ученик должен себя вести в школе? Почему уроки нужно делать каждый день?

Субъективные: Что вы чувствуете, когда ваши дети хорошо (плохо) учатся? Что вы знаете о том как учился ваш папа?  А вы любите детей, которые плохо учатся?

Воображаемые: Как вы думаете, что было бы если дети не учились в школе? Если в школе не ставили оценок?...

Оценочные: Как вы оцениваете свою работу? Как вашу работу оценивает директор школы? Вы устаёте на работе?

Последующие: Что вы делаете, когда приходите домой? Что вы будете делать на пенсии?

Учитель отвечает на вопросы. Логопед помогает детям. Следит за тем, чтобы дети не обращались ко взрослому по имени и отчеству, смотрели в глаза.

5. Итог занятия.

Дети благодарят учителя за беседу.

 Учитель  произносит прощальные слова и дарит детям карандаши, предваряя подарок загадкой.  

Не похож на человечка, но имеет он сердечко,

И работе круглый год он сердечко отдаёт.

Пишет он, когда диктуют, он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком он раскрасит вам альбом.

У неё много детей, она их очень любит, но это не …мама.

Она всегда занимается с детьми, но это не …воспитатель и не логопед.

Она даёт детям знания, но это не …книга.

Она заботиться о детях, но это не …мама и бабушка (родственники).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод Интервьюирования Учитель-логопед высшей квалификационной категории Михайленко Н.И.

Слайд 2

Дети с ТНР Затрудняются длительно поддерживать диалог Недостаточно инициативны У них слабо сформированы навыки рассуждения Каждый говорит о своём и не слышит партнёра Не отвечает эмпатией на собеседника Вследствие нарушений эмоциональной сферы возникает приглушённость выразительности лица и движений

Слайд 3

Кто здесь задаёт вопросы? ? ¿

Слайд 4

Приём «коммуникатора». Педагог - ребёнок (?) – ребёнок ребёнок (?) – педагог педагог (?) – ребёнок ребёнок (?) - ребёнок

Слайд 5

Диалог. «Мой дом»

Слайд 6

«Тонкий и толстый» ? ?

Слайд 7

Нетрадиционная форма проведения логопедического занятия - интервьюирование Развивает личностные качества детей Учит преодолевать скованность Позволяет быть активным и самостоятельным собеседником Развивает уверенность в себе и в своих высказываниях; умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру речевого общения

Слайд 8

Вырабатывает и закрепляет правильное речевое дыхание при ведении диалога Устраняет избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время её Помогает овладевать умением пользоваться различными типами предложений Повышает эффективность логопедических занятий

Слайд 9

У нее много детей, которых она любит, но это не …

Слайд 10

Она занимается с детьми, но это не …

Слайд 11

Она дает детям знания, но это не …

Слайд 12

Она заботится о детях, но это не …

Слайд 13

Учитель!

Слайд 14

Кто? Что? Какой? Что делает? Когда? Где? Куда?

Слайд 16

Что вы чувствуете? Что вы знаете?

Слайд 17

Что было бы если..?

Слайд 18

Как вы оцениваете свою работу?

Слайд 19

Что будет после того, как..?

Слайд 20

Ура! Скоро в школу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы развития коммуникативных умений у детей 4-5 лет в подвижной игре.

В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров ассоциативных зон, интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора. улучшается механизм сопоставления  слова с воспринимаемой...

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиАнализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной...

Английские рифмовки как способ развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Главная цель в обучении иностранному языку – практическое овладение языком. Ребенок должен научиться говорить на английском ( немецком, французском ) и все цели и средства вращаются вокруг этого....

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Проект, направленный на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. В проекте проанализирована современная  ситуация, проблеммы развития взаимодействия и сотруднич...

Презентация "Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей"

Презентация "Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей"...

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие дошкольника - это целостный и непрерывный процесс. Каждый ребенок уникален, неповторим. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. К сожалению, сейчас в...