Главные вкладки

    Проект «Сотрудничество ДОО и семьи, направленное на развитие речи ребенка раннего возраста»
    проект по развитию речи (младшая группа) по теме

    Даник Ольга Владимировна

    Проект позволил выстроить благоприятные отношения педагогов и родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_vzaim_doo_i_semi.docx28.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект

    «Сотрудничество ДОО и семьи, направленное на развитие речи ребенка раннего возраста»

    Речь крайне необходима для установления контактов, для выражения человеком своих мыслей, планирования и регулирования своих деятельности. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Самым важным периодом для развития речи является дошкольный возраст.

             К сожалению, наши наблюдения свидетельствуют о низком уровне речевого развития у многих детей. Отмечаем бедный словарный запас, обилие грамматических ошибок, трудности в построении простых предложений. Причины недостаточного речевого развития многообразны. К числу значимых причин специалисты относят неблагоприятную среду в семье. К сожалению, занятые родители часто пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы и папы и, как следствие - у ребенка возникает много проблем с речью. С целью повышения родительской компетентности, вовлечения родителей в образовательный процесс, мною был разработан проект «Сотрудничество ДОУ и семьи, направленное на развитие речи ребенка раннего возраста».

    Сотрудничество семьи и педагогов предполагает объединение их усилий, их совместную деятельность, выстраивание партнерских отношений для обеспечения максимально благоприятных условий развития и воспитания детей в семье и ДОУ.


    Цель моего проекта:

    Взаимодействие с родителями, повышение родительской компетентности, вовлечение родителей в образовательный процесс.

    Этапы разворачивания сотрудничества ДОУ с семьей:

    1.Диагностический

    2.Мотивационный

    3.Основной

    4.Контрольно-оценочный

    Диагностический этап.

    Цель: Изучение семей воспитанников.

    Задачи

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    Результаты

    1.Выявить условия, способствующие  развитию речи ребенка в семье.

    2.Выявить потребность родителей в чтении дополнительной литературы по речевому развитию детей раннего возраста.

    3.Выявить мнение родителей о том, как развивать речь ребенка.

    4.Выявить положительный опыт семейного воспитания по развитию речи.

    Анкетирование семей воспитанников

    Сентябрь,

    октябрь

    Педагоги

    Получение необходимой информации  и ее интерпретация

    Выявить уровень развития речи ребенка

    Наблюдение за воспитанниками группы

    Сентябрь-

    ноябрь

    Педагоги

    Выявление уровня речевого развития детей

    Мотивационный этап.

    Цель: Мотивировать родителей на сотрудничество с педагогами, на активное участие в жизни группы, детского сада.

    Задачи

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    Результаты

    Познакомить родителей с условиями пребывания ребенка в детском саду.

    1.«День открытых дверей»

    II неделя ноября

    Педагоги

    Установление более близкого контакта, возможность обменяться полезной информацией между педагогом и родителями, между родителями.

    Вызвать желание у родителей активно участвовать в жизни группы, в качестве организаторов, помощников, ассистентов.

    2. «День Рождения группы»

    IV неделя ноября

    Педагоги, родительский комитет

    Эмоциональное удовлетворение, чувство сопричастности к жизни группы.

    Основной этап.

    Цель: Приобретение родителями и педагогами опыта сотрудничества в разных видах деятельности, построение партнерских отношений и повышение родительской компетентности в вопросах развития речи.

    Задачи

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    Результаты

    Расширить и углубить представления родителей об особенностях и условиях развития ребенка в ДОУ.

    1.Информирование

    родителей о том, чем дети занимались в течение дня.

    каждыйдень

    Педагоги

    Расширение и углубление представлений родителей об особенностях и условиях развития ребенка в ДОУ.

    Содействовать конструктивному общению родителей с детьми.

    2.Информирование родителей о достижениях ребенка. Написание письма об успехах.

    май

    Педагоги

    Развитие определенных качеств, способностей, ценностного отношения к ребенку.

    Помочь родителям приобрести опыт совместной деятельности со своим ребенком, другими детьми, родителями и педагогами ДОУ.

    3.Вовлечение родителей в жизнь группы:

    а) Предлагать родителям включаться в деятельность детей: почитать книгу, поиграть в настольные игры, развивающие мелкую моторику, поучаствовать в театрализации, используя пальчиковый театр и театр БИ-БА-БО.

    б) Приглашать родителей поучаствовать в разных видах деятельности, направленных на развитие речи: подвижных играх, хороводах и играх-упражнениях.

    1 раз в месяц с декабря по май

    Педагоги, родители

    Расширение опыта совместной деятельности родителей со своим ребенком, другими детьми, родителями  и педагогами.

    1.Расширить представление о формировании речи ребенка раннего возраста.

    2.Развивать коммуникативные умения собеседника.

    3.Развивать умения родителей видеть проблему развития речи ребенка.

    4.Дискуссия по теме» Почему ребенок плохо разговаривает?»

    январь

    Педагоги, родители

    Обсуждение проблемы речевого развития детей раннего возраста.

    1.Формирование у родителей практических умений обыгрывать стихи, потешки, сказки с помощью пальчиковых игр.

    2. Содействовать сотрудничеству, совместной деятельности родителей и детей в семье.

    3.Развитие партнерских отношений родителей и воспитателей.

    5.Практикум «Наши пальчики - ключик к развитию речи»

    февраль

    Педагоги, родители

    Овладение родителями умением, использовать в игре пальчиковую гимнастику, сопровождаемую речью. Обогащение опыта совместной деятельности родителей и ребенка.

    Повышать родительскую компетентность, расширять представления об особенностях речевого развития ребенка раннего возраста, условиях полноценного развития речи.

    6.Информирование родителей по подбору литературы о речевом развитии детей раннего возраста.

    1 раз в три месяца

    Педагоги

    Повышение ответственности родителей за речевое развитие ребенка.

    Контрольно-оценочный этап.

    Цель: Оценка эффективности взаимодействия ДОУ и семьи. Сопоставление поставленных задач и полученных результатов.

    Задачи

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    Результаты

    1.Отследить уровень взаимодействия с родителями.

    2.Определить уровень родительской компетентности  в развитии речи детей раннего возраста.

    Повторное анкетирование

    май

    Педагоги, родители

    Получение необходимой информации и ее интерпретация.

    3. Оценить участие родителей в образовательном процессе.

    Анализ проведенных мероприятий

    май

    Педагоги, родители

    Получение необходимой информации и ее интерпретация.

    Оценочные результаты.

    Мне, как педагогу, сотрудничество с родителями дало возможность:

    1. Легче составить с родителями  диалог.

    2.Легче выстраивать информирование в связи с проблемами в развитии речи детей раннего возраста.

    3.Более успешно решать задачи организации детской деятельности.

    4.Повысить результаты в освоении детьми программы.

    Родители, взаимодействуя с ДОУ:

    1.Осознали важность сотрудничества с педагогами.

    2.Приобрели опыт совместной деятельности со своим ребенком, с другими детьми.

    3.Расширили представление об особенностях речевого развития ребенка раннего возраста.

    4.Овладели практическими умениями пальчиковой гимнастики, театрализованных  и подвижных игр, игр-упражнений и т.д.

     В результате совместной деятельности  ДОУ и семьи у детей наблюдается:

    1.Обогащение словаря существительными, глаголами, прилагательными и наречиями.

    2.Интерес к рассматриванию картинок, книжек.

    3.Умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

    4.Проявление самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

    5.Развивается желание играть в подвижные игры с простым содержанием.

    6.Сопровождение речью действий в игре.

    Приложение.

    1.Анкета№1        

    2.Анкета№2

    3. Список используемой литературы.


            Анкета №1

    Уважаемые родители!

    Просим Вас принять участие в анкетировании, направленном на изучение сферы сотрудничества семьи и детского сада по развитию речи детей раннего возраста. Пожалуйста, обведите соответствующий вариант ответа или отметьте удобным для Вас способом.

    Ваша Фамилия, Имя, Отчество__________________________________________

    Фамилия, имя ребенка_________________________________________________

    1.Как Вы оцениваете уровень развития речи Вашего ребенка?

    а) высокий

    б) средний

    в) низкий

    г) другое____________________________________________________________

    2.Сопровождает ли ваш ребенок речью действия в игре и в быту.

    а) да

    б) нет

    в) другое____________________________________________________________

    3.Что нужно делать для развития речи ребенка?___________________________

    ____________________________________________________________________

    4.Какие условия в семье способствуют развитию речи Вашего ребенка?

    ____________________________________________________________________

    5.Нуждаетесь ли Вы в чтении дополнительной литературы по развитию речи детей 2-3х лет?

    а) да

    б) нет

    в) другое____________________________________________________________

    6. Хотели бы вы поделиться положительным опытом развития речи Вашего ребенка с другими родителями?

    а) да

    б) нет

    в) другое____________________________________________________________

    7.Хотели бы Вы обсудить тему «Развитие речи детей раннего возраста?»

    а) да

    б) нет

    в) другое____________________________________________________________

    8.Хотели бы Вы познакомиться с тем, как организуются в группе:

    а) чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций

    б) театрализованная деятельность

    в) пальчиковая гимнастика

    г) игра-массаж

    д) дыхательные упражнения

    е) звукоподражание

    ж) игры с прищепками

    Благодарим за участие в анкете! Это очень важно для нас.

     

    Анкета №2

    Уважаемые родители!

    Просим Вас принять участие в анкетировании, направленном на изучение эффективности сотрудничества семьи и детского сада по развитию речи детей раннего возраста. Пожалуйста, обведите соответствующий вариант ответа или отметьте удобным для Вас способом.

    Ваша Фамилия, Имя, Отчество__________________________________________

    1.Как вы оцениваете взаимодействие с воспитателями?____________________

    ____________________________________________________________________

    2.Что лично Вам дало сотрудничество с педагогом?________________________

    ____________________________________________________________________

    Наблюдает ли Вы положительные изменения развития речи своего ребенка?

    а) да, изменения существенные

    б) изменения есть, но незначительные

    в) изменений к лучшему нет

    г) ваш вариант ответа

    Благодарим  за участие в анкете! Это очень важно для нас.

    Литература

    1. Конспект лекций «Курсы повышения квалификации «Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи». Преподаватель Яковенко Т.Д.
    2. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/сост.Т.В. Калинина(и др.)-Изд.-е-Волгоград:Учитель,2013.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Взаимодейтвие детского сада и семьи, направленное на развитие речи детей дошкольного возраста"

    Практика показывает, что взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты наблюдаются там, где педагоги и родители д...

    Дидактические игры направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста

    Дидактические игры направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста ...

    игры и игровые приемы ,направленные на развитие речи детей раннего возраста.

    собрана небольшая картотека игр и игровых приемов,направленные на развитие речи детей раннего возраста....

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста. (ИЗ ОПЫТА)

    Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста.Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействие всех его участников: родите...

    Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста

    В действительности же невмешательство в процесс формирования детское речи почти всегда влечет за собой отставание в раз-витии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолевают...