" Применение интерактивных технологий в образовательном процессе с дошкольниками".
статья по развитию речи на тему

Горбунова Елена Сергеевна

Отличительной чертой современного дошкольного образовательного учреждения является внедрение инноваций в педагогический процесс. " Инновация - это новое явление в чем - либо".

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Е. С. Горбунова, , воспитатель

МБУ Д/С № 120 « Сказочный» корпус 2, г. Тольятти 

                    «Применение интерактивных технологий в   образовательном процессе с дошкольников».   

                                   Стремительная динамика современной жизни требует поиска и

 разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.

             Дошкольное образование – период первоначального становления личности. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка , не в форсирование сроков и темпов перехода его на рельсы « школьного» возраста, а , прежде всего, в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей дошкольника.  

          Отличительной чертой современного дошкольного образовательного учреждения является и внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия используемых образовательных развивающих технологий педагогической деятельности. « Инновация - это новое явление в чем – либо ( Р. Н. Юсуфбекова).

         Хочется обратить ваше внимание на речь детей. Не является секретом то, что при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому требуется специальное обучение, направленное на формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи, воспитание интереса к родному языку и обеспечения творческого характера речи, тенденции к её саморазвитию. Очень большую роль в формировании речи и общения играют определенные интерактивные технологии.

         Слово « интерактив» пришло к нам из английского от слова « interact», что подразумевает «inter» -  взаимный  и « act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо ( например, компьютером) или кем – либо ( человеком).

         Интерактивным, по мнению Б. Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают; каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в решение общей задачи.

         Использование интерактивных технологий позволяет строить учебный процесс в дошкольном учреждении с учетом принципа интеграции образовательных областях и в соответствии с возрастными особенностями развития детей.

                     Какую цель преследует интерактивная технология?

         Интерактивная технология направлена не столько на освоении знаний, сколько на формировании у дошкольников новых качеств и умений:

  1. Активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого ребенка.
  2. Развиваются межличностные отношения, преодолеваются скованность, неуверенность, создается ситуация успеха.
  3. Формируются условия для самообразования и саморазвития личности каждого ребенка.

          Мы предлагаем вам некоторые интерактивные технологии, которые можно принять для развития речи дошкольника.

           Интерактивная технология « Интервью». Эта технология  приемлема для закрепления и обобщения знаний по пройденной теме.  Ребёнок - корреспондент, используя карточки-схемы (на начальном периоде обучения)    берёт интервью на любую тему у детей. В их условных обозначениях заложен алгоритм формулирования вопросов:
                 - Что ты услышал на занятии?
                - Что тебе понравилось на занятии?
                - Что ты узнал нового?
                - Что ты делал на занятии?

         Благодаря этой технологии у детей активно развивается диалоговая речь, которая побуждает их к взаимодействию « ребёнок- ребёнок», « ребёнок - взрослый».

              Следующая интерактивная технология « Реклама на телеканале». Дети делятся на группы ,  каждая из которых получает задание прорекламировать какую-то вещь. Дети договариваются, ( возможно даже что-то показывают).

            Ещё одна интерактивная технология « Хоровод». Эта технология способствует формированию особых навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста, также развивает такие качества, как умение выслушать ответы и не перебивать друг друга. Здесь можно использовать такие игры:

  1. « Скажи какая?»;
  2.  « Отвечай быстро»;
  3.  « Что можно сделать?»;
  4. « Подбери родственные слова»;
  5.  «Назови слово на нужный звук»;
  6. « Скажи по другому» (как  сказать по другому (друг)).

         Интерактивная технологии « Цепочка». Эта технология помогает формированию у детей дошкольного возраста умение работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку  сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом. Можно провести такие дидактические игры: « Составь предложение по цепочке» . Каждый ребёнок называет слово так, что бы получилось смысловое предложение.

                Д/и « Расшифруй слово» . С помощью картинок зашифровано слово, дети по очереди составляют его.

                 Д/и « Я начну, а ты  закончи». Например « Я очень люблю зиму, потому что…..»

            Интерактивная технологию «Работа в группах».  В режимах интерактивного обучения отдается предпочтение группам из трёх человек. Применение технологии групповой работы « в тройках» дает возможность трудиться на занятиях всем детям. Цель этой технологии заключается в том, что каждый ребёнок сможет выговориться. Дети с помощью символов делятся на группы. Каждая группа получает задание и  схему рассказа или сказки и тему. Совещаясь,  дети придумывают рассказ или сказку, договариваются, кто из них и  что  будет рассказывать.

           Интерактивная технология « Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагается обсудить проблему « перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Все остальные дети выступают в роли зрителей. Отсюда и название – аквариум.

         Использование интерактивной технологии в образовательном процессе снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на  вопросы темы .

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики.

   В заключении можно сказать , что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий использование разнообразных форм работы с родителями приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

           Литература:

  1. О. С. Ушакова « Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»

Творческий центр « Сфера» Москва – 2002г.

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева ( и др.). – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2011.-528с.
  2. Педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ/ под ред. И.В. Руденко.- ТОЛЬЯТТИ: ТГУ, 2006.- 111 с.
  3. Юсуфбекова, Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: опыт разработки теории инновационного процесса в школе/ Н. Р. Юсуфбекова.- М. : Педагогика, 1991.- 156 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Эффективность и рациональность применения интерактивного оборудования в образовательном процессе ДОО»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ по применению интерактивного оборудования в образовательном процессе....

Педсовет "Применение игровых технологий в образовательном процессе МДОУ для развития связной речи дошкольников"

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудную речь. С помощью игровых техно...

Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ для развития связной речи дошкольников

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ

Данная статья будет  интересна инструкторам по физической культуре в детском саду....

Инновационные технологии"Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Инновационные технологии "Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС»...