Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шакирова Айгуль Махмутовна

Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным; предметы к относительным прилагательным; закреплять умение различать и называть зимующих и перелетных птиц; развивать память, внимание, логическое мышление и воображение; воспитывать любовь к природе; умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю; активизировать словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №22 «Малыш»

Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект занятия

по познавательно-речевому развитию в старшей группе

«Весна»

Подготовила:

Шакирова А. М.

Воспитатель старшей группы

                                   Зеленодольск -2015г.

Образовательная деятельность в старшей группе

«Весна»

Цель: расширять представления детей о ранней весне.

Задачи: упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным; предметы к относительным прилагательным; закреплять умение различать и называть зимующих и перелетных птиц; развивать память, внимание, логическое мышление и воображение; воспитывать любовь к природе; умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю; активизировать словарь детей.

Предварительная работа: рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», И.Соколов – Микитов «Март в лесу», В. Бианки «Когда наступает весна», К. Ушинский «Весна»; разучивание стихотворений, загадок, примет и потешок о весне и солнце, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.

Материалы и оборудование:ковер, солнце с лучами для ковра; картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; мультимедийное оборудование.

Ход образовательной деятельности

Заходят дети и встают полукругом. Здороваются с гостями. Далее педагог предлагает отгадать загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет

То куда- то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска ее боится.

Что это? (Улыбка.)

Педагог предлагает детям улыбнуться друг другу и поднять друг другу настроение. Затем дети садятся на свои места.

Педагог. Какой сегодня день недели? Какой сегодня месяц? Какое сегодня время года? Вы ждали весну? Вот она и пришла.

(Обращает внимание детей на экран мультимедийного оборудования, на котором изображена природа ранней весной.) Слайд 1

Педагог.Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной все вокруг оживает. А какие месяцы весна с собой привела? Назовите их по порядку. Назовите первые признаки наступившей весны.

Дети. Днем стало пригревать солнце. День стал длиннее. Снег потемнел, стал рыхлым, стал таять. Звенит капель.Появились первые проталины. Побежали, зазвенели ручьи. Возвращаются перелетные птицы.

Педагог. Какие приметы ранней весны вы знаете?

Дети озвучивают ранее заученные приметы весны:

Весна — зажги снега, заиграй овражки.

Без первой ласточки весна не обходится.

Март с водой, апрель с травой.

Весной трёх погожих дней рядом не бывает.

 Весна и осень - на дню погод восемь.

Педагог. Почему так говорят: «Весна и осень- на дню погод восемь».

Дети. Потому что в течении дня погода может несколько раз измениться: то солнышко пригреет, то подморозит, то снег срывается, то дождь…

Игра с мячом «Весенние слова»

 Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чём я говорю.

 - Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное (небо)

 - Яркое, золотое, тёплое, ласковое (солнце)

 -Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная (капель)

 -Холодный, светлый, солнечный, весенний, погожий (день)

 - Первые, молодые, зелёные, клейкие (листочки)

 - Перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие (птицы)

- Белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу (облака)

 - На речке тает (лёд).

Педагог. Ребята я предлагаю вам послушать стихотворение И. Токмаковой «Весна»:

К нам весна шагает                                              Черные проталины

Быстрыми шагами,                                               На полях видны.

И сугробы тают                                                      Видно, очень теплые

Под ее ногами.                                                     Ноги у весны.

Вопросы по содержанию стихотворения:

- О чем говорится в стихотворении? (О весне.)

- Что делает весна? (Шагает быстрыми шагами.)

- Что происходит с сугробами? (Они тают.)

- Что появляются на полях? (Черные проталины.)

- Что такое «проталины?» (Островки земли, появляющиеся из- под снега.)

- Почему все это происходит? («Очень теплые ноги у весны».)

- Что же происходит на самом деле? (Пригревает солнышко.)

Физкультминутка «Солнце спит»

Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)

Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)

Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)

Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок, (Качаемраскрытыми в стороны руками.)

Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)

И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.)

Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам (Хлопаем в ладоши.)

Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)

Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)

Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)

Педагог. Выставляет на ковре желтый круг- солнце без лучей, рядом раскладывает желтые полоски- лучи.

Педагог. Ребята солнышко сегодня грустит, оно растеряло все свои лучики, ему грустно. Хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова. Скажите ласковое слово и верните ему лучик.

Дети. Яркое, ласковое, блестящее, искристое, весеннее, озорное, горячее, золотое, красивое.

(Дети возвращают солнышку лучики, произнося слова признаки: на каждое слово- лучик). На мультимедийном экране появляется солнце. Слайд 2

Педагог. Ребята посмотрите наше солнышко заискрилось, засверкало, потому что оно обрадовалось, что вы вернули ему все лучики.

Далее педагог предлагает разгадать ребусы. На экране мультимедийного оборудования изображено 4 картинки в ряд: гриб, рыба, арбуз, часы. По первым буквам в названии картинок составляется слово: «Грач» Слайд 3

- Грач- это какая птица? (Перелетная.) Слайд 4

На экране мультимедийного оборудованияизображено 6 картинок: собака, огурец, роза, огурец, кошка, арбуз. По первым буквам в названии картинок составляется слово: «Сорока» слайд 5

- Сорока- это какая птица? (Зимующая.)  Слайд 6

На экране мультимедийного оборудованияизображено 7 картинок: солнце, кактус, верблюд, окно, ракета, енот, цыпленок. По первым буквам в названии картинок составляется слово: «Скворец». Слайд 7

- Скворец- это какая птица? (Перелетная). Слайд 8

На экране мультимедийного оборудованияизображено 6 картинок: верблюд, окно, рак, окно, ножницы, арбуз. По первым буквам в названии картинок составляется слово: «Ворона». Слайд 9

- Ворона- это какая птица? (Зимующая). Слайд 10

На экране мультимедийного оборудованияизображено 6 картинок: стул, иголка, нитки, иголка, цыпленок, арбуз.По первым буквам в названии картинок составляется слово: «Синица». Слайд 11

- Синица- это какая птица? (Зимующая). Слайд 12

Далее педагог раскладывает на столе карточки с изображением птиц. Предлагает детям взять по одной карточке, внимательно рассмотреть птицу, которая изображена на карточке. Определить: какая это птица- зимующая или перелетная.

Затем педагог проводит д/и «Какая это птица?».

Педагог. Зимующие птицы, летите ко мне!

(Дети, у которых в руках карточки с изображением зимующих птиц, подходят к педагогу. Каждый ребенок называет свою птицу.)

Педагог. Перелетные птицы летите ко мне!

(То же самое задание выполняется детьми, у которых карточки с изображением перелетных птиц.)

Затем педагог предлагает детям загадать друг другу и гостям весенние загадки.

Шагает красавица,

 Легко земли касается.

 Идет на поле, на реку,

 И по снежку, и по цветку. (Весна)

Морковка бела,

 Всю зиму росла.

 Солнышко пригрело,

 Всю морковку съело. (Сосулька)

Снег в лесу. Сугробов много.

 Но слышна синицы трель.

 С крыши прямо на дорогу

 Звонко капает … (Капель).

Самый первый день весны,

Самый – самый первый.

На опушке у сосны

 Распустилась … (Верба).

Жил я посреди двора,

 Где играет детвора,

 Но от солнечных лучей

 Превратился я в ручей. (Снеговик)

Эта гладкая дорога

 Пролежит совсем немного.

 Как пройдет по ней весна,

 Вся разрушится она. (Лед)

Дни погожи не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли… (Почки)

В темный день из-подо льдаЭтот озорной … (Ручей.)

Мчится талая вода.  

И шумит всех птиц звончей

Итог занятия.

- О чем мы с вами сегодня говорили?

- Что вы нового узнали?

- Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...