Конспект занятия по развитию речи «Ласточка» (К. Ушинский)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

Хиблина Елена Николаевна

Конспект занятия по развитию речи «Ласточка» (К. Ушинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

центр развития ребёнка – детский сад №22

«Светлячок»

Конспект занятия по развитию речи «Ласточка» (К. Ушинский)

Пересказ рассказа

в разновозрастной группе (3-5 лет)

Воспитатель:

Кузьмина Е.Н.

2016

с. Шарапово

Программное содержание:

  1. Учить пересказывать литературное произведение близко к тексту.
  2. Учить отвечать на вопросы, используя предложения из текста.
  3. Развивать интонационную выразительность речи.
  4. Воспитывать любовь и интерес к птицам, желание за ними ухаживать.
  5. Индивидуальная работа.

Предварительная работа:

Провести наблюдение в природе с детьми, заучивание примет, пословиц, загадок.

Подобрала произведение, продумала алгоритм применение приёмов обучения пересказу.

Дети сидят на ковре, по кругу.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам прочитать рассказ. Хотите узнать о ком?

Тогда отгадайте загадку.

Прилетает к нам с теплом, 
Путь проделав длинный, 
Лепит домик под окном 
Из травы и глины.     (Ласточка)


Спереди - шильце, сзади - вильце,

Сама мала за морями была.      (Ласточка)


Воспитатель: Как Вы догадались?

У ласточки острый клюв, как шило. Хвостик на вилку похож, (вильце – т.е. вилка),

Воспитатель: Почему ласточки улетают за моря?

Там много корма, насекомых, тепло. (Выставляю на стенд иллюстрацию)

Я прочитаю Вам рассказ Ушинского «Ласточка». Вы его знаете, но сегодня мы его будем пересказывать, поэтому слушайте внимательно.

Ушинский Ласточка

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
- Не разоряй гнёзда, - сказал мальчику отец. – Весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела, ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.
Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.
«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», - подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!..

-Из чего же ласточки делают свои гнезда? (Из глины, ила, пуха, перышек, мха)

- О ком этот рассказ? (О ласточках)

- Что однажды хотел натворить мальчик? (Он хотел осенью разорить птичье гнездо)

- Зачем он это хотел сделать? (Думал, что ласточки больше не вернутся)

- Он плохо хотел поступить? (Плохо)

- Кто его остановил? (Отец)

А сейчас немного отдохнем.

 Физминутка

«ЛАСТОЧКИ»

Координация речи и движении, развитие моторики

Ласточки летели,                         

Все люди глядели. 

(Стоя, машут руками, изображая полет птиц.)                   

Ласточки садились,                      

Все люди дивились.

(Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья.)

Сели, посидели.

Взвились, полетели. 

(Стоя, взмахивают руками.)              

Полетели, полетели,

Песенки запели.

-А теперь кто из вас хочет пересказать рассказ? Дети  пересказывают рассказ самостоятельно.

-  Ребята, вы только представьте, что ласточка, вернувшись домой, не обнаруживает своего жилища. Каково ей? Вот поэтому вы всегда должны помнить, что разорять птичьи гнезда нельзя. Как вы думаете, мальчик это понял?  Да.

- Какая главная мысль рассказа?  Что никогда нельзя разорять птичьи  гнезда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения А.Фета Ласточки пропали»

Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения А.Фета Ласточки пропали» Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали».Задачи:...

Конспект занятия по развитию речи ОО « Речевое развитие» «Чтение русской народной сказки «Колобок» (в обр. К.Д. Ушинского) Вторая младшая группа

Знакомство с русской народной сказкой «Колобок» посредством эмоционального чтения. Пополнение и активизация словаря на основе русской народной сказки (называние по внешнему ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ текста К. Д. Ушинского «Ласточка» с опорой на схему"

Цели: 1.Стимулировать пересказ текста с опорой на схему. 2.Расширять словарь глаголов. 3.Обогащать речь яркими художественными признаками, синонимами; способствовать уточнению значений слов. 4.Раз...

Конспект занятия по развитию речи по стихотворению А. Фета «Ласточки пропали» (подготовительная группа)

Цель: знакомство детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали».Задачи:Образовательные:-Познакомить детей с новым стихотворением;-Закрепить приметы осени.Развивающие:-Ра...