« Влияние художественной литературы на умение с детьми сочинять сказки.»
статья по развитию речи на тему

Акулинина Наталья Юрьевна
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Влияние художественной литературы на умение с детьми сочинять сказки.

      Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей  не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки,  рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Основной моей задачей стало привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста соблюдала чувство меры и правильно сочетала вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и  многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт,  непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского  художественного творчества. На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

      Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.  

      Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. 

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств. Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а от сюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.

      Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществлялось с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учим детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Наблюдая за своими воспитанниками, мы обратили внимание, что их привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

      В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям найти главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

      В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание. Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

      В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

      Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. 

Сказка-модель высокого уровня абстракции

      Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, и составление новых сказок на основе изменения известных. Для того чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание. Необходимо разобраться, чем же отличается сказка от любого другого литературного текста. Для того чтобы читатель или слушатель осознал тему и принял эти жизненные правила, введены их носители. Это герои, их поступки, действия в определенном месте, времени. Отличительной особенностью носителей являются некая фантастичность. Это могут быть волшебные предметы или герои с необычными свойствами. Нарушение объективных законов природы, с одной стороны, является мотивом, позволяющим заинтересовать и удержать внимание слушателя или читателя. С другой стороны, фантастические свойства объектов позволяют не напрямую, а косвенно обобщить и вывести некоторые понятия как часть общей морали. Поэтому в сказке в уста героя могут быть вложены жизненные правила, назидания, мудрость, накопленные человечеством. И эта назидательность выглядит достаточно естественно, ненавязчиво. Следующей особенностью сказочного текста являются такие выразительные средства как повторы в действиях, наличие заклинаний. К выразительным средствам можно отнести и гиперболизацию какого-либо признака. Если Царевна прекрасна, то она прекрасна во всех отношениях. А если герой – злодей, то это свойство также доведено до крайности. В качестве выразительных средств выступают стихотворные тексты, прибаутки, которые играют не только роль эмоционального окраса сказочного текста, но и выступают как особенность в речи, присущая только таким текстам. Достаточно четко прописаны традиции начала сказки и окончания, выраженные в образных словосочетаниях. Это слова, которые позволяют свернуть время (долго – коротко) или расстояние (не далеко – не близко). Обучать детей сочинению сказок возможно, с помощью моделей.

 В качестве подготовительной работы по усвоению детьми моделей составления сказок является их обучение схематизации. 

      Для того чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, воспитателям необходимо научить их записывать схемами придуманный текст. Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели выбирая в схеме (героев, предметы, действий и т.д.).

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

     

 Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги:

Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок “находит”, указав слово на открытой странице выбранного текста.

Ответы, “найденные” в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).

Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем)

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.
Ход игры: 
Ребенку читают текст сказки, и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребенок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребенку показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку. Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. В качестве основы нами было выбрано несколько известных детям сказок: “Маша и медведь”, “Вини-Пух и все-все-все”, “Гуси-лебеди”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Сивка-Бурка”, “Серебряное копытце”, “Лукоморье”. Из содержания каждой сказки были определены следующие компоненты: – главные герои; – место действия; – время действия; – предмет, соответствующий герою (например, корзинка с пирожками у Красной шапочки). Круги были разделены на секторы. Каждый круг определял тот или иной компонент сказок. Например, на первый большой круг были нанесены изображения главных героев выбранных нами сказок, на второй – отличающие их предметы и т.д.  Таким образом, организуется как коллективная, так и индивидуальная деятельность детей по сочинению сказок. Дети сами передвигают стрелочки, выбирают героев, место действия и т.п. Отметим, что результаты, проведенной в такой форме работы оказались выше ожидаемого нами. Внимание и интерес детей к сочинительству поддерживается в течение нескольких десятков минут. Кроме того, дети с удовольствием придумали задания друг для друга. Можно отметить, что, работая по данному методу, фантазия детей при рассказывании существенно увеличивается. Приведем пример одного из многих рассказов, придуманных детьми .

“Жил-был Зайчик маленький в красном кафтане. Гулял он по лесу, собирал цветочки на день рождения к Вини-Пуху. И вдруг его укусил за лапку Оса. Он очень громко плакал. Но приехал в лес осматривать зверей доктор Айболит и вылечил лапку. Зайчик выздоровел и подарил доктору Айболиту цветы. Он был очень благодарен Айболиту”.

Можно предложить бесконечное множество вариантов. Ограничивается это только желанием и творчеством самого педагога. Весьма эффективны в этом случае приемы драматизации. Как и в случаях с кругами, возможно придумывание и театрализация сказки, которой не существует на самом деле, синтез сказок, героев, поступков. Главное, чтобы эти формы работы определяли детскую мысль к творчеству и размышлению. И в заключение, хочется согласиться со многими известными психологами и педагогами, что сказка это – особая форма фантазии. Но у каждой фантазии должна быть обязательно основа. Иначе, детская фантазия превращается в несуразицу. Важно обучить детей фантазированию, важно приучить их фантазировать не только в группе, на специальном занятии, но и в повседневной жизни.

Таким образом, мотивов и объектов для фантазирования можно найти в любую минуту и любое множество при желании. Особого знания методики здесь не предполагается. Значит, такую форму работы можно рекомендовать и родителям. Больше творчества появляется у детей, если интегрировать занятия по развитию речи с предметами художественно-эстетического цикла.  При использовании художественной литературы в образовательном процессе надо, прежде всего, иметь в виду самоценное значение произведений для развития и образования детей. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-творческий проект "Сочиняем сказки сами"

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Содержит цель, задачи и этапы реализации....

Сочиняем сказки вместе с детьми.

Сочинение сказок развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребёнка, помогает в творческой форме закрепить имеющиеся у ребёнка знания, готовит к успешному школьному обучению, сплач...

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми» Часть1

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми»Часть1[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23466226","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми» Часть2

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23945146","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left;"}}]]         ...

консультация для родителей "СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ"

как развить у ребёнка творческое мышление...