Главные вкладки

    Консультация для воспитателей ДОУ «Роль пальчиковой и артикуляционной гимнастик в развитии речи дошкольников»
    консультация по развитию речи на тему

    Ефремова Ольга Викторовна

    Развитие речи дошкольников через использование пальчиковой и артикуляционной гимнастик

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artikulyatsionnaya_i_palchikovaya_gimnastika.docx23.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей ДОУ

    «Роль пальчиковой и артикуляционной гимнастик

    в развитии речи дошкольников»

    Подготовила:

    старший воспитатель

    МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

    Ефремова О.В.

    Уже с давних времен было известно влияние воздействия руки на мозг человека. Речевая область в головном мозгу расположена рядом с двигательной областью. Еще И. Кант говорил: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом»

    Основные особенности развития речи в дошкольном возрасте:

    1. речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения
    2. появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность
    3. ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом
    4. ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов
    5. развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого
    6. складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач
    7. возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь
    8. складывается понимание форм языковой деятельности
    9. речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней
    10. речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы
    11. завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки
    12. возникают предпосылки для освоения грамоты

    Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к. кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память

    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

    Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности способствует речевому развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Задачами пальчиковой гимнастики являются:

    -систематизировать игры и упражнения для развития пальцев рук;

    -организовать и проводить занятия с детьми, используя игры и упражнения для тренировки пальцев с речевым сопровождением;

    -развивать у детей мелкую моторику рук с помощью пальчиковых игр;

    -повысить компетентность родителей и педагогов по вопросу влияния пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста

    И. В. Мальцева и Л. П. Савина в ходе исследований установили, что при выполнении пальчиковых игр происходят следующие изменения:

    1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

    2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

    3. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

    4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

    5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

    6. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

    7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

    Применять пальчиковые игры, направленные на развитие речи, также нужно с учетом возраста дошкольника.

    Виды пальчиковых игр:

    1. Игры с пальчиками.

    2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

    3. Пальчиковые игры со скороговорками.

    4. Пальчиковые игры со стихами.

    5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

    6. Пальчиковый алфавит.

    7. Пальчиковый театр.

    8. Театр теней.

    Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

    - универсальность - можно играть в любом месте в любое время;

    - кратковременность - обычно не более 2-5 минут;

    - активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

    - невербальное общение в играх - «молчанках», использование языка жестов;

    - наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

    Вместе с пальчиковой гимнастикой необходимо ежедневно проводить и артикуляционную гимнастику.

    Артикуляционная гимнастика предоставляет возможность всем, и взрослым и детям, научиться говорить правильно, красиво и четко.

    Язык - главная мышца органов речи. Всем известно, что чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными мы тренируем мышцы. Но, как и для всякой мышцы, гимнастика для языка также не меньше необходима.

    Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Дефекты произношения отрицательно влияют на эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в будущем, необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

    Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее изучены.

    Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба.

    Задачами артикуляционной гимнастики являются:

    -учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения;

    -формировать правильное произношение звуков;

    -воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой.

    Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.

    При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

    - каждое движение выполнять перед зеркалом;

    - движение проводить неторопливо, ритмично, четко;

    - чаще сравнивать образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка);

    - выполняя упражнения для языка, использовать ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка;

    - помнить: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следить, чтобы он от нее не уставал.

    Детская речь, как известно, в период своего становления – чрезвычайно ранимая, чувствительная к негативным внешним воздействиям система. Дети, недостатки речи которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы. Невнимание к недостаткам речи близких взрослых ребенка – родителей и педагогов – часто имеет достаточно серьезные последствия, а надежда, что «с возрастом все пройдет само» не оправдывается.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. В помощь родителям и педагогам.

    Данное пособие  поможет родителям в ранней профилактике и коррекции  дефектно произносимых звуков речи у детей....

    Конспект родительского собрания в средней группе детского сада "Значение пальчиковой и артикуляционной гимнастики в развитии речи детей"

    Вооружить родителей знаниями о пальчиковой и артикуляционной гимнастике. Заинтересовать проблемой и приобщить к игре в условиях семьи....

    Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников

    Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников:пособие для родителей и педагогов...

    Значение пальчиковой и артикуляционной гимнастики в развитии речи ребёнка

    Презентация для родителей значение пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики в развитии речи детей....

    Книга: Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников

    Елена Степановна АнищенковаАртикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников:пособие для родителей и педагогов...

    Памятка "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников

    Развитие артикуляционной моторики у дошкольников...

    Родительское собрание на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников»

    Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ. ЦЕЛЬ: дать информацию родителям о том, какую роль игр...