Консультация для воспитателей "Развитие связной речи" посредством использования приемов моделирования".
консультация по развитию речи на тему

Ефанова Светлана Юрьевна

"Развитие связной речи с использованием приемов моделирования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Развитие связной речи посредством использования приемов мнемотехники.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и точно.                                                                                                                По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.                                                                                Основные проблемы речи детей дошкольного возраста это - бедность речи, недостаточный словарный запас. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст своими словами.  Отсутствуют  навыки культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Плохая дикция.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\kataeva_ik.jpg 

Первыми начали разрабатывать мнемотаблицы и применять в работе Петербургские педагоги и новаторы во главе с Венгер Александрой Абрамовной.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание.

Суть мнемосхем заключается в следующем:  на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение);  таким образом, весь текст зарисовывается схематично.                                                                                                 Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.                                                                                                 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.                 

Начинать работу необходимо с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, к  мнемотаблицам.         

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\img20.jpg                Мнемоквадрат.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\dd1b6a34f70fbfcea5659249c25e502f.jpg.jpgМнемодорожка.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\3-1.jpg    Мнемотаблица.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.                                          Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.                                                                Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.

Мнемотическое  запоминание состоит из 4 этапов

  1. Кодирование в образы
  2. Запоминание
  3. Пересказ информации с опорой на символы
  4. Воспроизведение мнемо схемы

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи, в обучении составлению рассказов,  заучивании стихов,  для обогащения словарного запаса.  

Примеры использования мнемотаблиц:

Разучивание стихотворений.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

                                (Плещеев)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\img1м4.pngC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\imтпиьg10.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\imgсм11.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\imмиg12.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\iмитmg13.jpg

Мнемотаблицы при работе со сказками:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\img21.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\img23.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\img2рр0.jpg

Мнемотаблицы при обучении  составлению рассказов, пересказов:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\htmlconvd-wfLhjL_html_4ef9f93d.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\imпртпаg1.jpg

Использование мнемотехники (таблицы) на однокоренные слова:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\img31.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\img28.pngC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\img29.pngC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\img30.jpg

В результате работы с использованием мнемотаблиц у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.                                 Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. У детей расширяется кругозор. Словарный запас выходит на более высокий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Использование приема моделирования в развитии связной речи детей 4-5 лет»

"Развитие речи детей 4-5 лет.Использование приема моделирования в развитии связной речи детей"...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей....